Структура вводного занятия
I этап. Первое занятиес детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.)
Результат этого этапа занятия:
· дети знакомы друг с другом,
· педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.
Второй этап занятия — рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
· разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,
· описание содержания и результатов первого года занятий,
· объяснение основных этапов овладения мастерством,
· рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,
· знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения, если таковые имеются, и условиями их получения,
· рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать вдругих сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы: · выставка детских творческих работ; · стенгазета или рукописный журнал; · альбом-летопись детского объединения; · фотографии, слайды и видеофильмы; · знаки отличия кружковцев; · награды детского объединения и его воспитанников; · выставка книг и периодической печати; · информационный стенд. III этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать: · тесты или тестовые задания; · конкурсы и соревнования; · познавательные игры; · выполнение практической работы или творческого задания. Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для: · внесения корректив в образовательную программу; · разработки индивидуальных заданий; · объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы. На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами. |
IV этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
· выставочные стенды и музей учреждения;
· кабинеты администрации;
· детские объединения сходного профиля;
· столовая;
· актовый зал;
· туалеты для мальчиков и девочек;
· гардероб.
Некоторые приемы оптимизации занятия
1. При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.
2. Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.
3. Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.
4. Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.
5. Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.
6. При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, зайчик, мишка.
О чем необходимо помнить при проведении занятия
Ошибки несоответствия.
· Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.
· Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.
· Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей.
Ошибки необеспеченности.
· У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.
· Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.
· Недостаток, неверный расчет времени.
· Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.
Методические ошибки проведения занятия.
· Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога, чем для детей.
· Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.
· Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.
· Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.
· Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.