Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Псковский государственный университет»
Факультет менеджмента
Реферат
«Политика расходов и доходов»
Тема «Совершенствование организации федерального бюджетного процесса»
Студент: Матвеев М.А.
Группа:404
Проверил: Иванова С.Ю.
Псков, 2013
Содержание
Введение. 3
1. Бюджетный процесс. 6
1.1 Понятие бюджетного процесса и его принципы.. 6
2. Проблемы совершенствования бюджетного процесса. 11
2.1 Проблемы развития бюджетного Федерализма. 11
2.2 Совершенствование бюджетных и межбюджетных отношений. 20
Заключение. 23
Список литературы.. 25
Введение
В процессе преобразований последнего десятилетия в нашей стране создана новая система управления, состоящая из двух ветвей власти – государственной и местного самоуправления. Сегодня достаточно много пишут и говорят об оценке результатов реформирования, о проблемах взаимодействия между ними и дальнейших шагах на этом пути. Многие исследования и публикации посвящены теме становления местного самоуправления, трудностям, возникающим на этом пути и их преодолению. Одной из таких проблемных точек местного самоуправления является ее финансовая основа – муниципальный бюджет. Муниципальные бюджеты в бюджетной системе страны как главной финансовой базе деятельности государства и местного самоуправления – самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, составляют ее фундамент. Только в последнее время в связи с формированием новых межбюджетных отношений, бюджетному процессу на уровне муниципального образования стали уделять достаточное внимание.
|
Таким образом, крайне важным является обеспечение финансовой стабильности и создание благоприятных условий для развития экономики на всей территории государства, а не только в его отдельных регионах. Последнее предполагает совершенствование процедурных сторон взаимоотношений федерации и регионов, а также более четкое законодательно закрепленное разграничение доходных и налоговых полномочий. Это, в свою очередь, обеспечит практическую реализацию концепции «федерализма, создающего рынок».
Основной задачей контроля в сфере бюджетного процесса изначально является предотвращение противозаконного или неэффективного использования бюджетных средств. Как правило, эта задача решается на стадии предварительного контроля.
Если выявление нарушений или недочетов происходит на стадии расходования, то задачей контроля становится недопущение дальнейшего нанесения ущерба бюджету. Такие ситуации характерны для текущего контроля.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
|
Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. а так как бюджетный процесс – это процесс от составления проекта бюджета, до контроля за его исполнением, то проблема совершенствования бюджетного процесса стоит на первом плане, от него зависит состояние и уровень модернизации многих сфер государства.
Цель данного исследования – поиск путей совершенствования бюджетного процесса в России.
Объектом данного исследования выступают отношения в сфере бюджетного процесса.
Достижение цели исследования требует решения теоретических и практических задач, среди которых:
1. Определение теоретических основ осуществления бюджетного процесса в Российской Федерации;
2. Поиск путей совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации
Бюджетный процесс
Понятие бюджетного процесса и его принципы
Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс – главная форма бюджетного планирования, которое в свою очередь является важнейшей составной частью финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Основы бюджетного процесса определила Конституция РФ, уточнил и развил данные нормы Бюджетный кодекс РФ. Порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом РФ, является единым для всех уровней бюджетной системы. Однако субъекты Федерации и органы местного самоуправления конкретизируют порядок бюджетного процесса на своей территории. Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом.
|
Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса:
стадия составления проектов бюджетов;
стадия рассмотрения и утверждения бюджета;
стадия исполнения бюджета;
стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. Каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному распределяются государственные финансовые ресурсы. Это определяется общей политикой государства и финансово-кредитной политикой в частности. Несмотря на ежегодные изменения приоритетов и регулярные изменения бюджетной классификации порядок бюджетного процесса остается неизменным. Такой подход характерен для всех демократических стран с рыночной экономикой. Бюджетный процесс является чрезвычайно важным и сложным действием, определяющим порядок деятельности большей части государственных и муниципальных органов власти разного уровня на длительный период времени. При этом бюджетный процесс построен таким образом, что на каждой его стадии решается только строго ограниченный круг вопросов, решение которых на других стадиях не допускается. Подобный подход позволяет жестко разграничить права и обязанности различных органов государственной власти и управления на каждой стадии бюджетного процесса и значительно облегчает проведение финансового контроля в ходе бюджетного процесса.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.
Президент Российской Федерации;
органы законодательной (представительной) власти;
органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и муниципального финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Полномочия всех участников бюджетного процесса установлены Бюджетным кодексом РФ. Для органов федерального уровня кроме Бюджетного кодекса основным законодательным актом являются ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете регулирующие бюджетный процесс. Все законодательные акты о бюджетном процессе получают свое развитие в нормативных актах, принимаемых органами исполнительной власти.
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам. Законодательные органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (кроме органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Банк России обслуживает счета бюджетов. Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории).
Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными органами РФ, законодательными органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.