Ошибки и уловки при демонстрации




Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы,

Подготовки к практическим занятиям

При изучении данной темы необходимо обратиться к материалу дисциплины «Логика». Выделяют четыре основных закона формальной логики, знание которых может избавить от нарушения основных принципов мышления и предосудительных форм ведения спора.

1. Одним из таких законов является закон тождества. В соответствии с этим законом любая законченная мысль должна быть определенной, а при повторении иметь то же содержание, т.е. не допускать иных толкований.

2. В логической культуре важную роль играет закон противоречия (закон отрицания противоречия, закон запрещения противоречия): никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным, т.е. в текстах не может допускаться ни одного противоречия.

3. Теснейшим образом с законом противоречия соотносится закон исключения третьего: из двух противосуждений, исключающих третье, одно непременно является истинным.

Данный закон лишает говорящего возможности одновременно признать ложным как положительное суждение предмета, так и отрицательное.

4. Еще одним законом, на котором базируется искусство убеждения, является закон достаточного основания: всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.

На закон достаточного основания опирается одна из важнейших логических операций – доказательство. В логическое доказательство включаются три элемента: тезис, аргументы и демонстрация.

Существуют правила, ошибки и уловки, относящиеся к трем элементам структуры доказательства.

Требования, относящиеся к тезису:

1. Тезис должен быть определенным, ясным, точным. Расплывчатость и многозначность формулировки тезиса дают большие преимущества оппонентам: всегда можно придраться к слишком общей формулировке, к двусмысленному или содержащему многозначные слова тезису.

2. Тезис должен оставаться тем же самым на протяжении всего спора. За этим нужно внимательно следить: самой распространенной ошибкой (или уловкой, если это делается специально) спорщиков является подмена тезисов (его сужение или расширение). Говорящему приписывают более удобный для критика тезис, который затем и опровергают, и часто вполне успешно («передергивание», «скачок»).

Требования к аргументам: 1) истинность, 2) непротиворечивость, 3) достаточность. Аргументы должны быть истинны сами по себе и не зависеть от тезиса; они не должны противоречить друг другу; их должно быть достаточно для того, чтобы оказалась очевидна истинность тезиса.

Ошибки и уловки, относящиеся к аргументам:

1. Истинность тезиса доказывается аргументами, а истинность аргументов – тезисом: «порочный круг»: этого не может быть, потому что не может быть никогда (снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие).

2. Предвосхищение вывода. Это нечаянное или намеренное опережение событий – недоказанные аргументы подаются как прочные, весомые, доказанные основания к тезису (выводу).

3. Ложность оснований – ошибка в аргументах – неверные факты, ненадежные и ошибочные данные – любые ложные суждения, которые используются как аргументы. Это может быть и ошибкой, и уловкой говорящего.

Ошибки и уловки при демонстрации

1. Ошибка (уловка), которую называют, используя слова следовательно, итак, «не следует»: ошибка состоит в том, что создаётся только видимость логической связи между аргументами и тезисом (выводом).

2. «От сказанного с условием – к сказанному безусловно» – одна из самых распространенных ошибок или специальных риторических приемов. В этом случае аргумент, истинный только при соблюдении некоторых ограничений, начинает использоваться как истинный безусловно.

3. «Поспешное обобщение»: это ошибка (или уловка) при индуктивном умозаключении.

4. «После этого – не значит поэтому»: предшествующее по времени событие понимается как причина другого, последующего события.

5. Ошибки при заключениях по аналогии.

6. Ошибки в дедуктивном умозаключении. Это ошибки в построении силлогизмов.

Изучение на практическом занятии доводов и уловок, используемых в состязательном процессе, целесообразно проводить на материале речей знаменитых судебных ораторов. С указанными преподавателем текстами выступлений судебных ораторов обучающиеся знакомятся предварительно, самостоятельно анализируют используемую аргументацию, а затем на практическом занятии научная информация по темам систематизируется в форме научной дискуссии.

 

Для того чтобы наша речь была образной и интересной, мы используем риторические тропыслова или выражения в переносном значении. Рассмотрим некоторые виды тропов.

Метафора – один из четырех главных тропов, основанный на отношениях сходства между сопоставляемыми явлениями, причем в отличие от сравнения в метафоре назван только сопоставляющий компонент.

Эпитет – художественное определение.

Метонимия – один из четырех главных тропов, основанный на отношениях смежности между сопоставляемыми явлениями.

Синекдоха – вид метонимии, употребление названия части вместо названия целого, частного вместо общего и, наоборот, целого вместо части.

Антономазия – разновидность перифразы; троп, основанный на описательном обозначении лица вместо названия его по имени и фамилии; замена имени собственного нарицательным или наоборот.

Аллегория – запечатление чего-либо отвлеченного, какой-либо идеи в конкретном образе, тип образности, основанный на иносказании.

Перифраза, перифраз, перифразис – один из четырех главных тропов, основанный на отношениях тождества

Антифразис – один из четырех главных тропов, основанный на отношениях контраста и состоящий в употреблении слова в значении, противоположном обычному, в сочетании с соответствующей интонацией и с опорой на подтекст или текст, помогающий понять истинное значение сказанного.

Гипербола – преувеличение свойств изображаемого предмета.

Литота (мейозис) – заведомое преуменьшение.

Ирония – троп, основанный на схеме антифразиса, то есть состоящий в употреблении слов в смысле, обратном буквальному, с целью тонкой или скрытой насмешки, нарочито облеченной в форму положительной характеристики.

Парадокс – утверждение, изречение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то общепринятое, банальное мнение, которое служит в парадоксе предметом иронии.

Для словесного украшения речи можно также использовать риторические фигуры. Риторические фигуры – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.

Можно выделить следующие виды риторических фигур:

1. Первая группа включает в себя фигуры, при которых структура фразы определяется соотношением значений слов. Это антитеза, градация.

2. Вторая группа объединяет синтаксические фигуры, закрепившиеся в речевой традиции как особые риторические средства, которые помогают облегчать слушание, понимание и запоминание речи. Это фигуры: повтор, единоначатие, параллелизм и период.

3. Третья группа включает в себя риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи. Это такие приемы, как риторическое восклицание, риторическое обращение, риторический вопрос, умаление (скромность), введение в текст вымышленной оратором речи – собственной или чужой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: