Базовые философские направления (материализм-идеализм) и методы (диалектика-метафизика)




Основным в философии считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).Основоположником этого вопроса считается Ф. Энгельс. Его важность заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая (учение о бытии); и гносеологическая (учение о познании).

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: материализм;идеализм; дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма — опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);субъективный идеализм (Беркли, Юм).Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей"; "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);"мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.); большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец; отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: все существует только в сознании познающего субъекта (человека);идеи существуют в разуме человека; образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм, монизм, плюрализм.

Монизм (от греч. «монос» — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее

Плюрализм (от лат. «pluralis» — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное. Деизм — направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом).

Пожалуй, вторым по важности после основного вопроса философии яв­ляется вопрос о том, находится ли мир в движении и развитии или он пребыва­ет в покое, то есть в неизменном состоянии. Этот вопрос возник уже в древно­сти, вместе с появлением философии. Поэтому сразу же начали формироваться и два основных метода его решения: диалектический и метафизический.

Под диалектикой ( от греч. dialegomai - вести беседу, спор) в настоящее время понимается прежде всего учение о наиболее общих закономерных связях и законах развития природы, общества и познания и, уже во-вторых, исходя из этого - метод творчески познающего мышления. Диалектика считает, что все в мире взаимосвязано, притом, не только внешне, но и внутренне, сущностно, все находится в вечном движении (изменении) и развитии. Развитие же понимается как качественное изменение, имеющее прогрессивную направленность, то есть как преобразование, превращение одних вещей, явлений в другие, как уничто­жение или отмирание всего старого, отжившего и утверждение на его месте но­вого, более совершенного. Считается также (и это очень важно), что источник развития находится внутри самой вещи, явления. Дело в том, что с точки зре­ния диалектики все в мире - любая вещь или явление - имеет в себе две проти­воположные стороны, две тенденции изменений. Стороны обусловливают и в то же время отрицают друг друга. То есть каждая из сторон является условием существования другой стороны, а вместе с этим и целого и в то же время тен­денции, стремления сторон прямо противоположны, полярны. Такое отношение сторон называется диалектическим противоречием. Это противоречие ведет к борьбе сторон, в ходе которой происходит развитие вещи, явления в целом, то есть их качественное изменение, переход в другую вещь, явление. При этом важно, что развитие предстает как саморазвитие вещи, явления и, таким обра­зом, отпадает нужда во внешней причине, в конечном итоге в Боге. Разумеется, борьбу сторон не следует понимать лишь как физическое противоборство (хотя в качестве момента развития оно может присутствовать в живой природе и об­ществе). Диалектически понимаемая борьба - это сложный процесс взаимодей­ствия сторон, в котором каждая из них, стараясь совершенствоваться и этим влиять на другую, приводит к качественному изменению вещи в целом.

Простейший пример диалектического развития: превращение посаженного в почву семени в растение, где борьба двух тенденций - быть или не быть - за­канчивается при соответствующих благоприятных условиях победой жизни, но при этом зерно переходит в новое качественное образование - растение. Диа­лектика ярко видна в развитии всего живого через взаимодействие мужского и женского начал.

Термин «метафизика» многозначен, о чем конкретно (как и о его происхо­ждении) можно прочесть в философском словаре. Мы же в данном случае рас­смотрим метафизику лишь как философский метод познания. По мнению сто­ронников метафизического подхода к анализу действительности, все вещи и явления связаны друг с другом только внешне. Никакого внутреннего деления на противоречивые стороны в вещах и явлениях нет и, значит, в них нет не только борьбы, но и движения, а тем более развития как качественного измене­ния. Развитие признается метафизиками лишь как количественное изменение, то есть как простое увеличение или уменьшение готовых, неизменных качеств вещи. К примеру, семя растения это не что иное как просто растение в миниа­тюре и в процессе его роста оно качественно не меняется.

Основным состоянием вещи метафизики считают покой, понимаемый как отсутствие движения (в противоположность этому диалектика понимает покой лишь как момент движения, в котором сохраняется качество и состояние вещи, явления). Из состояния покоя вещь может вывести, по мнению метафизиков, лишь какая-либо внешняя сила, а в конечном счете Бог.

 

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• однозначно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: