Образы, созданные В.Я.Брюсовым и А.Ахматовой.




Божественный и дивный женский образ создаёт В.Я.Брюсов в стихотворении «Женщине». Его героиня страстная, неистовая красавица. Её любовь жжёт огнём, но огонь – это божья благодать, видимо, поэтому лирический герой готов ради неё на муки и страдания:

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!

Он жжёт огнём, едва в уста проник;

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит, бешено средь пыток.

 

Автору близок не только образ его современницы, его притягивает лик классической красавицы Клеопатры. Он создаёт образ царицы Египта, который способен вызывать страстные чувства, так как Клеопатра – олицетворение красоты, любви, она – женщина мечта, о которой грезит сильная половина человечества:

Вновь, как царей, я предаю томленью

Тебя, прельщённого неверной тенью,

Я снова женщина – в мечтах твоих.

Удивительный женский образ создан А.Ахматовой. Её героиня – это, прежде всего, мать, жена, возлюбленная. В ней покоряет феномен неслыханной силы духа и человеческого достоинства. Любя, страдая от неразделённой любви, никогда не унижается, она полна женской гордости и чести:

Сердце к сердцу не приковано,

Если хочешь – уходи.

Много счастья уготовано

Тем, кто волен на пути.

Пленительная, хрупкая героиня лирики А.Ахматовой обладает твёрдостью характера, незаурядной, почти мужской волей:

Десять лет замираний криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его напрасно.

Отошёл ты и снова

На душе и пусто и ясно.

Ахматовская героиня не афиширует, не экзальтирует свои чувства, они глубоко внутри, никому она не позволяет ворошить их. Честная, гордая, глубоко и сильно чувствующая – таков образ женщины воспетой А.Ахматовой.

Поэтесса А.А.Ахматова и сама стала вдохновенной Музой для многих поэтов. Её образ, живой и чувственный, открывается мне, когда читаю стихотворения М.И.Цветаевой из цикла «Ахматовой». Марина Цветаева воспела её при жизни, глубоко потрясённая и её поэтическим даром и трагической судьбой. Её образ, светлый и дерзновенный, с особой силой выписан в стихотворении «О муза плача, прекраснейшая из муз!»:

И мы шарахаемся, и глухое: ох! –

Стотысячное – тебе присягает, - Анна

Ахматова! – это имя – огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

М.Цветаеву поражал её бесспорный талант, и, видимо, душевной потребностью было высказать это, поэтому Ахматову-поэтессу вижу я, читая следующие строки:

Что тебе, чей голос – о глубь! О мгла! –

Мне дыханье сузил,

Я впервые именем назвала

Царскосельской Музы.

Цветаева создаёт образ своей современницы, и он недосягаем, свят и чист. Она поднимает Анну на высоту Олимпа, любуясь ею, боготворя её:

Ты солнце в выси мне застишь,

Все звёзды в твоей горсти!

Ах, если бы двери – настежь –

Как ветер к тебе войти!

Цветаева, преклоняясь перед талантом Анны Ахматовой, раскрывает обаяние глубокой и сильной натуры, в каждой её строке передо мной Анна Андреевна Ахматова:

Я тебя пою, что у нас – одна,

Как луна на небе!

Что, на сердце вороном налетев,

В облака вонзилась,

Горбоносую, чей смертелен гнев

И смертельна – милость.

Я убеждён, что женские образы, созданные в литературе XX века поэтическим талантом В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой навсегда останутся идеалом чистоты, непрочности, женской гордости, неувядающей красоты. Он станет, я думаю, примером для моих современников, и, может быть, кто-нибудь последует за вдохновенной Музой и создаст пленительный образ женщины XXI века, ведь не зря В.Я.Брюсов утверждал:

Мы для тебя влечём ярем железный,

Тебе, мы служим, тверди гор дробя,

И молимся – от века – на тебя!

 

Заключение.

Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература.

1. А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах, т.2, «Евгений Онегин»; издательство «Художественная литература», М.,1986.

2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976., с.38-39.

3. И. Тургенев. Библиотека всемирной литературы. Серия вторая. Литература XIX века, «Отцы и дети»»; издательство «Художественная литература», М.,1971.

4. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»; издательство «Детская литература», М., 1967

5. Л.Н. Толстой. «Война и мир»; «Просвещение», М., 1981.

6. И. А. Гончаров. Собрание сочинений в восьми томах, т.4, «Обломов»»; Государственное издательство художественной литературы, М., 1953.

7. В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т.10; М., 1956.

8. Н. Долинина. «Прочитаем Онегина вместе»; М., 1968.

9. А. Белый. «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой. О Толстом»; М.,1990.

 

 

Школа № 240

 

 

Судьбы женщин в русской литературе

 

 

Реферат

Ученика 11 «А» класса

Черевкова Сергея



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: