7.1 Осмотр и обслуживание
Аттракцион и его элементы осматривают и обслуживают в соответствии с эксплуатационной документацией.
7.2 Организация контроля
Организацию контроля технического состояния аттракциона и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания, ремонта, внеплановых мероприятий и модификаций осуществляет ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона.
7.3 Регистрация результатов контроля
Результаты контроля технического состояния аттракциона и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания, ремонта и внеплановых мероприятий регистрируют в "Журнале учета технического обслуживания и ремонта аттракциона".
7.4 Контроль технического состояния
Контроль технического состояния аттракциона включает:
- контрольную проверку;
- ежедневную проверку;
- периодическую проверку;
- внеплановую проверку;
- ежегодное техническое освидетельствование;
- техническое освидетельствование в целях продления срока службы;
- техническое освидетельствование аттракциона по усмотрению эксплуатанта;
- техническое освидетельствование после капитального ремонта.
7.5 Контрольная проверка
7.5.1 Контрольную проверку проводят в процессе и по окончании сборки аттракциона.
7.5.2 Контрольную проверку проводят в соответствии с инструкцией изготовителя по сборке и разборке данного аттракциона.
7.6 Ежедневная проверка
7.6.1 Ежедневную проверку проводят в соответствии с требованиями эксплуатационных документов.
7.6.2 Ежедневную проверку выполняют лица, входящие в техническую службу эксплуатанта, в присутствии оператора данного аттракциона.
|
7.6.3 Результаты проверки заносят в "Журнал учета ежедневного допуска аттракциона к эксплуатации" с подписями лиц, проводивших проверку.
7.7 Периодическая проверка
7.7.1 Периодические проверки проводят в процессе эксплуатации аттракциона в соответствии с графиком, который разрабатывают на основе требований эксплуатационной документации.
7.7.2 По результатам периодических проверок делают соответствующую запись в "Журнале учета технического обслуживания и ремонта аттракциона" с подписями проверяющих.
7.8 Внеплановая проверка
7.8.1 Внеплановую проверку проводят в случае возникновения нештатных ситуаций.
7.8.2 По результатам внеплановой проверки делают соответствующую запись в "Журнале учета технического обслуживания и ремонта аттракциона" с подписями проверяющих.
7.9 Ежегодное техническое освидетельствование
7.9.1 Ежегодное техническое освидетельствование проводят один раз в год силами технической службы эксплуатанта.
При отсутствии в структуре эксплуатанта собственной технической службы ежегодное техническое освидетельствование проводит специализированная организация в присутствии представителя эксплуатанта.
7.9.2 Для аттракционов:
- детских, с механизированным приводом, независимо от скорости вращения, с высотой свободного падения более 2 м с посадочного места в рабочем состоянии до основания аттракциона;
- взрослых, с механизированным приводом, независимо от скорости вращения, с высотой свободного падения более 3 м с посадочного места в рабочем состоянии до основания аттракциона;
|
- с механизированным приводом вертикальных, горизонтальных, наклонных, со сложной траекторией движения, при линейной скорости посадочных мест более 4 м/с независимо от высоты подъема;
- любой конструкции при линейной скорости движения посадочных мест более 5 м/с;
- качелей механизированных и немеханизированных вращающихся или с углом отклонения посадочных мест на величину более 45° и подъемом кабин более 1,5 м ежегодное техническое освидетельствование проводит только специализированная независимая компетентная организация, аккредитованная в области проведения данного вида работ.
7.9.3 Специализированная организация проводит проверку аттракциона на основании разработанной методики.
7.9.4 Ежегодное техническое освидетельствование проводят до истечения срока предыдущей проверки технического состояния аттракциона.
7.9.5 При ежегодном техническом освидетельствовании проводят оценку технического состояния аттракциона: визуальный осмотр, необходимые измерения, статические и динамические испытания согласно требованиям эксплуатационной документации, измерения сопротивления изоляции и заземления электрооборудования.
7.9.6 При визуальном осмотре проверяют состояние конструкций посадочных площадок, ограждений, активных и пассивных элементов безопасности, крепления посадочных мест, наличие фиксирующих устройств, а также аттракцион в работе.
7.9.7 При положительных результатах технического освидетельствования проводят:
|
- пуск аттракциона без нагрузки с максимальными скоростями вращения, подъема или значениями других характеристик, зафиксированными в руководстве по эксплуатации при проведении приемочных испытаний или предыдущей проверки;
- пуск аттракциона с нагрузкой в соответствии с требованиями эксплуатационной документации;
- проверку тормозов (при их наличии) в соответствии с требованиями к тормозам пассажирских модулей и аттракционов.
7.9.8 Тормоза пассажирских модулей и аттракционов должны соответствовать следующим требованиям:
Каждый останавливающий и замедляющий тормоз, предназначенный для регулирования скорости движения пассажирского модуля в штатном режиме работы, должен быть рассчитан на замедление движения с ускорением не более 5 м/с. В случае, если на трассе катальной горы одновременно перемещается несколько тележек (или поездов), между соседними тележками (поездами) в любой момент времени должен находиться аварийный тормоз. Аварийный тормоз должен обеспечивать замедление движения с ускорением не более 7 м/с. Примечание - Значения ускорений при торможении более указанных выше для останавливающих, замедляющих и аварийных тормозов допускаются при использовании на пассажирском модуле фиксирующих устройств. Останавливающие и замедляющие тормоза должны быть рассчитаны на усталостную прочность. Для аварийных тормозов расчет на усталость не требуется. Максимальное ускорение при торможении должно быть определено для максимального значения коэффициента трения, свойственного трущимся материалам, использованным в тормозах. Расчет тормозного пути следует проводить с коэффициентом надежности по нагрузке, равным 1,2, с учетом коэффициента трения, при этом значения коэффициентов трения должны быть приняты с учетом их снижения из-за погодных условий, износа и увлажнения. Конструкция тормозов должна обеспечивать остановку пассажирского модуля в заданном месте трассы как для случая незагруженного пассажирского модуля, так и при его загрузке посетителями. При этом нагрузка на посадочные места должна соответствовать данным, приведенным в таблице. Таблица - Нагрузки на пассажирские места пассажирского модуля | ||||
Число посадочных мест | Нагрузка , кН, ±3% | |||
суммарная | на любое посадочное место | |||
1,2 | 1,2 | |||
2,2 | 1,2 | |||
3,0 | 1,2 | |||
3,6 | 1,2 | |||
4,0 | 1,2 | |||
6 | х0,75 | 1,2 | ||
В одном модуле или связанной системе модулей. | ||||
[ГОСТ Р 53130 - пункт 5.8.9.1] |
7.9.9 При получении в результате ежегодного технического освидетельствования отрицательных результатов испытаний, выявлении высокой степени износа деталей или других отклонений параметров принимают решение о проведении ремонта или выводе аттракциона из эксплуатации.
7.9.10 Результаты ежегодного технического освидетельствования оформляют актом и заносят в "Журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона".
7.10 Техническое освидетельствование в целях продления срока службы
7.10.1 Эксплуатация аттракционов с истекшим сроком службы (выработанным ресурсом), указанным в руководстве по эксплуатации, без оценки технического состояния запрещается.
7.10.2 При наличии в составе аттракциона функционально самостоятельных сборочных единиц: транспортных средств (электромобилей, велосипедов, картингов и т.п.), павильонов сроки службы (ресурс) должны быть дифференцированы (даны отдельно для каждой из этих сборочных единиц).
7.10.3 Аттракцион может быть обследован и освидетельствован силами технической службы эксплуатанта.
При отсутствии в структуре эксплуатанта собственной технической службы оценку технического освидетельствования проводит специализированная организация в присутствии представителя эксплуатанта.
7.10.4 Для аттракционов, указанных в 7.9.2, техническое освидетельствование проводит только специализированная организация.
7.10.5 При техническом освидетельствовании аттракциона обязательной проверке подлежат: несущие металлоконструкции (опоры, подвески, платформы и т.п.) и их сварные соединения методом неразрушающей дефектоскопии; соответствие размеров осей, втулок, шарниров и других соединений сидений, платформы, стрел, подвесок чертежам изготовителя аттракционов; качество электрической проводки и электрооборудование.
7.10.6 При проведении технического освидетельствования аттракционов в обязательном порядке проводят статические и динамические испытания.
7.10.7 По результатам технического освидетельствования составляют акт с приложением материалов обследования, протоколов испытаний и замеров, а также заключение о выводе аттракциона из эксплуатации или приводят перечень необходимых восстановительных (ремонтных) работ для продления срока эксплуатации.
7.10.8 После ремонта и устранения всех неисправностей при техническом освидетельствовании аттракциона технической службой эксплуатанта составляют акт с заключением о возможности дальнейшей эксплуатации.
7.10.9 После ремонта и устранения всех неисправностей при техническом освидетельствовании аттракциона специализированной организацией эксплуатант вторично представляет аттракцион организации, проводившей техническое освидетельствование аттракциона, для проверки полноты и качества восстановительных работ и выдачи окончательного заключения с указанием срока эксплуатации до следующей оценки технического освидетельствования аттракциона.
7.10.10 При положительных результатах технического освидетельствования аттракциона (первичного или после ремонта) специализированная организация выдает эксплуатанту (владельцу) аттракциона письменное заключение о возможности эксплуатации аттракциона с указанием даты следующей проверки.
7.10.11 При положительных результатах технического освидетельствования аттракциона в целях продления срока службы проводят мероприятия согласно 7.9.7-7.9.8.
7.11 Техническое освидетельствование аттракциона (по усмотрению эксплуатанта)
Объем и содержание оценки технического состояния аттракциона (освидетельствование по усмотрению эксплуатанта) определяет эксплуатант (владелец) аттракциона.
7.12 Техническое освидетельствование после капитального ремонта
7.12.1 После капитального ремонта следует проводить техническое освидетельствование.
7.12.2 Техническое освидетельствование после капитального ремонта проводят согласно 7.10.3-7.10.6 настоящего стандарта.
7.12.3 Результаты технического освидетельствования после капитального ремонта оформляют актом с заключением о возможности дальнейшей эксплуатации, с определением срока следующего технического освидетельствования.
7.12.4 Аттракцион, пришедший в негодность вследствие физического износа или аварий, не подлежащий восстановлению, выводят из эксплуатации.
7.13 Эксплуатация
7.13.1 Посадка и высадка пассажиров
7.13.1.1 Все посадочные места и устройства фиксации должны быть исправны.
7.13.1.2 Размещение пассажиров следует проводить в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
7.13.1.3 Перед посадкой пассажиры должны иметь возможность ознакомиться с правилами безопасности во время катания (пребывания) на аттракционе и необходимостью четкого соблюдения их.
7.13.1.4 Перед пуском аттракциона оператор (помощник оператора) должен убедиться, что каждый пассажир правильно размещен на посадочном месте и зафиксирован устройствами фиксации, и что никто, находящийся рядом, не подвергается опасности.
7.13.1.5 Для оператора (помощника оператора) должна быть разработана инструкция по безопасной эксплуатации аттракциона в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
Инструкция для оператора (помощника оператора) должна содержать порядок его действий в непредвиденных, чрезвычайных ситуациях.
При необходимости ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона разрабатывает инструкцию по процедуре безопасной и быстрой эвакуации пассажиров в случае застревания их вне зоны высадки.
Оператор (помощник оператора) должен быть обучен действиям в соответствии с инструкциями.
7.13.2 Рабочий цикл
7.13.2.1 Аттракцион эксплуатируют только при благоприятных погодных условиях. В руководстве по эксплуатации должны быть указаны ограничения, связанные с изменениями погодных условий.
7.13.2.2 При эксплуатации скорость движения аттракциона и его подвижных частей должна соответствовать параметрам, указанным в эксплуатационных документах.
7.13.2.3 Оператор должен находиться у пульта управления аттракционом на протяжении всего сеанса, управляя аттракционом в соответствии с требованиями инструкции и уделяя внимание безопасности пассажиров.
7.13.2.4 Каждый оператор имеет право управлять одновременно только одним работающим аттракционом.
7.13.3 Наблюдение за посетителями
7.13.3.1 Оператор (помощник оператора) должен пресекать недопустимые действия пассажиров в отношении оборудования, предназначенного для обеспечения их безопасности.
7.13.3.2 Если при пользовании аттракционом посетитель из-за своих физических данных может подвергнуться опасности, его не допускают на аттракцион или обеспечивают дополнительными средствами безопасности при их наличии.
7.13.3.3 На платформах и трибунах число посетителей не должно превышать указанное в формуляре. Аварийные проходы должны быть свободными.
7.13.3.4 Для ожидающих посетителей предусматривают безопасные места, доступ на которые регулируется перилами, турникетами или другими средствами.
7.13.3.5 В закрытых (темных) аттракционах предусматривают аварийные проходы и выходы, свободные от препятствий, с соответствующим аварийным освещением, а также расстановку знаков, указывающих направление движения.
7.13.3.6 Если элементы аттракциона размещены на высоте более 3 м над землей, доступ посетителей к этим зонам исключается.
7.13.3.7 В местах прохода посетителей под конструкциями аттракциона безопасные расстояния выбирают с учетом перемещения движущихся частей аттракциона согласно требованиям ГОСТ Р 53130 (5.8.4.2.2).
7.13.3.8 В местах перехода посетителями рельсовых путей принимают меры по предупреждению риска споткнуться и упасть.
7.13.4 Действия во время простоя
7.13.4.1 Эксплуатант должен обеспечить безопасность аттракциона в нерабочем состоянии.
7.13.4.2 Во время простоя аттракцион должен быть обесточен, исключен доступ посторонних лиц к аттракциону и кабине оператора.
7.13.4.3 Движущиеся части аттракциона фиксируют.
7.13.4.4 При наличии общего ограждения аттракционного комплекса при простое посетителей и посторонних лиц удаляют за ограждение, а входы контролируют.
При отсутствии общего ограждения территорию аттракционного комплекса контролируют.
7.14 Техническое обслуживание аттракциона
7.14.1 В организации, эксплуатирующей аттракционы, должна быть организована система технического обслуживания.
Техническое обслуживание аттракциона проводят в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
7.14.2 Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона организует разработку инструкций по техническому обслуживанию аттракциона.
7.14.3 Работы по техническому обслуживанию проводит квалифицированный персонал, прошедший соответствующую подготовку и получивший допуск для выполнения соответствующего вида работ на данном аттракционе (группе аттракционов).
7.6.4* Виды технического обслуживания аттракционов:
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
- ежедневное (или техническое обслуживание при использовании аттракциона);
- периодическое;
- сезонное.
7.14.5 Ежедневное техническое обслуживание проводится при подготовке к использованию аттракциона по назначению, а также непосредственно после окончания использования аттракциона по назначению.
Ежедневное техническое обслуживание проводится обслуживающим персоналом и включает в себя:
- внешний осмотр;
- состояние мест для посетителей;
- исправность устройств безопасности;
- состояние приводных механизмов;
- состояние лестниц и платформы;
- исправность органов управления;
- смазку мест трения, предусмотренных эксплуатационной документацией.
7.14.6 Периодическое техническое обслуживание выполняется через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени.
Периодическое техническое обслуживание проводится обслуживающим персоналом согласно плана-графика профилактических работ аттракционов, утвержденного руководителем эксплуатирующей организации.
Периодическое техническое обслуживание включает в себя мероприятия ежедневного технического обслуживания и дополнительно:
- проверку исправности электрооборудования;
- проверку целостности сварных соединений;
- другие мероприятия согласно эксплуатационной документации.
7.14.7 Сезонное техническое обслуживание аттракционов выполняется для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях или в целях подготовки их к длительному межсезонному хранению.
Сезонное техническое обслуживание включает в себя мероприятия, предусмотренные эксплуатационной документацией.
7.14.8 План-график и объем работ по техническому обслуживанию должны быть разработаны с учетом требований эксплуатационной документации.
7.14.9 Сведения о проведенном ежедневном, периодическом и сезонном техническом обслуживании заносятся в формуляр и журнал учета технического обслуживания аттракциона.
Ремонт и модификации
8.1 Ремонт
8.1.1 Ремонт включает:
- замену крепежных деталей;
- сварочные работы;
- замену деталей и частей оборудования;
- замену структурных элементов оборудования.
8.1.2 Ремонт должен обеспечивать соответствие технических характеристик аттракциона требованиям первоначального проекта.
Виды ремонта:
- текущий;
- средний;
- капитальный.
8.2 Текущий ремонт
8.2.1 Текущий ремонт аттракциона выполняет техническая служба по эксплуатации аттракциона.
8.2.2 Перед проведением текущего ремонта должны быть проведены необходимая подготовка с выявлением подлежащих ремонту мест в конструкции, модулях и механизмах, выбор запасных частей и материалов.
8.2.3 Объем и состав текущего ремонта определяются дефектной ведомостью, подготовленной инженерно-техническим работником после остановки аттракциона на текущий ремонт.
8.2.4 Сварочные работы выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53130 (пункт 6.1.6).
8.2.5 Изготовитель указывает способы защиты конструктивных элементов аттракциона от коррозии и гниения и периодичность их проверок.
8.3 Средний ремонт
Средний ремонт выполняет техническая служба по эксплуатации аттракциона при наличии квалифицированного персонала или специализированная организация.
8.4 Капитальный ремонт
8.4.1 Капитальный ремонт проводят на аттракционе, выработавшем установленный ресурс.
8.4.2 Капитальный ремонт проводит только специализированная организация.
8.4.3 Объем и состав капитального ремонта определяются эксплуатационной документацией и дефектной ведомостью, подготовленной специализированной организацией после остановки аттракциона на капитальный ремонт.
8.4.4 Показатели предельного состояния критичных компонентов устанавливают в эксплуатационной документации.
8.4.5 Не разрешается эксплуатация аттракциона, на котором хотя бы одна сборочная единица достигла предельного состояния, без проведения капитального ремонта.
8.4.6 После капитального ремонта все рабочие параметры аттракциона не должны отличаться от параметров нового. Величину послеремонтного ресурса должна устанавливать организация-изготовитель аттракциона и указывать в эксплуатационной документации.
8.4.7 По окончании капитального ремонта необходимо наличие следующих документов:
- акта выполненных работ;
- документов подтверждения соответствия (сертификатов, деклараций) на использованные материалы и комплектующие;
- копий удостоверений сварщиков.
8.4.8 Сдачу аттракциона в эксплуатацию после капитального ремонта оформляют актом, подписанным руководителем организации, проводившей ремонт, и представителем эксплуатанта.
8.4.9 В "Журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона" заносят соответствующую запись о проведении капитального ремонта.
8.4.10 После капитального ремонта проводит техническое освидетельствование аттракциона независимая компетентная организация, аккредитованная в области проведения данного вида работ с выполнением статических и динамических испытаний.
8.4.11 Результаты технического освидетельствования оформляют актом и протоколами испытаний.
8.5 Модификации
8.5.1 Изменения, не затрагивающие технические характеристики и конструкции аттракциона, модификацией не являются.
8.5.2 Все работы по модификации аттракциона проводят после консультаций и письменного согласования с изготовителем.
8.5.3 Модификацию проводят только в соответствии с планом, согласованным и утвержденным организацией-изготовителем данного аттракциона (при отсутствии изготовителя - специализированной организацией, имеющей опыт работы в области аттракционной техники и осуществляющей уставную деятельность по проектированию и производству аттракционов).
8.5.4 Согласованная и утвержденная документация с внесенными изменениями, учитывающими модификацию, является дополнением к руководству по эксплуатации.
8.5.5 После модификации обязательно проводят проверку технического состояния аттракциона и испытания в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации аттракциона.
8.5.6 Результаты проверки технического состояния аттракциона и испытаний оформляют актом и протоколами испытаний.
8.5.7 Все сведения по модификациям заносят в "Журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона".