Классификация средств диагностирования автомобилей
Диагностическое оборудование предназначено для проверки технического состояния как автомобиля в целом, так и основных его узлов и систем.
Техническое состояние в целом оценивается уровнем безопасности движения, воздействием на окружающую среду, тягово-экономическими характеристиками. Основным принципом деления средств технического диагностирования (СТД) является его функциональное назначение, т. е. отнесение к соответствующему виду работ.
По принципу действия (методу контроля) диагностическое оборудование, в зависимости от метода измерения, на каком оно основано, может быть:
метрическим
оптическим
виброакустическим и т.д.
По технологическому расположению диагностическое оборудование может быть:
внешним
встроенным
смешанным
Внешнее оборудование устанавливается вне автомобиля и служит для периодического контроля и обслуживания агрегатов и узлов последнего. Встроенное оборудование находится непосредственно на автомобиле (встраивается в автомобиль) и может осуществлять как непрерывный, так и периодический контроль в автоматическом и управляемом режиме. Смешанным оборудованием является такое оборудование, часть которого располагается на автомобиле (накопители информации), а часть вне его — для съема и анализа информации.
Внешнее оборудование, в свою очередь, подразделяется на подвесное, напольное, канавное.
По типу привода рабочих органов диагностическое оборудование может иметь:
механический,
электрический,
гидравлический,
пневматический,
комбинированный привод (или их комбинацию).
По степени специализации все оборудование делится на узкоспециализированное, которое можно использовать только для одного типа подвижного состава;
специализированное, используемое для обслуживания любых типов подвижного состава.
По подвижности диагностическое оборудование делится на передвижное, переносное, стационарное.
По уровню автоматизации диагностическое оборудование делится на ручное, механизированное и автоматизированное.
Как определить количество основного оборудования для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей
Техническое обслуживание — мероприятия профилактического характера, проводимые систематически, принудительно через установленные периоды, включающие определённый комплекс работ.
ТО подразделяется на регламентированное и нерегламентированное.
Регламентированное ТО включает в себя работы, выполняемые в соответствии с технической документацией в обязательном порядке после определенного пробега, наработки или временного интервала по заранее утвержденному регламенту. К таким работам обычно относятся: замена смазки в агрегатах, замена некоторых ответственных быстро изнашиваемых и легкозаменяемых деталей, испытания сосудов и грузоподъемных механизмов, регулировка и наладка ответственных рабочих машин (например, подъемных машин), периодическое техническое обслуживание по специальному графику и регламенту, и т.п., а также проверка технического состояния оборудования при помощи средств технической диагностики и визуально. Работы по регламентированному ТО обычно сопровождаются остановкой рабочих машин и проводятся по специальному графику.
Нерегламентированное ТО включает в себя работы по чистке, обтяжке, регулировке, добавлению смазки, замене быстро изнашиваемых и легкозаменяемых деталей, и т.п. Потребность в этих работах выявляется при проведении периодических осмотров, мониторинга технического состояния с помощью диагностических систем и средств технической диагностики. Устраняются выявленные замечания во время технологических перерывов, переходов и обычно без остановки технологического процесса, или с кратковременной остановкой. К нерегламентированному ТО относится ежесменное техническое обслуживание (ЕТО).
Оборудование, применяемое при ТО автомобилей, делится на технологическое и общего назначения. Все технологическое оборудование можно разделить на шесть групп:
- оборудование для выполнения уборочно-моечных работ;
- подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное оборудование;
- оборудование для смазки, промывки и заправки автомобилей маслами, воздухом и рабочими жидкостями;
- оборудование, приборы, приспособления и инструмент для выполнения монтажно-демонтажных, разборочно-сборочных и ремонтных работ;
- контрольно-диагностическое оборудование;
- шиномонтажное и шиноремонтное оборудование.
Оборудование общего назначения делится на две группы:
- технологическое оборудование для выполнения кузнечных, сварочных, медницких, аккумуляторных, электроремонтных, радиотехнических, деревообрабатывающих и прочих работ;
- оборудование, используемое для эксплуатации инженерных сетей и сооружений АТП: систем отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения.
Подъемно-осмотровое оборудование обеспечивает удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизу и сбоку автомобиля. Оно подразделяется на оборудование позволяющее вывешивать автомобиль (подъемники, опрокидыватели, домкраты) и без вывешивания (осмотровые канавы, эстакады).
Подъемно-транспортное оборудование предназначено для подъема и перемещения автомобиля или его агрегатов и узлов по зонам и участкам, когда движение автомобиля своим ходом невозможно или нецелесообразно. Это оборудование делится на конвейеры и транспортные устройства (передвижные краны, грузовые тележки, крановые балки, тельферы и тали, консольные краны, погрузчики).
Осмотровые канавы –наиболее распространенное устройство, которым оборудуются как посты, так и поточные линии ТО и ТР. Классифицируют осмотровые канавы по следующим признакам:
- по способу заезда;
- по ширине;
- по устройству.
Как правило, ширина узких канав не превышает колеи автомобиля; широкие канавы имеют ширину 2,5 – 3,0 м. Длина канавы – не менее длины автомобиля с превышением не более 0,8 м.
Канаву окаймляют внутренней железобетонной ребордой толщиной 100 мм, или металлической – толщиной 20 – 25 мм, высотой не более 150 мм, заканчивающейся со стороны въезда сплошным клинообразным или полукруглым возвышением (колесо отбойником) для выравнивания колес при заезде на канаву.