Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№
| Вид ошибки
| Примеры
| Л1
| Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте
| На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; Захорошую учебуи воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.
| | | | Л2
| Нарушение причинно-следственных отношений
| В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.
| Л3
| Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».
| Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.
| | | | Л4
| Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)
| Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?
| | | | Л5
| Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)
| Автор пишет о природе,описываетприроду севера,вижуснега и просторы снежных равнин.
| Л6
| Сопоставление логически несопоставимых понятий
| Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
| Композиционно-текстовые ошибки
| Л7
| Неудачный зачин
| Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
| Л8
| Ошибки в основной части
| а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
| | | | Л9
| Неудачная концовка
| Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.
| |
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№
| Вид ошибки
| Примеры
| Г1
| Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)
| Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; спятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнегопафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; имдвигаетчувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.
| | | | Г2
| Нарушение норм согласования
| Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
| | | | Г3
| Нарушение норм управления
| Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.
| | | | Г4
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого
| Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
| Г5
| Ошибки в построении предложения с однородными членами
| Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
| Г6
| Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
| Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.
| Г7
| Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
| Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами.
| Г8
| Ошибки в построении сложного предложения
| Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
| | | | Г9
| Смешение прямой и косвенной речи
| Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
| Г10
| Нарушение границ предложения
| Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
| | | | Г11
| Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
| Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
| | | | Г12
| Пропуск члена предложения (эллипсис)
| На собрании было принято (?) провести субботник.
| Г13
| Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится
| Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.
| |
Виды логических ошибок
Логические ошибки – это нарушение последовательности (логики) изложения.
Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления. К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы:
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление одной микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей;
7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).