Социокультурная природа сознания. Проблема искусственного интеллекта.




Сознание — философская категория, которая обозначает функцию высокоорганизованной материи мозга, суть которой состоит в формировании идеальных образов мира, высшая форма отражения действительности, а также продукт общественно-культурного развития. Сознание – субъективная реальность.
Человек не рождается с готовым сознанием, но рождается с предпосылками для его формирования: человеческое тело и здоровый мозг. Сознание формируются в процессе включения человека в социальную жизнь.
Социокультурные детерминанты сознания:
-Труд; -Речь; -Язык и деятельность; - Коммуникация; - Эмоциональная сфера надбиологического характера;
- Эволюция семейно-брачных отношении и т.д.
Подходы к пониманию социокультурной природы сознания:
19 в. – марксизм и трудовая модель. Становления сознания обусловлено трудовой деятельностью и коммуникацией.
Функциональная модель. В рамках этой схемы сознания это осознанное бытие, содержание и структура которого определяется общественно исторической практикой. Сознание исторично, сознания социально.
20 в. связан с новым пониманием человека, как существа символического, его деятельность регламентирована различными символическими системами. И эти символические системы своеобразные посредники между людьми в обществе (таким посредником, например, является наука). И тогда в рамках такого подхода социокультурная размерность проявляется в том, что сознание, представленное в качестве разнообразных символических систем, регламентирует поведение человека. Сознание — это совокупность социокодов, регламентирующих деятельность человека, которые наполнены социальными смыслами.
Человек интересен в 20 веке в контексте лингвистического поворота. И тогда на первый план выступают автокоммуникации. Язык появляется только в человеческом обществе, вне общества человек не изобретет язык. Язык выполняет в обществе различные функции. Языковые игры. Язык средства конструирования этого мира, способа общения поставленных задач.
Интеллект – качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению, пониманию, использованию своих знаний.
Искусственный интеллект - наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. С изучения функций языка начинаются освоения программы искусственного интеллекта.
Когнитивный интеллект – способность дифференцировать.
Социальный интеллект – способность правильно понимать людей (терпимость, толерантность к иному)
Проблема конформизма для интеллекта: негативным качеством интеллекта является ригидность (негибкость, только чувственное восприятие).
Уровни искусственного интеллекта:
1). Разработка систем, имитирующих отдельные процессы (программы, игры)
2). Разработка интеллектуальных систем, основанных на знаниях (поиск системы, ассоциативный ряд, базы данных, системы управления и расчета, системы компьютерной алгебры)
3). Новая архитектура ЭВМ (параллельные вычисления, с учетом того, как мозг обрабатывает информацию)
4). Интеллектуальная работа (создание автономных средств: пылесос, беспилотник)
5). Робототехника (роботы третьего поколения, которые являются автономными).
6). Моделирования отдельных функций человеческого мозга (память, вычисления, анализ, распознавания образов, системы искусственного перевода, решения задач).
Уже есть: нейронные сети, распознавание текста, экспертные системы, самообучающиеся системы, сенсорные роботы.
Проблема искусственного интеллекта и ее предпосылки возникают в конце 40-х годов, когда появляются первые вычислительные машины. Возникает вопрос, возможно ли создания искусственного интеллекта. Это проблема решается с двух точек зрения.
-Завтра, можно создать
-Никогда. Что связанно с некой тайной человеческого сознания. Науке указывают своеобразную грань, через которую она не может переступить.
В дальнейшем происходит смешения акцентов от создания полностью человеческого мозга на просто расширение возможностей естественного интеллекта, и в этом направлении эта проблема развивается очень активно. Теория искусственного интеллекта — это специализированная область знания.
Следует отметить, что сознание представляет собой открытую систему, в которой имеются не только сфера рационального (точные понятия, теоретические знания), но и чувственно-эмпирические, эмоционально-волевые средства отражения мира. Все они, вместе взятые, открывают новые возможности человека как существа творческого и самосозидающего.

 

 

17. Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности.

Социальная философия – относительно самостоятельная сфера философского знания, в контексте которого происходит осмысление процессов общественной жизни. Ее предметная сфера охватывает вопросы о смысле и цели существования общества, его генезисе, судьбах и перспективах развития, движущих силах и закономерностях. Задача и цель социальной философии -- разработка теории общества, выявление его бытийственной специфики.
Объектом изучен ия социальной философии выступает общество, то есть та или иная форма коллективной человеческой жизни. Общество не является простой суммой составляющих его индивидов, а выступает как качественно новое образование /совокупность/, имеющее иные закономерности функционирования, чем поведение отдельно взятого индивида. Совместная жизнь людей – сложное системное образование, специфическая сфера объективной реальности, существующая вне сознания человека, действительность, имеющая собственную логику развития, которая также предзадана сознанию. Предметом социальной философии являются те многообразные связи, которые объединяют людей в процессе их жизнедеятельности.
Можно сказать, что в контексте социальной философии: 1) исследуются вопросы об онтологических основаниях общества и общественной жизни людей; 2) происходит целостное постижение общественной жизни, а не отдельных ее сегментов; 3) выясняются вопросы о смысле и назначении человеческого общества; 4) определяются возможности теоретико-методологического обоснования общественной жизни.
Эпистемная парадигма: как социальную реальность познавать.
Софийная парадигма: снимается вопрос объективности – познание ценностей.
Специфика объекта и предмета социальной философии определяет и ее категориальный аппарат, то есть те понятия, функционирование которых задает смыслообразующий контекст социально-философского знания и помогает постигать социальную реальность. Среди них можно выделить, как наиболее общие, являющиеся результатом абстракции высокого порядка, так и более конкретные, описывающие те или иные стороны общественной жизни. Например, понятия «общество», «общественно-экономическая формация», «государство» являются более общими в соотношении с такими как «русское общество ХIХ века», «капиталистическая общественно-экономическая формация», «социально ориентированное государство».
К настоящему времени сложился основательный комплекс общественных наук. Каждая из них изучает ту или иную сторону общественной жизни. Наиболее близкими по своему содержанию к социальной философии являются социология и философия истории, исторический материализм. Рассмотрим их соотношение, то есть, какие вопросы решаются в контексте каждой из них. Как мы выяснили, в рамках социальной философии вырабатываются различные исходные основания и критерии изучения общества, разрабатываются концептуальные подходы к общественной жизни. В связи с этим социальная философия выступает как общая методология изучения общественных явлений, в контексте ее подходов акцентируется внимание на современном обществе, но она не может функционировать без исторического подхода, без философии истории.
В Х1Х веке как самостоятельная наука складывается социология. Термин «социология» введен французским философом О. Кантом в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии и развития эмпирических социальных исследований. Смысл его идей в том, чтобы социальные или общественные явления изучать, используя эмпирические методы исследования, например, наблюдение, в этом случае они становятся более достоверными. Сегодня, социология – это наука о социальной структуре, о способах организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. В отношении с социологией социальная философия выступает как общая методология, то есть в социальной философии реализуется философский подход к изучению общества, а социологический подход связан с исследованием закономерностей развития социальных общностей в системе социальных отношений.
Исторический материализм – наука об общих законах функционирования и развития общественно-экономических формаций, это составная часть марксистской философии – философия общества. Ее особенность последовательное распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений, объяснение общества с позиций материализма. Проблема метода изучения общественной жизни один из самых сложных теоретических вопросов. Познание данной сферы действительности принципиально отличается от изучения природы. В природе действуют достаточно устойчивые связи и отношения, то есть законы, которые имеют объективный характер.
Социальный мир – это мир уникальных и неповторимых явлений, что затрудняет обнаружение каких-либо закономерностей и регулярностей, по которым он функционирует. Поэтому методы естественных наук не применимы при изучении общественных процессов. Специалисты в области гуманитарных наук – историки, культурологи, философы осуществляют познание через прочтение текстов, понимание которых составляет само существо гуманитарного знания. Однако и создание текстов, и их прочтение всегда определены субъективной позицией исследователей, что опасно превращением социально-гуманитарного знания в совокупность субъективных мнений. Понимая данную проблему, многие мыслители пытались выработать методы, позволяющие преодолеть субъективистскую ограниченность подходов к изучению общества и его истории.
2 проблемы социальной философии:
1. Что такое социальная реальность (реализм, объективность, независимая от взаимодействия индивидов; номинализм – наоборот, детерминирована человеческой деятельностью)
2. Как изучать (проблема гносеологии): -нужен набор эмпирических фактов; - методология должна зависеть от метафизики. Метафизический подход – с чего взяли, что социальная реальность существует, сначала нужно определить, потом предлагать.
Большой вклад в разработку методологии изучения общества внесли О.Кант, Г.В.Гегель, К.Маркс, Г.Спенсер, М.Вебер (принцип рационализации), К.Поппер, С.Л.Франк, П.Сорокин и др. Они пытались определить закономерности общественной жизни и исторического процесса, разработать методы их исследования, что должно было способствовать превращению накопленных знаний об обществе в науку. Например, немецкий социолог М.Вебер, важнейшим методологическим инструментом постижения социальной реальности считал понятие «идеального типа». По его мнению, это – теоретическая схема, «мыслительное образование», имеющее внеэмпирическое происхождение. Идеально-типическими конструкциями являются такие понятия как «государство», «ремесло», «капитализм», «экономический обмен» и др. Эти и другие типологические понятия как бы налагаются на реальность, служат масштабом соотнесения с реальностью, отражают наиболее общие черты и свойства социальных явлений. Данные концепты, являясь абстрактно-обобщающими понятиями, систематизируют социально-гуманитарное знание.
В философии сформировались разноплановые методы к постижению социальной реальности. Наряду с общенаучными методами, такими как абстрагирование, систематизация, наблюдение используются специфические. Достаточно эффективными являются социологические исследования, приемы мысленного упрощения событий, искусственного изолирования отдельной сферы реальности, а также конструирование идеальной модели познавательного объекта.
Таким образом, социальная философия имеет собственный объект и предмет исследования, выступает как относительно самостоятельная сфера философского знания. Особенности данной сферы познания определены объектом ее исследования, в качестве которого выступает общество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: