При появлении признаков ИМП следует немедленно сообщить об этом врачу.




Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Методическая разработка лекции:№8

 

I. Методический блок

 

 

Тема лекции: «Потребность пациента в физиологических отправлениях и в движении»

ПМ. 04. Выполнение работ по должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела

Специальность: Сестринское дело

Курс: 1 Семестр: I Количество часов: 2

Цель лекции:

 

1. Учебные цели: Дать представление о сестринском процессе при нарушении потребностей пациента в физиологических отправлениях и в движении.

Студент должен знать:

· проблемы, связанные с потребностью в физиологических отправлениях и сестринский процесс для их решения;

· проблемы, связанные с потребностью в движении и сестринский процесс для их решения;

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

 

3. Воспитательные цели:

· воспитывать в студентах чувство гордости и любви к будущей профессии;

· формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту.

4. Общие компетенции:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Межпредметные связи:

анатомия и физиология человека, психологии

Организационная структура лекции

 

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов.     Тематическая лекция
II Основной этап План изучения лекционного материала 1. Потребность пациента в физиологических отправлениях: 2. Потребность пациента в движении:     Поэтапное изложение материала   Поэтапное изложение материала     таблицы, конспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинета доклинической практики.
III   Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки     Студентами предлагается ответить на вопросы, изучить теоретический материалы Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с. 76 – 80
           

II. Информационный блок

Текст лекции

Лекция 8

Тема: Потребность пациента в физиологических отправлениях и в движении

Потребность пациента в физиологических отправлениях

Первичная оценка

При субъективной оценке удовлетворения потребности пациента в физиологических отправлениях следует:

1. выяснить его возможность самостоятельно справляться и регулировать выделение отходов;

2. уточнить частоту выделения отходов;

3. характер отходов.

Проводя субъективное обследование, нужно учитывать, что люди, как правило, испытывают неловкость при разговоре на эту тему, поэтому медицинская сестра должна быть особенно деликатной.

Расстройство мочеиспускания (дизурия) может быть двух видов: учащение мочеиспускания (поллакиурия) и затруднение мочеиспускания (странгурия). При выраженной задержке мочеиспускания может наступить ишурия (скопление мочи вследствие невозможности самостоятельного мочеиспускания).

Недержание мочи также можно отнести к расстройствам мочеиспускания. Никтурия (ночное мочеиспускание) может привести к возникновению опрелостей. У здорового человека в течение дня мочеиспускание происходит 4-7 раз, а ночью необходимость в мочеиспускании возникает не более 1 раза.

В каждой порции от 200 до 300 мл мочи (1000-2000 мл в сутки).

Учащение мочеиспускания может быть физиологическим явлением (при приёме большого количества жидкости, охлаждении, эмоциональном напряжении) или следствием патологических состояний (инфекции мочевыводящих путей, сахарный или несахарный диабет).

Затруднение мочеиспускания, наблюдающееся у мужчин с аденомой или раком предстательной железы, а также в послеоперационном периоде, может быть как хроническим, так и острым. При хронической частичной задержке мочи для осуществления акта мочеиспускания человек вынужден в течение нескольких минут тужиться.

Моча отделяется тонкой вялой струёй, иногда по каплям. Пациент испытывает частые, нередко бесплодные позывы на мочеиспускание. В таких случаях опорожнение мочевого пузыря невозможно, хотя он и переполнен. У больного появляются мучительные тенезмы (ложные позывы) и сильные боли в проекции мочевого пузыря.

Острая задержка мочеиспускания после операции или родов чаще всего обусловлена отсутствием привычки к мочеиспусканию в горизонтальном положении, а иногда при посторонних.

Опорожнение кишечника у каждого человека осуществляется в индивидуальном режиме: для одних нормальным считается ежедневное опорожнение кишечника, для других - каждые 2-3 дня. Изменение нормального режима опорожнения кишечника может проявиться поносом, запором или недержанием кала.

Понос является частым признаком заболевания желудка, поджелудочной железы, кишечника.

Он возникает при энтерите. энтероколите, а также нарушении секреторной функции желудка и поджелудочной железы. Особенно важное диагностическое значение имеет данный симптом при некоторых инфекционных заболеваниях: дизентерии, холере, токсикоинфекциях и т.д.

Запор - задержка кала в кишечнике более 48 ч.

Большое значение в происхождении запоров, особенно у пациентов пожилого и старческого возраста, имеют различные функциональные факторы: употребление в пищу легкоусвояемых продуктов, бедных растительной клетчаткой, снижение моторной деятельности кишечника (атонический запор) или наоборот, спастическое состояние толстой кишки (спастический запор).

Кроме того, поскольку кал на 3/4 состоит из воды и на 1/4 - из твердых отходов, запор может появиться у человека, употребляющего недостаточное количество жидкости.

Для того чтобы получить представление о режиме выделения человека, следует выяснить у него:

1. как часто он опорожняет мочевой пузырь;

2. существуют ли при мочеиспускании какие-либо особенности, о которых должна знать медсестра;

3. как часто бывают позывы на дефекацию;

4. в какое время дня обычно бывает дефекация;

5. существуют ли какие-либо особенности, связанные с дефекацией.

Например, если пациент, который обычно мочился через каждые 2-3 ч, вдруг начал мочиться каждые 30 мин, медицинская сестра должна сообщить о своём наблюдении врачу, так как подобные учащения мочеиспускания могут свидетельствовать об инфекции мочевыводящих путей.

Уменьшение количества потребляемой жидкости приводит к уменьшению количества мочи, изменению её цвета и запаха, что повышает риск возникновения инфекции мочевыводящих путей.

Проблемы с мочеиспусканием могут возникнуть из-за изменения привычного для этой процедуры вертикального положения тела. Кроме того, проблемы могут быть связаны с применением диеты (сухоядением) или невозможностью (неумением) правильно осуществлять гигиенические процедуры в области промежности.

Пожилом и старческом возрасте в связи с изменениями в системе мочеиспускания часто возникают недержание мочи и инфекция мочевыводящих путей (ИМП).

Недержание мочи - потеря контроля над выделением мочи из мочевого пузыря.

Такое состояние может быть вызвано следующими факторами:

1. повреждением спинного мозга и определённых отделов коры головного мозга, ведущим к потере ощущения позыва на мочеиспускание;

2. ослаблением мышц, окружающих выход из мочевого пузыря;

3. употреблением некоторых лекарственных средств;

4. трудностями, связанными с поиском туалета;

5. трудностями, связанными с передвижением и затрудняющими посещение туалета;

6. запоздалой реакцией медицинской сестры на вызов пациента;

7. ИМП (инфекция мочевых путей)

В некоторых случаях причинами ИМП являются катетеризация мочевого пузыря, неадекватный уход за мочевым катетером, недостаточная гигиена промежности (у женщин).

Признаками ИМП могут быть:

1. боль и жжение при мочеиспускании;

2. частые позывы на мочеиспускание с выделением небольшого количества мочи;

3. мутная, концентрированная (тёмно-жёлтая), резко пахнущая моча;

4. хлопья слизи и кровь в моче;

5. повышение температуры тела.

При появлении признаков ИМП следует немедленно сообщить об этом врачу.

В некоторых случаях физиологические отправления осуществляются через специальные отверстия: мочевыделение - через цистостому ( отверстие в мочевом пузыре), выделение кала - через колостому (отверстие в толстой кишке или илеостому (отверстие в подвздошной кишке).

В цистостому врачом вводится постоянный катетер, через который происходит не контролируемое пациентом выделение мочи.

ри наличии колостомы неконтролируемое выделение кала происходит в специальную емкость – калоприемник. Часть пациентов, имеющих коло-, илео- или цистостому, испытывают те или иные трудности, чаще всего психологического характера, связанные с физиологическими отправлениями.

Проблемы пациента

Проблемы пациента могут быть связаны со следующими факторами:

1. невозможностью самостоятельно посещать туалет;

2. необходимостью посещать туалет в ночное время;

3. трудностями, связанными с необходимостью осуществлять физиологические отправления в непривычном положении;

4. недержанием мочи или кала;

5. нарушением привычного режима физиологических отправлений;

6. риском развития ИМП;

7. невозможностью самостоятельно осуществлять личную гигиену промежности;

8. нежеланием открыто обсуждать вопросы, связанные с физиологическими отправлениями;

9. наличием постоянного внешнего катетера;

10. наличием постоянного катетера Фолея;

11. наличием у пациента илео-, Коло- или цистостомы;

12. страхом перед возможным недержанием кала, мочи и др.

Цели сестринского ухода

Обсуждая совместно с пациентом цели предстоящего ухода при нарушении удовлетворения потребности в физиологических отправлениях, следует обеспечить следующие пункты:

1. пациент имеет возможность своевременно посещать туалет;

2. у пациента сохранён привычный режим физиологических отправлений;

3. у пациента нет недержания кала или мочи;

4. пациент не испытывает дискомфорта в связи с необходимостью осуществлять физиологические отправления в постели,

5. у пациента не возникает ИМП;

6. пациент знает, как пользоваться внешним катетером;

7. пациент не испытывает дискомфорта в связи с илео-, цистостомой и т.п.

Содержание сестринского ухода

Сестринские вмешательства, направленные на удовлетворение потребностей пациента в физиологических отправлениях, должны быть ориентированы на достижение поставленных целей.

Для того чтобы предупредить развитие ИМП, следует:

1. своевременно и правильно проводить туалет промежности;

2. обучить пациента или ухаживающих за ним членов семьи правильной технике подмывания и применения туалетной бумаги (спереди назад);

3. напоминать пациенту о необходимости пить достаточное количество жидкости;

4. обеспечить пациенту достаточно времени для мочеиспускания;

5. осуществлять полноценный уход за катетером и промежностью у пациента с постоянным мочевым катетером (катетером Фолея);

6. наблюдать за правильным расположением дренажного мешка и трубки, соединяющей мешок с катетером;

7. своевременно опорожнять (менять) дренажный мешок.

При недержании мочи рекомендуется использовать катетер с мочеприёмником, а пациента и членов его семьи обучить правильному уходу за катетером.

Женщинам, страдающим недержанием мочи, рекомендуется использовать подгузники.

Но лучше в этом случае называть их иначе, например «гигиеническое бельё», поскольку у многих людей применение подгузников ассоциируется с детским возрастом, они часто испытывают чувство неловкости от такой рекомендации.

Как женщинам, так и мужчинам может быть назначена программа тренировки мочевого пузыря, предусматривающая регулярное, через каждые 2 ч его опорожнение.

Многие психологические проблемы, связанные с физиологическими отправлениями, могут быть решены, если уважать чувство собственного достоинства пациента, обеспечивать ему безопасность и уединение во время дефекации и мочеиспускания.

При наличии у пациента колостомы правильные режим и характер питания помогут избежать проблем, связанных с нарушением режима дефекации.

Для лежачих больных, подавая судно, следует переместить их в высокое положение Фаулера или помочь сесть на судно, поставленное на стул.Подавая мужчине мочеприёмник, надо также придать ему высокое положение Фаулера, помочь либо сесть на кровати с опущенными вниз ногами либо встать, чтобы помочиться. Рациональное питание при запоре может помочь решить проблему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: