Подготовка крестьянской реформы.




Причины отмены крепостного права.

• Экономическая отсталость России от стран Европы;

• Разорение дворянских хозяйств;

• Крестьянские волнения;

• Поражение России в Крымской войне

Подготовка крестьянской реформы.

Впервые о необхо­димости отмены крепостного права Александр II офици­ально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, дол­жен был подчеркнуть, что будет гораздо лучше, если лик­видация крепостничества произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.

3 января 1857 г. Александр II образовал Секретный ко­митет «для обсуждения мер по устройству быта помещи­чьих крестьян».

В конце октября 1857 г. в Петербург прибыл виленский генерал-губернатор В. И. Назимов,. Он привез императору ад­рес (обращение) от дворян Виленской, Ковенской и Грод­ненской губерний. Они были склонны освободить кресть­ян, но только без наделения их землей.

20 но­ября 1857 г. на имя Назимова был дан рескрипт об уч­реждении из числа местных помещиков губернских коми­тетов для подготовки проектов крестьянской реформы.

5 декаб­ря 1857 г. подобное же указание было дано петербургско­му генерал-губернатору графу П. Н. Игнатьеву. Вскоре текст рескрипта Назимову появился в печати. Подготовка крестьянской реформы стала гласной.

В течение 1858 г. похожие рескрипты были даны и ос­тальным губернаторам. В 46 губерниях были учреждены губернские «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян»

В феврале 1858 г. Секретного комитета в Главный коми­тет, председателем которого был назначен великий князь Константин Николаевич.

В марте 1859 г. в качестве «рабочего органа» при Глав­ном комитете были учреждены так называемые Редакци­онные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. Председателем комиссий был назначен генерал Яков Иванович Ростовцев. Ростовцев привлек к работе комиссий последова­тельных сторонников проведения реформ из числа либе­ральных чиновников и помещиков — Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова (будущего Тян-Шанского).

Основные положения крестьян­ской реформы 1861 г. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройст­ве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышед­ших из крепостной зависимости» Александр II подписал 19 февраля 1861 г.

Основные положения реформы, которая была опубликована 3 марта 1861 г.

• крестьяне, ранее принадле­жавшие помещикам, объявлялись свободными и наделя­лись гражданскими правами.

• при освобождении они по­лучали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

Размер земельного надела - от 3 до 12 десятин. Если к моменту освобождения в кре­стьянском пользовании находилось больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать изли­шеек (отрезок). При этом у крестьян обычно отбирали земли лучше­го качества. Большие группы крестьян вообще не получи­ли земли: дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев.

Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю. Выкупившие ее назывались крестьянами-собственниками. Крестьяне могли получить землю и бесплатно, но лишь 2/4 определенного законом на­дела.

До выкупа своих земельных наделов крестьяне, ста­новившиеся временнообязанными, должны были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры крестьянских наделов, а также оброк и бар­щина временнообязанных должны были быть точно опре­делены соглашениями между помещиком и крестьянами— Уставными грамотами.

Размер выкупа. Выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк, кото­рый из расчета 6% годовых должен был давать помещи­ку доход, равный сумме получаемого ранее оброка.

Крестьянин должен был уплатить помещику сразу 20—25% этих денег. Чтобы дать возможность помещику получить всю выкупную сумму единовременно, правитель­ство выплачивало ему остальные 75—80%. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 49 лет с начислением 6% годовых. При этом государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьян­ской общиной. Поэтому земля становилась не личной соб­ственностью крестьянина, а собственностью общины.

Следить за осуществлением реформы на местах долж­ны были особые мировые посредники, а также губернское по крестьянским делам присутствие в составе губернато­ра, министерского чиновника, губернского предводителя дворянства, прокурора, двух избранных членов от дворян и двух представителей помещиков, назначенных прави­тельством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: