возникает всякий раз, когда перед организмом встает какая-нибудь сложная задача, цель (возникает потребность), а средств для ее решения, достижения (удовлетворения) оказывается недостаточно. Появляющееся при этом напряжение мобилизует скрытые резервы организма, способствуя достижению цели. При небольшом дефиците ресурсов возникает состояние адекватной мобилизации CH-I. Изменения вегетативных функций способствуют повышению общей работоспособности. Артериальное давление при этом по сравнению с показателями в состоянии покоя несколько повышается, но не выходит за пределы нормы. Возрастают вентиляция легких и потребление кислорода, увеличивается внимание, улучшается интеллектуальная деятельность. Эту степень СН обозначают как "внимание, мобилизация, активность" (ВМА). Она полезна для организма, так как обеспечивает лучшие возможности для выполнения работы, решения поставленных задач (достижение цели, удовлетворение потребности). Увеличение активности ряда органов и систем при CH-I (ВМА) оказывает тренирующее воздействие на организм. J
В случае, если дефицит ресурсов, которыми располагает организм, для решения данной задачи (достижения данной цели) оказывается более значительным, а сама цель (задача) является весьма существенной, то возникает более высокая степень напряжения (CH-II) - стеническая отрицательная эмоция с более выраженными физиологическими сдвигами, а также изменениями психики. Характерно для психологического статуса стенической отрицательной эмоции появление ярости, гнева, негодования. Энергетические ресурсы организма при этом мобилизованы полностью. Наблюдаются резкие изменения ряда показателей вегетативных функций - "вегетативная буря".
|
Физиологические процессы в организме перестраиваются, чтобы обеспечить организму возможность любой ценой решить возникшую задачу. При этом усиливаются и все защитные реакции организма, мобилизуются иммунные процессы, увеличивается свертываемость крови и т. д. Стеническая отрицательная эмоция представляет собой важную для преодоления критической ситуации реакцию, сложившуюся в процессе эволюции (для обеспечения победы "в схватке с противником или бегства от более сильного врага) (У. Кеннон).
Физиологическая природа этой реакции осталась по существу неизмененной и у современного человека. Как и сотни тысяч лет назад, стеническая отрицательная эмоция появляется в трудных ситуациях, чтобы облегчить организму выход из создавшегося положения. Однако условия жизни современного человека существенно отличаются от тех, в которых формировалась данная реакция у наших далеких предков. Трудности, возникающие перед человеком сегодня - это чаще всего интеллектуальные, психологические трудности. Мобилизация энергетических резервов при этом не нужна. Но слепая биологическая природа и сегодня запускает стенические отрицательные эмоции с их могучими энергетическими резервами.
Перечень вопросов:
5.Значение учения Введенского о парабиозе
6.Электрические явления в возбудимых тк
7.Особенности местного и распространяющегося возбуждения.
8. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциалом действия.
9. Законы раздражения возбудимых тканей, их характеристика и клиническое значение
|
10.Законы действия постоян. тока на живые тк. Полярный закон раздражения.
11.Физиолог. св-ва скелет. мышц.
12.Суммация сокращении
13. Сила и работа мышц. Теория мыш сокр и раслаблен
14. Физиолог. свойства нейронов
15. Функциональные свойства синапсов, их виды и механизмы работы.
16.Системный принцип организации механизмов регуляции жизнедеятельности.
17.Механизм системной организации регуляции f был сформулирован П.К.Анохиным
20.Рефлекторный принцип регуляции.
21,22.Особенности распространения возбуждения в ЦНС.
23. Учение о доменанте (Ухтомский).
24. Торможение - самостоятельный нерв. Процесс
26.Влияние вегетативной н.с. на f орг.
27. Понятие о ситеме крови. Основные физиолог const кр и мех-мы их регуляции.
28. Осмотическое давление крови, лимфы и тканевой жидкости опр
29. Функциональная система поддерживающая постоянство кислотно-основного равновесия.
31.Понятие об эритроне. Эритропоэз
32.Лейкоциты - одна из самых реактивных клеточных сист. оргз,
33.Физиология лейкоцитов, или белых кр. телец. Иммунитет
34,35. Свертывающая сист. кр.
36.Группы крови.
38.Фазы сердеч. цикла.
39.Физиологические св-ва и особенности сердечной мышечной тк.
42.ЭКГ.
45. Механические и звуковые проявления сердца.
59.Состав и св-ва лимфы.
61.Пневмоторакс
63.Транспорт О2.
66 Фзиолог. мханизм горной болезни.
67. Пищевая мотивация Физиологич. основы голода и насыщения.
68.Пищеварение, его f.
69. Принцип регуляции процессов пищеварения.
70. Пищевар. в полости рта.
71.Пищевар. в желудке.
72.Регуляция желуд. секреции.
74.Секреторная деятельность поджел. железы. Состов и св-ва поджел. Сока
|
75.Печень
79. Нарушение f жкт в связи со старением.
80. Понятие об обмене веществ в организме. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ. Саморегуляция обмена веществ.
81. Энергетический баланс организма. Рабочий обмен. Методы определения расхода энергии (прямая и непрямая калориметрия). Энергетические затраты организма при различном труде и в старости.
82. Основной обмен, его значение для клиники, методы оценки.
84. Физиологические основы рационального питания. Диетотерапия.
85.Теор. адекватного питания Л.М.Уголева, эндокринология организма, питан. в пожилом возрасте.
86. Теплопродукция и теплоотдача.Регуляция.
87. Особенности терморегуляции у пожилых и старых людей. Физиологические основы гипотермии.
88. Характеристика системы выделения, ее участие в поддержании важнейших параметров внутренней среды организма. Искусственная почка и ее приенение в клинике.
89. Образование первичной мочи, ее количество и состав. Методы оценки фильтрационной способности почек. Понятие о коэффициенте очищения.
90. Образование конечной мочи, ее состав и свойства. Характеристика процессов реабсорбции, секреции и экскреции веществ в канальцах нефрона.
91. Особенности регуляции деятельности почек. Роль нервных и гуморальных факторов. Внутрисекреторная функция почки.
92. Особенности тока мочи и мочеиспускания и его регуляция у пожилых и старых людей.
98 Спинальные механизмы регуляции мышечного тонусаМотонейроны,
99. рефлексы чел-ка, значение
100. Роль продолговат. и средн. мозга в саморегуляции
101. Децеребральная регидность и мех-м...
102/ Нарушение двигат. ф-ции при поражении мозжечка
103. Ретикулярн. формация ствола мозга
105/ Функцион. Ассиметрия коры больш. Полушарий и т.д.
Речь как функция мозга.
107.Учен. Павлова об анализат., их ф-ции, Сенсорная сис-ма
108. Фотохимические реакции в рецепторах сетчатки
109.Восприятие света, Формы нарушения
Теории цветоощущения.
110. Восприятие пространства Острота зрения
111. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР
112.Физиология...слухового анализатора
Наружное ухо.
113.Вкусовой анализатор, мех-м генерирования
114. Боль
116,117 РАЗЛИЧИЯ БЕЗУСЛОВНЫХ И УСЛОВНЫХРЕФЛЕКСОВБезусловные рефлексы
118. Физиологич.мех-мы формирован. условн.рефлексов
ПРАВИЛА ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
119.ТОРМОЖЕН.УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ БЕЗУСЛОВН. ТОРМОЖЕНИЕ
120.АНАЛИЗ И СИНТЕЗ РАЗДРАЖЕНИИ В КОРЕ БОЛЬШОГО МОЗГА
122,123. Бодрствование и сон, фазы сна, стадии и т. д.
124. Гипноз
125. Мотивация, её класификация
126 Эмоции, их биологическая роль. Теории эмоций.
127. Вегетативные и соматические компоненты эмоций.
129.Память
130. Учение Павлова о типах ВНД. Генотип, фенотип.
131.Учение Павлова о I иIIсигнальных системах.
133.Динамика работоспособнсти чел-ка
135. Состояние напряжения.(CH)