Афазия. Этиология, патогенез и классификация. Система реабилитации пациентов с афазией.




Афазия – это распад языковой системы в следствии очаговых поражений КГМ. Термин впервые ввел Труссо в 1864г До 19 века большинство врачей называли потери речи алалиями.

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.). Большой вклад в понимание нарушения речи при афазиях внесен П. Брока. Продемонстрировал мозг больного афазией Брока считал, что получил доказательство локализации центра устной речи в лобных отделах мозга, открытие: «Моторный центр речи» (задняя треть нижней лобной извилины). Вернике – открытие Сенсорного центра речи в задней трети верхней височной извилины. «Зрительный центр речи»- Экслер- центр письма в теменно-затылочной области (дал описание этого центра). Т.о. Брока и Вернике открыли две основные формы Афазии – моторная и сенсорная. Открытия Брока и Вернике положили начало дискуссии ученых двух направлений: «локализационистов» и «антилокализационистов». Первые привязывали сложные психические функции к работе определенных участков КГ мозга (Галль, Буйо),. Антилокализационисты - утверждали, что нарушения сложных функций нельзя соотносить с отдельными участками коры и что мозг человека работает как единое целое (Галлер)

Этиология афазии: нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы, опухоли ГМ, инфекционные заболевания головного мозга, ранения.

Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма (четкий локализац. подход. Авторы исходят из того, что реч. процесс держится на 3-х центрах:моторный центр речи, сенсорный центр речи, центр понятий); лингвистические классификации X. Хэда (антилокализац. подход). В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия.

Вероятность сенсорной формы Афазии возрастают при повреждении задних участков мозга, а моторных при повреждении передних.
Сенсорная: 1.Аккустико-гностическая. Локализация: нижние височные отделы КГМ. Ведущий неврологический симптом: потеря способности к дифференциации фонем =>распад фонематической системы; утрата способности распознания речи. Негативная симптоматика: нарушение понимания речи; отчуждение смысла слов; нарушение вербальной памяти; грубое искажение экспрессивной речи(словесный салат); легкие проявления -поиск слов и литеральные парафразии; распад чтения и письма. Позитив.симптоматика: логорея; литеральные и вербальные парафразии; сохр.воспр.интонаци; более сохр предикативные высказ., чем номинативные; сигнификативный аспект лекс.знач.более сохр.; замена номинации описанием; упорядоч.стериотипии произносят правильно; доступны идеограмы в письме, общий смысл читаемого.

2. Акустико-мнестическая. Лок-я: Средне-задние височные отделы КГМ. Ведущий невролог. симптом: расстройство слухоречевой памяти =>дефекты сохранения и воспроизведения элементов речи в опер.памяти; снижение способности понимать речь. Негатив. симптоматика: нарушение понимания речи; отчуждение смысла слов; нарушение вербальной памяти; паузы в экпрессивной речи, пропуски слов, потеря связности; распад чтения и письма. Позитив. симптоматика: вербальные парафразии; более сохр.предикативная часть высказ.; сохр.фонематическая система; сохранность письма и определенного объема памяти.

3. Семантическая. Лок-я: граница теменной, височной, затылочной области КГМ. Ведущий невролог. симптом: страдает оценка пространственных и временных отношений =>потеря пространственно-временной ориентировки. Пациент воспринимает лишь частями(циферблат без стрелок или цифр). Негатив. и позитив. симптоматика: в речи нарушается понимание и воспроизведение предложно-падежных конструкций, наречий, местоимений; грубо страдает сложный синтаксис.

Моторные: 4. Моторно-афферентная. Лок-я: постцентральные отделы КГМ. Ведущий невролог.симптом: кинестетическая апраксия = > потеря способности оценивать движение в пространстве. Негатив. симптоматика: отсутствие экспрессивной речи; литеральные и вербальные парафразы; аграмматизмы; вторичные дефекты понимания речи; распад чтения и письма. Позитив. симптоматика: эмболофразия; вставки звуков; поиск артикуляции; опора на зрительный образ артикуляции (нестабильные искажения зв/слог.структуры).

5. Моторно – эфферентная. Лок-я: премоторные отделы КГМ. Ведущий невролог. симптом: кинетическая апраксия => потеря контроля за временной организацией движ.,нарушение плавности переключения движ. (симптом зубчат.колеса). Негатив. симптоматика: отсутствие экспрессивной речи; речевые перверсии; дефиц. предикативных элементов; телеграфный стиль; вторичные дефекты понимания речи; распад чтения и письма. Позитив. симптоматика: эмболофразия; вставки звуков; повторная попытка воспроизвед.; способность к договариванию (выпадают глаголы).

6. Динамическая (лобная). Лок-я: префронтальные отделы КГМ. Ведущий невролог. симптом: дефекты программирования и контроля деятельности =>потеря инициативы к самостоятельности, прострации; полевое поведение; системные персеверации (застревание на предыдущ.заданиях). Негатив. симптоматика: трудн.составл.плана высказ; замена свободного высказ. Штампами; утрата намерения высказ.; речевые персевер.; свертывание высказ.; неспособность воспроизвод. реч.ряд при его измен.; вторич.деф.поним.речи; распад чтения и письма. Позитив. симптоматика: сохр.стереотп.речь; более сохр. номинативная речь; более сохр.речь по готовому плану; эхолалия; фонографизм.

Реабилитация пациентов.

Речь – это ВПФ. Восстановление ВПФ – перестройка функциональных систем путем восстановительного обучения. Задачи: 1Восстановление языковой системы. 2. Восстановление речевой деятельности. 3. Восст-е коммуникативных средств (планирование, интонация, жестикуляция, ориентировка на интересы собеседника…) 4.Социальная реабилитация (возврат к труд. Деят-ти, социализация в семье). Принципы: 1.Квалификация дефекта. 2. Использование сохранных анализаторов и функций. 3.Опоры на разные ур-ни организации функций. 4. Формир-е непрерывного контроля за реализацией функций – привлечение сознания пациента к тому, как делается. 5. Учета личности пациента. 6. Опоры на деятельность. 7. Учета при выборе языкового материала, его сложности, эмоц-го содержания, социальной ситуации пациента и его реч. Среде.

Восстановительное обучение: 1. Динамическое нейропсихологическое обследование (карта обследования Лурии, Тонконогова) способы в обследовании и восстановлении те же. 2. Растормаживание речи. 3. Дифференцированная работа в соответствии с формами афазии.

Методы: Невербальные (м-д пиктограмм, интонационный, рисование, пантомима) Вербальные (пение, инструкции, беседа, составление рассказов, чтение и письмо).

Приемы растормаживания: 1.Беседа с опорой на речевой контекст. 2. Актуализация речевых рядов.3. Пение. 4. Договаривание пословиц и стихов. 5.Опора на неречевую деятельность.
Методы стимулирования активности: Замедление темпа занятий. Передача инициативы пациенту. Проблемные ситуации (в которых пациент будет вынужден просить помощь). Стимуляция к выбору задания (Чем бы вы хотели сейчас позаниматься?) Ненаправленные общие беседы. Общение вне занятий.

 

По Волковой при разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться также следующих положений:

1. Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии, восстановления речевых функций. В первые дни после инсульта работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. Используются методики, растормаживающие речевые функции и предупреждающие на раннем этапе восстановления такие речевые расстройства как аграмматизм типа «телеграфного стиля» при эфферентной моторной афазии и обилие литеральных парафазии при афферентной моторной афазии. На более поздних этапах восстановления речевых функций больному объясняется структура и план занятий, даются средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания и т. п.

2. Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо, восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции. Например, компенсаторное развитие акустического контроля при афферентной моторной афазии — это не просто замещение нарушенного кинестетического контроля акустическим для восстановления письма, чтения и понимания, а развитие сохранных периферийно расположенных анализаторных элементов, постепенное накопление возможности их использования для деятельности дефектной функции. При сенсорной афазии процесс восстановления фонематического слуха осуществляется путем использования сохранной оптической, кинестетической, а главное, смысловой дифференциации слов, близких по звучанию.

3.Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за речью. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования, за коррекцией литеральных или вербальных парафазии и т. п. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

6. В работе используются развернутые внешние опоры и постепенный уход от них (фишки, рамки и т.д.).

Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента инсульта или травмы по разрешению врача и под его контролем. Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути.

При афазии проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия. Индивидуальная форма работы считается основной, так как именно она обеспечивает максимальный учет речевых особенностей больного, тесный личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапевтического воздействия. Длительность каждого занятия на раннем этапе после инсульта в среднем от 10 до 15 минут 2 раза в день, на поздних этапах — 30— 40 минут не реже 3 раз в неделю. Для групповых занятий (три — пять человек) с однотипными формами речевых расстройств и относительно одинаковой стадией восстановления речи время занятий 45—50 минут.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: