Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Предисловие к OHSAS 18001:2007
Документ OHSAS, относящийся к серии документов по оценке безопасности труда и охраны здоровья (Occupational Health and Safety Assessment Series - OHSAS), и связанный с ним документ OHSAS 18002:2008 "Руководство по внедрению OHSAS 18001:2007" были разработаны для удовлетворения требований потребителей о необходимости наличия признанного стандарта для системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (далее - БТиОЗ), на основании которого их системы менеджмента могут быть оценены и сертифицированы.
Документ OHSAS разработан с учетом совместимости стандартов ИСО 9001:2000 (на систему менеджмента качества) и ИСО 14001:2004 (на систему экологического менеджмента), чтобы облегчить при необходимости интеграцию в организациях систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента БТиОЗ.
При необходимости документ OHSAS будет пересмотрен или изменен. Пересмотр также будет проведен при опубликовании новых редакций ИСО 9001 или ИСО 14001 с целью обеспечения дальнейшей совместимости.
Документ OHSAS будет отменен после публикации его содержимого в составе или в качестве международного стандарта.
Документ OHSAS разработан в соответствии с директивами ИСО/МЭК, часть 2.
Настоящая вторая редакция отменяет действие и заменяет первую редакцию (OHSAS 18001:1999), которая была подвергнута техническому пересмотру
Принципиальные изменения по отношению к предыдущей редакции:
|
- вопросам охраны здоровья уделено больше внимания;
- OHSAS 18001 теперь рассматривают как стандарт, а не как документ или спецификацию, как это было ранее. Это отражает возросшее признание OHSAS 18001 в качестве основы для национальных стандартов на системы менеджмента БТиОЗ;
- диаграмма "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" приведена в обобщенном виде только во введении, а не в виде разрозненных диаграмм в начале каждого крупного раздела;
- нормативные ссылки в разделе 2 ограничены только международными документами;
- добавлены новые термины и пересмотрены существующие;
- значительно улучшено соответствие с ИСО 14001:2004 по структуре, а также улучшена совместимость с ИСО 9001:2000;
- термин "допустимый риск" заменен термином "приемлемый риск" (см. 3.1);
- термин "несчастный случай" теперь включен в термин "инцидент" (см. 3.9);
- определение термина "опасность" больше не включает в себя "нанесение ущерба собственности или окружающей среде в месте выполнения работ" (см. 3.6). Теперь считают, что такой ущерб напрямую не связан с системой менеджмента БТиОЗ, являющейся предметом документа OHSAS, и его относят к сфере менеджмента активов. Вместе с тем, риск, связанный с таким ущербом и оказывающий влияние на БТиОЗ, должен быть идентифицирован в процессе оценки рисков организации, и им следует управлять с помощью соответствующих мер;
- пункты 4.3.3 и 4.3.4 объедены для согласованности с ИСО 14001:2004;
- введено новое требование о рассмотрении мер управления рисками при планировании деятельности в области БТиОЗ с учетом их иерархии (см. 4.3.1);
|
- теперь менеджменту изменений уделено больше внимания (см. 4.3.1 и 4.4.6);
- добавлен новый раздел "Оценивание соответствия" (см. 4.5.2);
- введены новые требования к участию и обсуждению (см. 4.4.3.2);
- введены новые требования к расследованию инцидентов (см. 4 5.3 1).
Настоящая редакция не ставит своей целью охватить все условия контракта Ответственность за правильное применение документа OHSAS несут пользователи.
Соответствие настоящему стандарту не освобождает от соблюдения правовых требований.
Введение
Организации различных видов деятельности проявляют растущую заинтересованность в достижении и демонстрации весомых результатов в области безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ) путем управления рисками в области БТиОЗ согласно их политике и целям в области БТиОЗ. Эта деятельность осуществляется в условиях растущих правовых требований, совершенствования экономической политики и других мер, направленных на поддержку передового опыта в области БТиОЗ, а также в условиях возрастающей озабоченности заинтересованных сторон вопросами БТиОЗ.
Многие организации проводят анализ или аудит менеджмента БТиОЗ, чтобы оценить показатели деятельности в этой области. Однако проведения этих анализов и аудитов само по себе может быть не достаточно для обеспечения уверенности организации в том, что ее деятельность не только соответствует в настоящее время, но и в дальнейшем будет соответствовать правовым требованиям и собственной политике в области БТиОЗ. Анализы и аудиты для обеспечения их результативности должны проводиться в рамках действующей в организации структурированной системы менеджмента.
|
Документы OHSAS, охватывающие вопросы менеджмента БТиОЗ, предоставляют организациям возможность использования элементов результативной системы менеджмента БТиОЗ. Эти элементы, которые могут быть интегрированы с другими требованиями к менеджменту, помогут организациям в достижении целей в области БТиОЗ и экономических целей. OHSAS, как и другие стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо для ужесточения или изменения обязательств, налагаемых на организации правовыми требованиями.
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента БТиОЗ и позволяет организации разработать и реализовать политику и достигнуть целей, которые учитывают правовые требования и информацию о рисках в области БТиОЗ. Он предназначен для применения организациями любого типа и размера, независимо от различий в географических, культурных и социальных условиях. Основы такого подхода показаны на рисунке 1. Успех системы зависит от приверженности идее БТиОЗ на всех уровнях и во всех функциональных структурах организации и, в особенности, от приверженности высшего руководства. Система такого типа дает организации возможность разработать политику в области БТиОЗ; установить цели; создать механизмы для достижения обязательств, содержащихся в политике; осуществлять необходимые мероприятия для улучшения своей деятельности; демонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта. Общей целью настоящего стандарта является поддержка и распространение передового опыта в области БТиОЗ при сохранении баланса потребностей в безопасности труда и социально-экономических потребностей. Следует отметить, что многие требования настоящего стандарта могут быть применены сразу, или же их можно начать применять в любое время в последующем.
В настоящем стандарте приняты во внимание соответствующие положения из ИСО 9001, ИСО 14001, ILO-OSH и других стандартов или публикаций, касающихся систем менеджмента БТиОЗ. Это улучшает совместимость этих стандартов в интересах сообщества пользователей.
Существует важное различие между настоящим стандартом, который описывает требования к системе менеджмента БТиОЗ организации и может быть использован для сертификации и/или декларирования соответствия системы менеджмента БТиОЗ, и не предназначенным для сертификации руководством, разработанным для оказания общей помощи организации при создании, внедрении или совершенствовании системы менеджмента БТиОЗ. Менеджмент БТиОЗ охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения настоящего стандарта может быть использована организацией для того, чтобы убедить заинтересованные стороны в наличии у нее надлежащей системы менеджмента БТиОЗ.
Организациям, которым требуется более подробное руководство по широкому кругу вопросов, касающихся системы менеджмента БТиОЗ, следует использовать OHSAS 18002. Все ссылки на другие международные стандарты приведены только для информации.
Примечание - Настоящий стандарт основан на методологии, известной как "Plan-Do-Check-Act" (PDCA). Методологию PDCA можно кратко описать следующим образом:
- планирование (plan) - установление целей и разработка процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с политикой организации в области БТиОЗ;
- осуществление (do) - внедрение процессов;
- проверка (check) - проведение мониторинга и измерения процессов для оценки их соответствия политике в области БТиОЗ, целям, правовым и другим требованиям и сообщение о результатах;
- действие (act) - принятие и реализация решений по постоянному улучшению показателей деятельности в области БТиОЗ.
Многие организации управляют своей деятельностью с помощью системы процессов и взаимодействий между ними. Такая методология может быть названа "процессным подходом". ИСО 9001 рекомендует применять процессный подход. Поскольку методология PDCA применима ко всем процессам, то обе методологии считают совместимыми.
Настоящий стандарт содержит требования, соответствие которым может быть подвергнуто объективному аудиту. При этом он не устанавливает абсолютных требований к показателям деятельности в области БТиОЗ сверх содержащихся в политике обязательств соблюдать соответствующие правовые, а также другие требования, которые организация обязалась выполнять, в целях предотвращения травм и ухудшения состояния здоровья, а также обязательств по постоянному улучшению. Таким образом, две организации, занимающиеся схожей деятельностью, но отличающиеся своими показателями деятельности в области БТиОЗ, могут обе соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт не содержит требований, специфических для других систем менеджмента, таких как система менеджмента качества, система экологического менеджмента, системы защиты информации или системы финансового менеджмента, хотя элементы системы менеджмента БТиОЗ могут быть согласованы или интегрированы с соответствующими элементами других систем менеджмента. Возможно, что организация адаптирует свою(и) существующую(ие) систему(ы) менеджмента, чтобы создать систему менеджмента БТиОЗ, соответствующую требованиям настоящего стандарта. Следует отметить, что применение различных элементов системы менеджмента может отличаться в зависимости от поставленных целей и заинтересованных сторон.
Степень детализации, уровень сложности системы менеджмента БТиОЗ, объем документации и затрачиваемых на нее ресурсов зависят от ряда факторов, таких как область применения системы, размер организации, характер ее деятельности, изготавливаемая продукция, оказываемые услуги, а также корпоративная культура. В особенности это может касаться малых и средних предприятий.
Рисунок 1 - Модель системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента БТиОЗ, чтобы сделать организацию способной управлять рисками и улучшать показатели деятельности в области БТиОЗ. Стандарт не устанавливает конкретных критериев для оценки деятельности в области БТиОЗ и не содержит подробных требований для разработки системы менеджмента.
Настоящий стандарт может применяться любой организацией для:
a) создания системы менеджмента БТиОЗ для устранения или минимизации рисков для работников и других заинтересованных сторон, которые могут подвергаться опасностям производственных факторов, связанным с их деятельностью;
b) внедрения, обеспечения функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента БТиОЗ;
c) уверенности в том, что ее деятельность соответствует заявленной политике в области БТиОЗ;
d) демонстрации соответствия настоящему стандарту посредством:
1) проведения самооценки и декларирования соответствия или
2) получения подтверждения своего соответствия заинтересованными деятельностью организации сторонами, такими как потребители, или
3) получения от внешней по отношению к организации стороны подтверждения обоснованности декларации о соответствии, или
4) проведения сертификации системы менеджмента БТиОЗ.
Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе менеджмента БТиОЗ. Уровень реализации этих требований в конкретной системе менеджмента БТиОЗ зависит от таких факторов, как политика организации в области БТиОЗ, характер и сложность ее деятельности и связанные с ней риски.
Настоящий стандарт предназначен для обеспечения БТиОЗ при осуществлении производственной деятельности и не касается других направлений деятельности, также имеющих отношение к здоровью и безопасности: программ оздоровления сотрудников, обеспечения безопасности продукции и услуг, предотвращения нанесения материального ущерба или вреда окружающей среде.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
OHSAS 18002:2008 Системы менеджмента БТиОЗ. Руководство по внедрению
OHSAS 18001:2007 (OHSAS 18002:2008, Occupational health and safety management systems - Guidelines for the implementation of OHSAS 18001:2007)
МОТ-СУОТ:2001 Руководство по системам менеджмента БТиОЗ (ILO-OSH:2001, Guidelines on occupational safety and health management systems)
Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 приемлемый риск (acceptable risk): Риск, сниженный до уровня, который организация может допустить, учитывая применимые к ней правовые требования и собственную политику в области БТиОЗ (см. 3.16).
3.2 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс получения "свидетельств аудита" и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения "критериев аудита".
[ИСО 9000:2005, пункт 3.9.1]
Примечания
1 Понятие "независимый" не обязательно означает внешний для организации. Во многих случаях, особенно в малых организациях, независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.
2 Для дальнейшего разъяснения терминов "свидетельство аудита" и "критерии аудита" следует обратиться к ИСО 19011.
3.3 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс совершенствования системы менеджмента БТиОЗ (см. 3.13), направленный на улучшение общих показателей деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15) в соответствии с политикой в области БТиОЗ (см. 3.16) организации (см. 3.17).
Примечания
1 Этот процесс не обязательно должен проходить во всех областях деятельности одновременно
2 Адаптировано из ИСО 14001, пункт 3.2.
3.4 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (см. 3.11) или другой нежелательной ситуации.
Примечания
1 У несоответствия может быть несколько причин
2 Корректирующее действие предпринимают для предотвращения повторного события, тогда как предупреждающее действие (см. 3.18) - для предотвращения события.
[ИСО 9000:2005, пункт 3.6.5]
3.5 документ (document): Информация и соответствующий носитель.
Примечание - Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией.
[ИСО 14001:2004, пункт 3.4]
3.6 опасность (hazard): Объект, ситуация или действие, которые способны нанести вред человеку в виде травмы или ухудшения состояния здоровья (см. 3.8), или их сочетания.
3.7 идентификация опасности (hazard identification): Процесс признания существования опасности (см. 3.6) и определения ее характеристик.
3.8 ухудшение состояния здоровья (ill health): Идентифицируемое ухудшение физического или психического состояния, вызванное и/или усугубленное рабочей деятельностью и/или ситуацией, связанной с работой.
3.9 инцидент (incident): Событие(я), связанное(ые) с выполнением работы, в ходе или в результате которого(ых) возникают или могут возникнуть травма и иное ухудшение состояния здоровья (см. 3.8) (независимо от их тяжести) или смерть.
Примечания
1 Несчастный случай - это инцидент, который привел к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.
2 Инцидент, который не привел к возникновению травмы, ухудшению состояния здоровья или смерти, может также называться "почти произошедшим инцидентом", "почти случившимся инцидентом", "предпосылкой к инциденту" или "опасным происшествием".
3 Аварийная ситуация (см. 4.4.7) является частной разновидностью инцидента.
3.10 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц на месте выполнения работ (см. 3.23) или вне его, которое(ая) имеет отношение к показателям деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15) организации (см. 3.17) или которое(ую) эти показатели затрагивают.
3.11 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования. [ИСО 9000:2005, пункт 3.6.2; ИСО 14001, пункт 3.15]
Примечание - Несоответствием может быть любое отклонение:
- от соответствующих стандартов, процедур, установившейся практики, правовых требований и так далее, имеющих отношение к выполняемой работе;
- от требований системы менеджмента БТиОЗ (см. 3.13).
3.12 безопасность труда и охрана здоровья (БТиОЗ) (occupational health and safety - OH&S): Условия и факторы, которые влияют или могут повлиять на состояние здоровья и безопасность сотрудников или других работников (включая временных работников и персонал подрядчика), посетителей или других лиц на месте выполнения работ (см. 3.23).
Примечание - На организацию могут распространяться правовые требования, касающиеся здоровья и безопасности лиц, находящихся за пределами конкретного места выполнения работ, или лиц, подвергаемых опасности в ходе или в результате деятельности, осуществляемой в месте выполнения работ.
3.13 система менеджмента БТиОЗ (OH&S management system): Часть системы менеджмента организации (см. 3.17), используемая для разработки и реализации ее политики в области БТиОЗ (см. 3.16), а также для менеджмента рисков (см. 3.21) в области БТиОЗ.
Примечания
1 Система менеджмента - это совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для разработки политики и постановки целей, а также достижения этих целей.
2 Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию (например, оценку рисков, постановку целей), установленную ответственность, правила эксплуатации, процедуры (см. 3.19), процессы и ресурсы.
3 Адаптировано из ИСО 14001, пункт 3.8.
3.14 цель в области БТиОЗ (OH&S objective): Планируемое состояние БТиОЗ, выраженное через показатели деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15), которое организация (см. 3.17) сама устанавливает перед собой для его достижения.
Примечания
1 Цели должны быть выражены количественно, за исключением случаев, когда это практически не осуществимо.
2 В соответствии с требованиями 4.3.3 цели в области БТиОЗ должны быть согласованы с политикой в области БТиОЗ (см. 3.16).
3.15 показатели деятельности в области БТиОЗ (OH&S performance): Измеримые результаты менеджмента рисков (см. 3.21) в области БТиОЗ, осуществляемого организацией (см. 3.17).
Примечания
1 Измерение показателей деятельности в области БТиОЗ включает в себя измерение результативности применяемых организацией мер управления.
2 В контексте систем менеджмента БТиОЗ (см.3.13) результаты также могут быть измерены по отношению к политике в области БТиОЗ (см. 3.16) организации (см. 3.17), целям БТиОЗ (см. 3.14) и другим показателям деятельности в области БТиОЗ.
3.16 политика в области БТиОЗ (OH&S policy): Общие намерения и направление деятельности организации (см. 3.17) по отношению к своим показателям деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15), официально сформулированные высшим руководством.
Примечания
1 Политика в области БТиОЗ обеспечивает основу для действий и для установления целей в области БТиОЗ (см. 3.14).
2 Адаптировано из ИСО 14001, пункт 3.11.
3.17 организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти или учреждение, либо их часть, либо комбинация частей, официально учрежденные или нет, государственные или частные, выполняющие собственные функции и имеющие свой административный аппарат.
Примечание - Для организаций, состоящих из нескольких подразделений, каждое подразделение может быть определено как организация.
[ИСО 14001:2004, пункт 3.16]
3.18 предупреждающее действие (preventive action): Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия (см. 3.11) или другой потенциально нежелательной ситуации.
Примечания
1 У потенциального несоответствия может быть несколько причин.
2 Предупреждающее действие предпринимают для предотвращения события, тогда как корректирующее действие (см. 3.4) - для предотвращения повторного события.
[ИСО 9000:2005, пункт 3.6.4]
3.19 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Примечание - Процедуры могут быть документированными или недокументированными.
[ИСО 9000:2005, пункт 3.4.5]
3.20 запись (record): Документ (см. 3.5), фиксирующий достигнутые результаты или содержащий свидетельство выполнения какой-либо деятельности.
[ИСО 14001:2004, пункт 3.20]
3.21 риск (risk): Сочетание вероятности того, что опасное событие произойдет или воздействие(ия) будет(ут) иметь место, и тяжести травмы или ухудшения состояния здоровья (см. 3.8), которые могут быть вызваны этим событием или воздействием(ями).
3.22 оценка рисков (risk assessment): Процесс оценивания риска(ов) (см. 3.21), связанного(ых) с опасностями, с учетом всех существующих мер управления и принятия решения о том, является ли риск приемлемым.
3.23 место выполнения работ (workplace): Физическое пространство, в котором связанная с работой деятельность осуществляется под управлением организации.
Примечание - При рассмотрении того, что представляет собой место выполнения работ, организация (см. 3.17) должна принимать во внимание условия и факторы, которые влияют или могут повлиять на состояние здоровья и безопасность персонала, который, например, находится в пути (перемещается на транспорте), работает на объекте клиента или заказчика или же работает дома.
Требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
4.1 Общие требования
Организация должна разрабатывать, документировать, внедрять, поддерживать функционирование и постоянно улучшать систему менеджмента БТиОЗ в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также определить, каким образом она будет удовлетворять эти требования.
Организация должна установить и документально зафиксировать область применения ее системы менеджмента БТиОЗ.
4.2 Политика в области безопасности труда и охраны здоровья
Высшее руководство должно разработать и ввести в действие политику организации в области БТиОЗ и обеспечить, чтобы в рамках установленной области деятельности ее системы менеджмента эта политика:
a) соответствовала характеру и масштабу рисков организации в области БТиОЗ;
b) включала обязательство по предупреждению травм и ухудшения состояния здоровья, а также по постоянному улучшению менеджмента БТиОЗ и показателей деятельности в области БТиОЗ;
c) включала обязательства, как минимум, соответствовать применяемым правовым требованиям и другим требованиям в области БТиОЗ, которые организация обязалась выполнять и которые касаются ее опасностей в области БТиОЗ;
d) создавала основу для установления и анализа целей в области БТиОЗ;
e) документировалась, внедрялась и поддерживалась в актуальном состоянии;
f) была доведена до сведения всех лиц, которые работают под управлением организации, с целью уведомления об их личных обязанностях в области БТиОЗ;
д) была доступна для заинтересованных сторон и
h) периодически анализировалась для обеспечения того, чтобы оставаться актуальной и подходящей для организации.
4.3 Планирование
4.3.1 Идентификация опасностей, оценка рисков и установление мер управления
Организация должна разрабатывать, внедрять и обеспечивать выполнение процедур(ы) идентификации существующих опасностей, оценки рисков и установления необходимых мер управления рисками.
Процедура(ы) идентификации опасностей и оценки рисков должна(ы) учитывать:
a) обычные (повседневные) и редкие (разовые) виды деятельности;
b) деятельность всего персонала, имеющего доступ к месту выполнения работ (включая подрядчиков и посетителей);
c) поведение человека, его способности и другие человеческие факторы;
d) идентифицированные опасности, источники которых не связаны с местом выполнения работ, но которые способны неблагоприятно повлиять на состояние здоровья и безопасность персонала, находящегося под управлением организации в месте выполнения работ;
e) опасности, возникающие вблизи места выполнения работ в связи с деятельностью, осуществляемой под управлением организации и связанной с выполняемой работой.
Примечание 1 - Такие опасности могут быть оценены, скорее всего, как экологический аспект;
f) инфраструктуру, оборудование и материалы на месте выполнения работ, вне зависимости от того, предоставлены они самой организацией или другими сторонами;
д) изменения или предполагаемые изменения в организации, ее деятельности или материалах;
h) изменения в системе менеджмента БТиОЗ, в т.ч. временные, и их влияние на операции, процессы и деятельность;
i) применимые правовые акты, относящиеся к оценке рисков и использованию необходимых мер управления рисками (см. также примечание к 3.12);
j) планировку мест выполнения работ, процессы, установки, машины/оборудование, технологию и организацию работ, включая их адаптацию к способностям человека.
Методология идентификации опасностей и оценки рисков, принятая в организации, должна:
a) быть определена в отношении области ее использования, содержания и времени применения таким образом, чтобы являться предупреждающей (проактивной), а не реагирующей (реактивной);
b) обеспечивать идентификацию, ранжирование, документирование рисков и применение соответствующих мер управления ими.
Для менеджмента изменений организация должна определить опасности и риски в области БТиОЗ, связанные с изменениями в организации, в системе менеджмента БТиОЗ или в деятельности организации, до того, как эти изменения будут реализованы.
Организация должна обеспечить, чтобы результаты оценки рисков были учтены при определении мер управления.
При определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер необходимо соблюдать следующую приоритетность мер по снижению рисков:
a) устранение опасности;
b) замена одного риска другим;
c) применение технических мер управления рисками;
d) применение плакатов и знаков безопасности и/или административных мер управления рисками;
е) применение средств индивидуальной защиты.
Организация должна документировать, сохранять и актуализировать результаты идентификации опасностей, оценки рисков и установленных мер управления ими.
Организация должна обеспечить, чтобы риски в области БТиОЗ и установленные меры управления ими были приняты во внимание при разработке, внедрении и в процессе функционирования системы менеджмента БТиОЗ.
Примечание 2 - Дополнительную руководящую информацию по идентификации опасностей, оценке рисков и установлению мер управления ими можно найти в OHSAS 18002.
4.3.2 Правовые и другие требования в области безопасности труда и охраны здоровья
Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) идентификации правовых и других требований в области БТиОЗ, применимых к организации, и осуществления доступа к ним.
Организация должна обеспечить, чтобы эти применимые правовые и другие требования, которые она обязалась выполнять, были учтены при разработке, внедрении и в процессе функционирования системы менеджмента БТиОЗ.
Организация должна своевременно актуализировать эту информацию.
Организация должна доводить соответствующие правовые и другие требования до лиц, работающих под ее управлением, а также до других заинтересованных сторон.
4.3.3 Цели и программа(ы)
Организация должна установить документально оформленные цели в области БТиОЗ для соответствующих функциональных структур и уровней управления организации и обеспечить их достижение.
Цели должны быть измеримы, где это практически осуществимо, и согласованы с политикой в области БТиОЗ, включая обязательства по предупреждению травм и иного ухудшения состояния здоровья, по соблюдению применимых правовых и других требований, которые организация обязалась выполнять, а также по постоянному улучшению.
При установлении и пересмотре целей организация должна принимать во внимание правовые и другие требования, которые она обязалась выполнять, а также свои риски в области БТиОЗ. Организация должна также учесть свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие потребности, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.
Организация должна разрабатывать, обеспечивать выполнение и исполнять программу(ы) для достижения целей в области БТиОЗ. Программа(ы), как минимум, должна(ы) включать:
a) установление ответственности и полномочий для достижения целей соответствующими функциональными структурами и уровнями управления организации, а также
b) способы и сроки достижения целей.
Программа(ы) должна(ы) регулярно через запланированные интервалы времени быть проанализированы и, при необходимости, скорректированы, чтобы обеспечить достижение целей.
4.4 Внедрение и функционирование
4.4.1 Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия
Высшее руководство должно взять на себя конечную ответственность за БТиОЗ и систему ее менеджмента
Высшее руководство должно демонстрировать (наглядно проявлять) свои обязательства в отношении БТиОЗ путем:
a) обеспечения ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, функционирования и улучшения СМ БТиОЗ.
Примечание 1 - Ресурсы включают в себя людей со специальными профессиональными навыками, инфраструктуру, технологии и финансовые ресурсы,
b) установления ролей, распределения ответственности и подотчетности, делегирования полномочий, чтобы способствовать результативному менеджменту БТиОЗ; роли, ответственность, подотчетность и полномочия должны быть документированы и доведены до сведения соответствующих лиц.
В организации из числа высшего руководства должно быть назначено лицо(а), непосредственно отвечающее(ие) за БТиОЗ, независимо от возложенных на него (них) других обязанностей, и установлена его (их) роль и представлены полномочия для обеспечения того, чтобы:
a) СМ БТиОЗ была разработана, внедрена и функционировала в соответствии с настоящим стандартом;
b) отчеты о функционировании системы менеджмента БТиОЗ представлялись высшему руководству для анализа и использовались ими в качестве основы для улучшения этой системы
Примечание 2 - Лицо, назначенное из числа высшего руководства [например, для больших организаций это может быть один из членов исполнительного комитета (дирекции)], может делегировать часть своих обязанностей представителю(ям) руководства более низкого уровня при условии, что последний будет подотчетен ему по этим вопросам
Лицо, назначенное из числа высшего руководства, должно быть доступно всем лицам, осуществляющим свою деятельность под управлением организации.
Руководители всех уровней должны наглядно проявлять (демонстрировать) свои обязательства по постоянному улучшению показателей деятельности в области БТиОЗ.
Организация должна обеспечить, чтобы лица на местах выполнения работ несли ответственность за те аспекты БТиОЗ, которыми они управляют, включая соблюдение требований БТиОЗ, применимых к организации.
4.4.2 Компетентность, подготовка (обучение) и осведомленность персонала Организация должна обеспечить, чтобы все лица, выполняющие задания под ее управлением и которые могут повлиять на БТиОЗ, были компетентны на основании соответствующего образования, подготовки (обучения) или опыта. Организация должна вести связанные с этим записи.
Организация должна выявить связанные с рисками и системой менеджмента БТиОЗ потребности в подготовке (обучении) персонала. Она должна осуществить (провести, обеспечить) обучение или предпринять другие действия для удовлетворения этих потребностей, оценить результативность подготовки (обучения) или других предпринятых действий, а также ведение связанных с этим записей.
Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) обеспечения того, чтобы лица, работающие под ее управлением, были осведомлены:
a) о фактических или потенциальных последствиях их служебной деятельности и их поведения для БТиОЗ, а также о выгодах для БТиОЗ от улучшения их личной деятельности;
b) своих ролях и ответственности, а также о важности соответствия своей деятельности политике в области БТиОЗ, процедурам БТиОЗ и требованиям системы менеджмента БТиОЗ, включая требования подготовленности к аварийным ситуациям и реагированию на них (см. 4.4.7);
c) потенциальных последствиях отклонений от установленных процедур.
Процедуры подготовки (обучения) должны учитывать различные уровни:
a) ответственности, способностей, языковых навыков, образованности и
b) риска.
4.4.3 Обмен информацией, участие и обсуждения
4.4.3.1 Обмен информацией
В отношении опасностей в области БТиОЗ, а также собственной системы менеджмента БТиОЗ организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение следующих процедур:
a) внутреннего обмена информацией между различными уровнями и функциональными структурами;
b) обмена информацией с подрядчиками и другими посетителями места выполнения работ;
c) получения и документирования соответствующих обращений от внешних заинтересованных сторон и ответов на них.
4.4.3.2 Участие и обсуждения
Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение следующих процедур, обеспечивающих:
a) участие работников в функционировании системы менеджмента БТиОЗ путем:
- привлечения их к идентификации опасностей, оценке рисков и выбору мер управления рисками;
- привлечения их к расследованию инцидентов;
- привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области БТиОЗ;
- обсуждения с ними всех изменений, которые могут повлиять на их безопасность труда и охрану здоровья;
- привлечения их представителей к рассмотрению вопросов БТиОЗ.
Работники должны быть информированы о мероприятиях, в которых они могут принимать участие, а также о том, кто является их представителем(ями) по вопросам БТиОЗ;
b) обсуждение с подрядчиками изменений, которые могут повлиять на обеспечение безопасности труда и охрану здоровья их работников.
Организация должна обеспечить, чтобы при необходимости были проведены обсуждения с соответствующими внешними заинтересованными сторонами по вопросам БТиОЗ, имеющим к ним отношение.
4.4.4 Документация
Документация системы менеджмента БТиОЗ должна включать:
a) политику и цели в области БТиОЗ;
b) описание области применения системы менеджмента БТиОЗ;