Вопрос. Разрешение конфликта. Информационный подход




Информация играет важную роль во взаимодействии сложных систем. В конфликтах она определяет возникновение, развитие, и завершение ситуации противодействия оппонентов. Воздействия третей стороны с целью урегулирования конфликта также носят в основном информационный характер. Информация оказывает решающее воздействие на саморазвитие конфликтологии как науки. Поэтому разработка информационного подхода составляет перспективную задачу конфликтологии.

Одной из традиционных технологиях решений конфликта является информационная технология, которая характеризуется: ликвидацией дефицита информации в конфликте, исключение из информационного поля ложной, искаженной информации и устранение слухов. Методы и стратегии: структурные методы и стратегия приспособления.

У участников конфликта формируются информационные модели конфликтной ситуации в целом; мотивов и возможных действий противоположной стороны в конфликте; своих мотивов и возможностей в конфликте; представлений окружающих о конфликте; целей всех сторон, участвующих в конфликте, и др.

Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой не что иное, как обмен информацией между всеми основными и второстепенными участниками конфликтной ситуации.

Информационное воздействие участников конфликта друг на друга производится с целью коррекции поведения сторон в нужном направлении. Ключ к пониманию конфликтов лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под воздействием которой они возникают, развиваются и завершаются.

• Сформировавшиеся в процессе жизни стереотипы часто играют решающую роль в выборе способа поведения в конкретной ситуации, в том числе и на конфликты.

• Многие специалисты (Г. Ефремова, В. Мельников и др.) справедливо говорят о том, что средства массовой информации оказывают заметное влияние на тревожность населения, формируют установку на допустимость насилия или его осуждение [15]. Поток информации с демонстрацией убийств, крови, насилия на экранах российских телевизоров превысил сегодня все мыслимые границы.

•Воздействие третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного разрешения носит информационный характер.Всядеятельность руководителей, конфликтологов, других посредников по предупреждению и завершению конфликтов представляет собой информационное воздействие на их участников. Эффективность управления конфликтами повышается, если знать, какую информацию, когда, в какой форме, какому участнику конфликта сообщать с целью необходимой коррекции его поведения. Конфликтолог должен также знать, какую информацию необходимо собрать для того, чтобы его вмешательство в развитие событий не принесло вреда, было обоснованным. Качественное информационное обеспечение управления конфликтом—важное условие успешной работы конфликтолога.

• Сама конфликтология представляет собой научные знания о конфликтах, развитие которых подчинено законам получения, передачи и хранения информации.Системная работа с научной информацией в конфликтологии пока не ведется. В конфликтологических исследованиях не используется ценная информация, накопленная в социологии по проблеме методологии научного исследования, его этапам и программе.

Таким образом, 1.Использование в конфликтологии информационного подхода обладает мощными объяснительными возможностями. Однако его необходимость и значение конфликтологами пока не осознаны.

2.Информацией называются те сведения, которые передаются от источника информации к приемнику и каким-либообразом фиксируются им. В интересах конфликтологии системно-информационному анализу могут быть подвергнуты четыре основные сферы: 1) информационные процессы «внутри» конфликтной ситуации, заключающиеся в обмене информацией между всеми участниками конфликта, между другими его подструктурами; 2) внешняя информационная среда, в условиях и под воздействием которой возникают, развиваются и завершаются конфликты; 3) управление реальными конфликтами осуществляется на основе их информационных моделей, в основном путем информационного воздействия на участников; 4) само развитие конфликтологии как науки подчинено законам получения, обработки, передачи, использования и хранения информации, качественное информационное обеспечение управления конфликтом является важнейшим условием результативной работы конфликтолога. Системной работы с научной информацией в конфликтологии пока не ведется.

3.У каждого из участников конфликта формируется своя информационная модель конфликтной ситуации. Особенности этих моделей определяются спецификой ценностей, мотивов целей людей. В процессе общения в проблемных ситуациях информация, передаваемая людьми друг другу, может существенно искажаться и теряться. Информационный анализ общения позволил установить семь основных причин потерь и искажения информации приобщении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: