ЧОУ ВПО Казанский инновационный университет (г. Казань)
Набережночелнинский филиал
Факультет менеджмента и инженерного бизнеса
Кафедра ИСМ
Контрольная работа
По дисциплине «Аудит и сертификация систем качества»
Тема? Внутренний аудитсистема менеджмента качества на предприятии РИЗ ПАО «Камаз»
Исполнитель: студент 3 курса группа 761у _______ Халимова А.И.
Научный руководитель: к.э.н., ст.преподаватель _______ Смирнов В. А.
Набережные Челны – 2019
Содержание
1) Описание предприятия (история развития, организационно-правовая форма, организационная структура и т.д.);
2) Анализ аудитов, проводимых на предприятии и описание выполненного задания;
3) Список использованной литературы.
Основная часть
Ремонтно-инструментальный завод – это специализированное предприятие с наличием достаточного парка универсального и специализированного оборудования высокого разрешения, с полным производственным циклом – от поковки до термической обработки (окраски) готовой продукции, включая все виды механической обработки.
РИЗ ПАО «КАМАЗ» осуществляет производство продукции диверсификации в следующих направлениях:
1. Спец инструмент и технологическая оснастка (режущий, мерительный, вспомогательный инструмент, цанги, патроны, спецприспособления);
2. Многошпиндельные сборочные системы и привода к ним;
3. Запасные части к технологическому оборудованию;
4. Капремонт технологического оборудования (станки, стенды, приспособления и установки) и запасные части для проведения капитального и текущего ремонта, модернизации всего парка технологического оборудования, включая установку систем ЧПУ.
|
ПАО «КАМАЗ» Ремонтно-инструментальный завод – первенец, КАМАЗа, крупнейшего производителя автомобилей в России, введен в эксплуатацию в 1973 году.
С декабря 2009 производственные цеха завода размещены на автомобильном заводе КАМАЗа.
Номенклатура продукции охватывает все виды специального, режущего, мерительного и вспомогательного инструмента, оснастки; контрольных приспособлений, пневмоинструмента; штамповой оснастки, запасных частей и пр.
Наряду с этим завод производит стенды, капитальный ремонт технологического оборудования, запасные части для ремонта оборудования, ремонт и модернизацию ПТК, ГНК и автоматизированных складов.
Выпускаемая продукция:
– специальная оснастка и приспособления;
– металлорежущий инструмент;
– пневмоинструмент;
– специальное оборудование и запасные части к нему.
Предоставляемые услуги:
– капитальный ремонт;
– модернизация оборудования;
– ремонт электрических машин и аппаратов;
– ремонт гидравлических систем оборудования.
В настоящее время общая площадь основного производства составляет 24 057 тыс. кв. метров, на которой располагается более 600 единиц оборудования, из которых около 100 единиц станков с ЧПУ и обрабатывающих центров. Высокоскоростное обрабатывающие центры корпорации «MITSUBISHI» (Япония), SMF и DECKEL (Германия) дают возможность производить механическую обработку изделий конфигурации любой сложности, с высокой точностью обработки.
Технология производства продукции сориентирована на прогрессивные методы обработки, что обеспечивает высокое качество продукции.
С 2000 года система качества сертифицирована на соответствии международным стандартам ИСО 9001 и 9002.
|
РИЗ с 2011 года сертифицируется на соответствие требования ГОСТ Р ИСО 9001 в составе ОАО «КАМАЗ». Область действия сертификата распространяется на «производство инструмента и оснастки».
Организационная структура управления – линейно-функциональная. Линейно - функциональная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями. Такой способ управления значительно облегчает работу руководителя, так как у него имеются заместители и практически ему нужно работать только с ними, а не со всем коллективом исполнителей индивидуально. Каждый из заместителей по функциональным направлениям обязан компетентно решать возникающие производственные задачи, и имеет право принимать самостоятельные решения в пределах своих полномочий. Традиционно на производстве действуют следующие функциональные блоки: планирования, оперативного управления, снабжения, бухгалтерского учета и маркетинга. Функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции, как нижестоящим подразделениям, так и равным по статусу, но включенным в реализацию единых функций. Органами управления ОАО «КАМАЗ» являются:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров;
- генеральный директор (единоличный исполнительный орган);
- ликвидационная комиссия.
Во главе ОАО «КАМАЗ» стоит Генеральный директор. Он осуществляет непосредственное руководство текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров.
|
Таким образом, можно выделить следующие преимущества функциональной организационной структуры:
- эффективное управление производством;
- более глубокая проработка решений по функциональным направлениям;
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за наполнение функций;
- высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями;
- укрепление вертикальных связей и усиление контроля над деятельностью нижестоящих уровней.
К основным проблемам функциональной организационной структуры можно отнести ориентацию на реализацию в основном закрепленных функций, отсутствие инновационности и гибкости при изменении ситуации, как в организации, так и вне ее. Тем не менее специализация позволила высвободить мощности для сборки новых моделей, переложить на поставщиков ответственность за НИОКР, ускорить освоение новых моделей, обеспечить изготовление, поставку высокоагрегатированных компонентов и повысить качество не только комплектующих, но системы качества.
Достоинства структуры: освобождение руководителей от решения вопросов, которые связаны с планированием финансовых расчетов; построение связей «руководитель-подчиненный» по иерархии, при этом каждый сотрудник должен подчиняться только одному руководителю.
Недостатки структуры: каждое звено заинтересовано в достижении узкой цели, а еще общие цели предприятия; отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; развитая система взаимодействия по вертикали.
Таким образом, можно сформировать вывод о том, что РИЗ ПАО «КАМАЗ» – успешно функционирующая организация, ориентированная на потребителя и укрепление своих позиций на рынке.
2) Анализ аудитов, проводимых на предприятии и описание выполненного задания;
1. Объект аудита: система менеджмента качества на предприятии РИЗ ПАО «Камаз».
2. Вид аудита: внутренний.
3. Определите область аудита – документ или раздел документа устанавливающие требования к объекту аудита.
Областью аудита является стандарт ГОСТ Р ИСО 19011–2012.
4. Организация службы аудита качества РИЗ ПАО «Камаз».
1. Выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется служба внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой организации.
2. Определение основных процессов, функций, необходимых для достижения целей тактического и стратегического развития.
3. Объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе процессов, структурных единиц, специализированных на выполнении этих функций.
4. Разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление в должностных инструкциях об отделе внутреннего аудита.
5. Соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - в отделе внутреннего аудита.
6. Интеграция отдела внутреннего аудита с другими структурами в системе управления организации.
7. Разработка внутренних стандартов аудита.
5. Составьте годовой план аудиторских проверок выбранного объекта. Годовой план внутреннего аудита системы качества РИЗ ПАО Камаз на 2017г
Период проверки: март 2017г.
Проверяемые виды деятельности: исполнение консалтинговых проектов, проведение корпоративного обучения, продажа услуг компании.
Проверяемые подразделения: высшее руководство, дирекция консалтинга, отдел систем менеджмента, отдел корпоративного обучения, дирекция маркетинга, отдел продаж, отдел рекламы.
Вид проверки: аудит проектов.
Представитель подразделения: исполнительный директор, директор дирекции консалтинга, руководитель отдела менеджмента, руководитель отдела корпоративного обучения, директор по маркетингу, руководитель отдела продаж, руководитель отдела рекламы.
Период проверки: июнь 2017г
Проверяемые виды деятельности: административное управление, обеспечение ресурсами, контроль, мониторинг и измерения; исполнение консалтинговых проектов; проведение корпоративного обучения; продажа услуг компании.
Проверяемые подразделения: высшее руководство, административная дирекция, секретариат, юридическая служба, служба ИТ, служба персонала, уполномоченный по качеству, служба качества.
Вид проверки: аудит требований СМК.
Представитель подразделения: генеральный директор, административный директор, руководитель юридической службы, руководитель службы ИТ, руководитель службы персонала.
Уполномоченный по качеству ____________/Ф.И.О./
6. Подготовка аудита:
· составьте программу конкретного аудита;
Проверка внутреннего аудита: Контрольные обмеры объемов работ, осмотр помещений и предметов, инвентаризация, наблюдение, экспертиза, арифметическая проверка, способ обратного счета, группировка и сопоставление однородных факторов, служебное расследование, письменный и устный опрос.
1. Главная цель проведения внутреннего аудита.
2. Область применения.
3. Определения и сокращения.
4. Данные о дополнительных документах.
5. Перечень ответственных за применение.
6. Описание процесса проведения аудита.
7. График и периодичность контрольных проверок.
8. Подготовка детального плана аудита.
9. Подготовка необходимых документов.
10. Последовательность сбора информации.
11. Нюансы подготовки итоговой отчетности
· разработайте документацию, необходимую аудиторам для проверки;
К основной рабочей документации аудита относятся: планы и программы проведения аудита; описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов; объяснения, пояснения и заявления заказчика; копии, в том числе фотокопии документов заказчика; описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета заказчика; аналитические документы аудиторской организации.
Кроме того, в состав рабочей документации аудитора могут быть включены: информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры заказчика. Извлечения из копий учредительных документов заказчика, а также иных важных юридических документов (договоров, контрактов, протоколов и т.д.);
- копии писем или записок, характеризующих методы работы аудитора;
копии писем или записок, характеризующих существенные ошибки в работе внутреннего контроля, копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом заказчика; объяснения, пояснения, заявления, полученные от ру- ководства заказчика;
- письменно оформленные выводы, сделанные аудитором по основным вопросам проверки.
Рабочая документация может быть создана аудитором либо получена от заказчика или других лиц.
Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской формой исходя из: характера работы; вида аудиторского заключения; характера и сложности финансово-хозяйственной деятельности заказчика; характера и состояния организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля заказчика; необходимого уровня руководства и контроля за работой аудиторов при выполнении отдельных процедур.
Рабочая документация аудитора должна быть легко читаемой, полной, понятной, отражать условия конкретной аудиторской проверки или вопроса, исследуемого в рамках аудита. Заказчик, у которого проводится аудиторская проверка, а также налоговые и иные государственные органы не имеют права требовать от аудиторской фирмы предоставления рабочей документации.
· оформите документы, направляемые в проверяемую организацию (подразделение) для информирования о предстоящем аудите, включая перечень документов, которые будут подвергаться проверке в процесса аудита.
При разработке опросного листа необходимо составить не менее 20 вопросов. При разработке контрольного вопросника для интервьюирования персонала – не менее 10 вопросов.
Опросный лист. Вопросы:
1. По какому экологическому аспекту данный участок отнесен к категории опасных объектов?
2. Какие точки контроля на участке являются критическими?
3. Кто осуществляет контроль данных точек?
4. Где фиксируются данные контроля (мониторинга)?
5. Каким образом анализируются данные контроля (мониторинга)?
6. Имеется ли на участке план по предотвращению аварий, локализации и ликвидации их последствий?
7. Назначены ли официально лица, ответственные за реализацию мероприятий данного плана?
8. Соответствует ли квалификация работников установленным требованиям?
9. Кто, когда и каким образом проводит учебно-тренировочные занятия с работниками участка?
10. Обеспечены ли работники участка соответствующими рабочими инструкциями?
11. Предусмотрена ли проверка документов СМК до их утверждения? Если да, то кто это проводит?
12. Предусмотрены ли анализ и актуализация документов СМК? Если да, то когда и кто это осуществляет?
13. Фиксируется ли статус пересмотренных документов?
14. Каким образом обеспечена доступность документов для их пользователей?
15. Какими средствами обеспечивается управление документацией?
16. Имеется ли Перечень внешних документов, используемых в СМК?
17. Как предотвращается использование: устаревших документов СМК?
Контрольные вопросники для интервьюирования персонала
1. Каким образом обеспечена доступность документов для их пользователей?
2. Каким образом определяется состав обязательных записей CМК? Где он фиксируется?
3. Определены ли ответственные за ведение записей?
4. Каким образом осуществляются хранение и защита записей?
5. Определены ли потребитель и поставщик процесса?
6. Каким образом обеспечивается управляемость процесса?
7. Обеспечивают ли производственные условия соответствие процесса установленным требованиям?
8. Имеются ли свидетельства принятых мер по претензиям потребителя процесса?
9. Проводится ли систематический анализ результативности и улучшения процесса?
10. Каковы данные такого анализа?
7. Сформулируйте 2–3 несоответствия (отличия реального процесса или СМК от требуемых, документированных).????
Опишите их в форме протоколов несоответствий. Классифицируйте несоответствия по трем категориям:1) значительные; 2) незначительные и 3) наблюдения.
1) Значительное. Документация СМК не классифицирована по видам применяемых документов, отсутствует соподчиненность документов. Имеет место дублирование требований к процессам менеджмента, изложенных в документах: СТО и положениях о видах деятельности (например, по процессом мониторинга и измерениям характеристик продукции).
2)Незначительное. Не разработаны и не утверждены документированные процедуры, требуемые согласно стандарту МС ИСО 9001:2008 управление документами, управление записями по качеству, корректирующие и предупреждающие действия. Требования по управлению несоответствующей продукцией не изложены в одной документированной процедуре, как это регламентируется стандартом, а разбросаны по разным СТО.
3) Наблюдения. Политика в области качества имеет стилистическую неточность – «соответствующие современным международным стандартам ИСО 9000:2008 и отсутствует дата ее официального одобрения со стороны высшего руководства.
8. Оформите отчет об аудите.
Отчет по внутреннему аудиту: Дата проведения аудита:
№ 1 15.03.2018г.
Результаты аудита:
Несоответствий 3
Замечаний 2
Цель аудита:
Основными целями внутреннего аудита являлись:
- проверка результативности системы менеджмента качества на предприятии РИЗ ПАО «Kамаз»;
- выявление и оценка несоответствий в документах системы менеджмента качества;
- выявление и оценка несоответствий в работе персонала на предприятии РИЗ ПАО «Камаз».
Основание проведения аудита и объем проверки:
Аудит проводился в соответствии с программой аудита и на основании приказа генерального директора. В ходе аудита программа аудита была выполнена. Проверены все подразделения и сотрудники, предусмотренные программой и все процессы. Аудит проводился на территории завода.
Проверка корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита:
На момент проведения аудита не выполнены корректировочные мероприятия по протоколу отклонения № 2 от 12.09.2017г. и протоколу отклонения № 6 от _ 12.09.2017г.
Корректирующие мероприятия, предусмотренные протоколами отклонений №1, №3, №4, №5 от 12.09.2017 выполнены и являются результативными. В ходе текущего аудита повторения несоответствий, аналогичных несоответствиям аудита от 12.09.2017 г. не выявлено.
Описание несоответствий и их причин:
Основные несоответствия связаны с нарушением требований управления документацией (1 несоответствие), мониторингом и измерением процессов (1 несоответствие) и управлением закупками (1 несоответствие).
Замечания связаны с ведением записей и сроков оформления и подписания документов по проектам.
Несоответствие, связанное с управлением документацией:
- при введении в действие документированных процедур и ряда положений организационные документы (в частности, должностные инструкции и положения о подразделениях) своевременно не пересматриваются. Вероятных причин данного несоответствия несколько. Во-первых, должностные инструкции и положения о подразделениях «не востребованы» сотрудниками. Основная ежедневная работа выполняется на основании документированных процедур, карт процессов и положений об организации деятельности. Во-вторых, ответственным за актуализацию должностных инструкций и положений о подразделениях является руководитель службы персонала, а разработку документированных процедур выполняют сотрудники подразделений под руководством менеджера по качеству. Нарушен обмен информацией между службой персонала и службой качества.
Несоответствие, связанное с мониторингом и измерением процессов:
- отсутствуют данные по отдельным контролируемым показателям процессов. Причина данного несоответствия связана с неверно установленной периодичностью сбора данных. Отдельные показатели являются «невостребованными» для управления. В связи с этим, подготовка данных по этим показателям менеджерами проектов не осуществляется.
Несоответствие, связанное с управлением закупками:
- по отдельным проектам документально не оформляется повторная оценка подрядчиков в сроки установленные документированной процедурой №11 - ДП. Причина несоответствия связана с тем, что подрядчик привлекается к выполнению работ компании только в том случае, когда в компании недостаточно собственных ресурсов. В течение года привлечение подрядчиков осуществляется по 2-3 проектам. Проводить оценку подрядчиков в сроки установленные в документированной процедуре нецелесообразно.
Выводы и рекомендации:
Система менеджмента качества хорошо документирована, работает результативно и эффективно. Сотрудники компании хорошо знают и выполняют требования системы качества и ее документации. Большая часть деятельности сотрудников интегрирована в работу системы качества, в связи с чем сотрудники не делают различий между своей деятельностью и работой системы качества, что является положительным моментом.
Для повышения эффективности системы качества по выявленным несоответствиям рекомендуется:
1. Определить юридическую необходимость и практическую целесообразность дальнейшего ведения должностных инструкций и положений о подразделениях. Для выполнения этой работы привлечь уполномоченного по качеству, юридическую службу и службу персонала. В случае необходимости ведения данных документов включать в раздел "Нормативные ссылки" каждой из документированных процедур, карт процессов и положений о деятельности состав должностных инструкций и положений о подразделениях, которые должны актуализироваться при изменении данных документов.
2. По контролируемым показателям процессов осуществить пересмотр соответствующих карт процессов и документированных процедур. Изменить сроки сбора данных по показателям. Невостребованные показатели рекомендуется удалить, либо определить состав данных, необходимых для руководства.
3. Повторную оценку подрядчиков рекомендуется совместить с проведением анализа со стороны руководства, т.к. для этого анализа осуществляется подготовка необходимых данных.
Приложение
Программа аудита - Приложение №1
Протоколы отклонений (3 листа) - Приложение №2
Замечания (2 листа) - Приложение №3
Отчет составили:
Ведущий аудитор: /______________/ Петров А.И.
Аудитор:
/______________/ Ермолаева В.В.
Аудитор:
/______________/ Симонов П.К
9. Разработайте план проведения корректирующих мероприятий.
Началом для разработки корректирующих действий (КД) является документально зафиксированное отклонение, несоответствующее установленным критериям. Нормы и критерии, по которым принимается решение о разработке КД, должны охватывать: рекомендации, претензии, жалобы и рекламации потребителя; результаты внутреннего аудита; показатели процесса; несоответствие продукции установленным нормам; информацию о наличии и частоте возникновения аналогичных отклонений.
В целях устранения несоответствий и наблюдений, выявленных по результатам внешних аудитов 2018 года системы менеждмента качества КФУ.
Приказываю
1. Утвердить план корректирующих и предупреждающих мероприятий согласно приложению.
2. Должностным лицам, указанным в Плане в качестве ответственных за исполнение, представить в установленные в Плане сроки в отдел менеджмента качества материалы, подтверждающие выполнение запланированных мероприятий.
3. Отделу менеджмента качества:
- организовать учет выполнения запланированных мероприятий, а также уведомление должностных лиц, указанных в Плане в качества контролирующих исполнение;
- на основании представленных материалов сформировать и направить в установленные сроки в организацию, проводившую аудиты системы менеджмента качества КФУ. Отчет о реализации корректирующих и предупреждающих мероприятий;
4. Контроль за исполнением настоящего приказа, возложить на проректора по развитию и информатизации К. К. Зайцева.
10. Проанализируйте национальные системы сертификации. Выявите их достоинства и недостатки.
«Национальная система сертификации», представляющая собой совокупность правил выполнения работ по сертификации, инфраструктуру, участников системы, направленных на формирование объективной оценки соответствия в целях:
- удостоверения соответствия объектов оценки соответствия требованиям документов национальной системы стандартизации;
- создания условий для информирования заинтересованных лиц об объектах оценки соответствия, соответствующих требованиям документов национальной системы стандартизации;
- содействия потребителям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
- содействия в создании условий для обеспечения экспорта продукции, работ, услуг, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли;
- создания условий для снижения рисков производства продукции несоответствующей требованиям документов национальной системы стандартизации на всех этапах производства;
- создания условий для снижения рисков поставки потребителю фальсификата и контрафактной продукции.