Нефинансовая отчетность:
Под нефинансовой отчетностью понимаются документы, которые официально опубликованы предприятиями различных отраслей, и содержат информацию в области экономических, экологических и социальных аспектов своей деятельности в области устойчивого развития, предназначенную всем стейкхолдерам (заинтересованным сторонам).
Наиболее полной с точки зрения формирования информации о финансовых и нефинансовых драйверах стоимости является интегрированная отчетность (ИО - Integrated Reporting), в которой комплексно раскрывается финансово-экономическая и производственная информация по основным видам деятельности в области устойчивого развития хозяйствующего субъекта, бизнес-модели, а также о том, как достигается создание стоимости.
Нефинансовая отчётность в мире:
Нефинансовая отчётность в России:
Глобальные инициативы и нормативные требования:
Главными событиями признаны принятие 193 странами мира 17 глобальных целей устойчивого развития и Парижский саммит по изменению климата (Paris Climate Summit).
1. Ликвидация нищеты
2. Ликвидация голода
3. Хорошее здоровье и благополучие
4. Качественное образование
5. Гендерное равенство
6. Чистая вода и санитария
7. Недорогостоящая и чистая энергия
8. Достойная работа и экономический рост
9. Индустриализация, инновация и инфраструктура
10. Уменьшение неравенства
11. Устойчивые города и населенные пункты
12. Ответственное потребление и производство
13. Борьба с изменением климата
14. Сохранение морских экосистем
15. Сохранение экосистем суши
16. Мир, правосудие и эффективные институты
17. Партнерство в интересах устойчивого развития
Международные и российские стандарты формирования отчётности:
|
Международный стандарт | Российский аналог |
ISO 26000 | IC CSR-08260008000 |
SA8000 | |
GRI | Базовые индикаторы РСПП |
AA1000SES | нет |
AA1000AS | нет |
нет | Стандарт социальной отчетности ТПП |
В 2016 году вышли в свет модульные стандарты составления нефинансовой отчетности (GRI Standards), разработанные Global Reporting Initiative. Они состоят из трех основных стандартов и 33 специфических.
Основные направления:
· повышение качества информации, доступной поставщикам финансового капитала, для обеспечения более эффективного и продуктивного распределения средств;
· выработку более связного и эффективного подхода к корпоративной отчетности, которая соединяла бы в себе различные направления отчетности и предоставляла информацию о полном наборе факторов, оказывающих существенное воздействие на способность организации создавать стоимость в течение долгого времени;
· усиление подотчетности и ответственности в отношении широкого набора капиталов (финансового, производственного, интеллектуального, человеческого, социально-репутационного и природного) и улучшение понимания их взаимозависимости;
· поддержку интегрированного мышления, принятие решений и действий, сосредоточенных на создании стоимости в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде.
Нефинансовая отчетность:
· Улучшение представления о хозяйствующем субъекте или бренде.
· Экономия издержек.
· Конкурентное преимущество.
· Удовлетворение сотрудников.
· Инновации в части продукции, услуг или рынка.
· Инновации в области бизнес-модели или бизнес-процессов.
|
· Новые источники прибыли или денежного потока.
· Эффективный риск-менеджмент.
· Улучшение отношения со стейкхолдерами
Структура типового нефинансового отчета:
· Стратегия и приоритетные направления деятельности компании.
¾ Ключевые события года;
¾ Ключевые показатели
¾ Конкурентные преимущества;
¾ Социально значимая продукция;
¾ Основные целевые ориентиры.
· Экономическая эффективность.
· Социальная эффективность.
· Экологическая эффективность.
Процесс подготовки нефинансового отчета:
Модель оценки уровня развития отчетности об устойчивом развитии компании «КПМГ»:
Минимальный объем информации для раскрытия в интегрированном отчете должен содержать следующие ключевые элементы, представление которых должно сделать очевидной связь между ними:
· Обзор организационной структуры и бизнес-модель;
· Среда, в которой компания осуществляет свою деятельность, в том числе –риски и возможности;
· Стратегические цели и стратегия для достижения таких целей;
· Корпоративное управление и вознаграждения;
· Показатели деятельности;
· Перспективы на будущее.
Формат отчётности:
Мир:
Разнообразные публикации
Краудсорсинг
Социальные сети
Мобильные приложения
Специальные мероприятия
Россия:
Бумажная версия отчета
Онлайн версия на сайте компании
Редкое использование интерактивных способов составления отчета
Аудит нефинансовой отчетности:
· прошедшая процедуру профессионального заверения (аудиторские компании, другие профессиональные организации, работающие в сфере аудита и сертификации, управленческого консалтинга);
|
· прошедшая процедуру общественного заверения (общественный совет, совет экспертов, общественные слушания, общественные организации, панель стейкхолдеров – «стейкхолдерское заверение»);
· прошедшая более одного вида независимой проверки;
· незаверенная
Основными стандартами аудита нефинансовой отчетности являются международный стандарт ISAE3000, стандарт АА1000AS
В последние годы наряду с профессиональным заверением получает распространение как в России, так и в мире, независимое общественное заверение как существенный фактор надежности и укрепления доверия заинтересованных сторон.
Направления анализа эффективности взаимодействия хозяйствующего субъекта с заинтересованными сторонами:
Группы заинтересованных сторон | Область анализа | Эффект взаимодействия |
Собственники и инвесторы | Эффективность привлечения капитала | Доступность финансовых ресурсов и обеспечение отдачи на вложенный капитал |
Кредиторы | Условия получения финансовых ресурсов | Доступность финансовых ресурсов, стоимость капитала и возможность ее снижения |
Клиенты | Объем продаж, каналы сбыта, услуги постпродажного обслуживания | Лояльность клиентов, растущие продажи, получение прибыли |
Персонал | Обеспеченность кадрами необходимой квалификации, мотивация персонала | Формирование и развитие человеческого капитала, лояльность персонала, формирование репутации надежного работодателя |
Регулирующие органы | Области регулирования (налогового, таможенного. валютного, регионального, экологического и др.) | Репутация компании, соблюдающей требования законодательства, и выполняющей требования стандартов качества |
Общественные организации и профсоюзы | Условия труда, травматизм, уровень заработной платы, социальные отчисления | Отсутствие конфликтов, напряженности |
Органы власти | Направления регулирования | Выполнение требований законодательства |
Местные сообщества | Социальные инвестиции, защита окружающей среды, энергоэффективность | Поддержка со стороны местных сообществ, создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, охрана окружающей среды |
Средства массовой информации | Освещение компании в средствах массовой информации | Минимизация репутационных рисков |