Тема 11 РУКОВОДСТВО
Руководитель как менеджер и как лидер
Характерные черты эффективного руководителя
Поведенческие подходы к стилям руководства
A) Стили основанные на поощрении/наказани
B) Стили основанные на использовании власти
C) Управленческая сетка Блейка-Моутен (ориентация на людей или на задачу
Ситуационные подходы к стилю руководства
A) Модель Фидлера (ориентация на обстоятельства)
B) Модель Херси-Бланчарда (ориентация на уровень развития подчиненных)
C) Модель «путь-цель» Эванса-Хауса (ориентированная на ожидания)
D) Концепция саморуководства Манца-Симса
E) Стиль руководитель-тренер
Руководитель как менеджер и как лидер
Организация не возникает сама по себе, она всегда кем-то создается, учреждается. Создатель или учредитель организации создает ее для какой-то цели. Создатель организации может возглавить организацию сам или поручить руководство ею другому человеку. И в том и в другом случаях рождение и жизнь организации зависят как от того, кто учредил организацию, так и от того, кто ее возглавил. Как правило, на первом этапе создатель организации сам становиться ее руководителем. Субъектами руководства организацией выступают ее основатели/учредители и назначенный ими руководитель организации. Каким образом, как ОК культуры зависит от руководства организацией, от ее руководителя? Как он влияет на формирование ОК и ее изменения? Какие у него есть рычаги управления ОК?
Однако, прежде чем отвечать на эти вопросы, рассмотрим позицию самого руководителя. Тему «Руководства организацией» вы подробно должны были рассматривать в курсе «Организационное поведение», поэтому сейчас мы лишь обозначим те аспекты руководства, которые влияют на организационную культуру.
|
Что нам говорит теория о руководителе? Психологическая энциклопедия дает следующее определение «Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности; Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева «Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности»; еще одно в социальной психологии, «Р. - индивид, который наделен властью награждать и наказывать других членов своей группы». Итак, руководитель управляет организацией, организовывает ее деятельность и для этого он наделен властью. Иначе говоря, статус руководитель – это его социальный статус. Его основная функция управлять организацией, пользуясь власть.
Очень часто, указывая на основную функцию руководства – управление – отождествляют руководителя и менеджера. В литературе по менеджменту, психологии управления, социальной психологии, оргповедению и оргкультуре термины «руководитель» и «менеджер» используются как синонимы. Это неправильно не только с точки зрения теории управления, но и ошибочно с точки зрения практики управления. Остановимся на этом подробнее.
Однако, руководитель не просто социальная роль, но и человек, который обладает не только социальными характеристиками, но и психологическими: способностями, темпераментом, волей, характером и т.д. Все это накладывает сильный отпечаток на стиль его руководства. А стиль – это человек, это антропологическая характеристика, а не свойство социальной роли. Стиль формируется человеком – сознательно или бессознательно – на протяжении всей его жизни. Поэтому необходимо различать социальную роль, социальную функцию руководства и то, как эта толь исполняется, как функция реализуется этим человеком.
|
В теории управления эти социально-психологические характеристики руководства фиксируются понятием «лидерство». Дж. Коттер отмечает следующие различия в поведении менеджера и лидера:
· Первое заключается в специфике подходов к управлению, которое можно назвать «созданием плана действий». Менеджеры составляют план и бджет на определенный временной период, в то время как лидеры разрабатывают видение будущего и стратегии его практической реализации.
· Второе различие связано с развитием человеческой схемы осуществления плана действий: менеджеры заботятся о решении организационных и кадровых вопросов, а лидеры передают людям свое видение будущего.
· Третье различие заключается в подходе к осуществлению деятельности: менеджеры занимаются мониторингом результатов и решения проблем, а лидеры воодушевляют и вдохновляют людей, заряжая их энергией.
· Четвертое различие связано с результатами деятельности: менеджмент обеспечивает определенную стабильность и порядок, а лидеры порождают перемены.
Указанные функциональные различия показывают, что менеджеры и лидеры, выполняя общее дело, имеют поведенческие особенности.[См.: Классики менеджмента / Под ред М.Уорнера / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001, сс.395-396]. Можно согласиться с определением данным в Учебнике по ОК под редакцией Шаталовой Н.И. лидерству и руководству, с одно поправкой. Определение, данное в этом учебнике руководству скорее соответствует менеджменту. «Лидерство (англ. leadership) – поведение человека, обусловленное наличием способностей, качеств, которые обеспечивают ведущее положение в группе. Руководство (менеджмент – С.Г.) – поведение, обусловленное официальной ролью человека, на которого возложены функции управления коллективом. Таким образом, сущность лидерства заключается в преимуществе фактора влияния перед механическим выполнением правил, заведенных в организации» [С.269].
|
Менеджент как социальный феномен регулирует официальные отношения; лидерство как психологический феномен осуществляет регулирование межличностных (неформальных) отношений в группе. Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Лидер – это человек, который воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников (может не брать на себя ответственность за результаты работы). Грубо говоря, различие между менеджметном и лидерством состоит в том, что менеджер управляет людьми, для достижения поставленной цели, а лидер вдохновляет людей, для ее достижения.