Работа над выбранной темой начинается с подбора литературы. Изучение литературы способствует формированию научных знаний студентов. Из нее студенты узнают о дискуссионных вопросах по теме исследования, знакомятся со взглядами и возможными путями их решения специалистами.
Подбор литературы по избранной теме студенты осуществляют под руководством научного руководителя, который указывает направление и порядок подбора источников. По каталогу библиотеки студент составляет ориентировочный список работ, учебников, пособий и справочников соответствующих названию темы или близко с ней соприкасающихся. Поскольку литература на этом этапе работы подбирается только по названию, в первоначально составленном списке могут оказаться ненужные источники, а некоторые важные работы могут быть пропущены. После беглого просмотра всех работ по содержанию выбираются те, которые имеют непосредственное отношение к теме исследования. Список литературы пополняется студентом в процессе всего периода работы над темой и приобретает законченный вид при оформлении курсового проекта.
Курсовой проект выполняется на фактическом материале конкретного сельскохозяйственного предприятия.
Объем информации, достаточный для написания курсового проекта, устанавливается научным руководителем. Сбор информации осуществляется путем копирования учетных регистров, первичных и сводных документов, квартальных и годовых бухгалтерских, статистических и финансовых отчетов. Студент копирует необходимые документы в том виде, в каком они составляются на предприятии. Во время прохождения производственной практики он просматривает все документы по теме исследования. Копированию подлежит лишь необходимая для написания курсового проекта часть информации. В большинстве случаев производится выборочный сбор информации, типичной для данного предприятия, но в то же время достаточно разнообразной, отражающей все нюансы в соответствии с темой курсового проекта.
Собранный на предприятии практический материал должен служить основой при описании объекта исследования:
- для выявления недостатков в организации планирования на исследуемом хозяйствующем субъекте и приобретения соответствующих навыков и опыта;
- для обоснования правильности предложений по предлагаемым мероприятиям в соответствии с темой курсового проекта;
- для разработки планирования выбранного вида деятельности на исследуемом предприятии;
- для расчета эффективности производства в результате внедрения разработанных предложений в практику хозяйственной деятельности предприятия.
1.3. Составление плана курсового проекта
Окончательный вариант плана студент составляет самостоятельно непосредственно после определения темы курсового проекта под руководством преподавателя. При этом преподаватель должен не навязывать студенту свои взгляды, а лишь ориентировать его в нужном направлении.
План курсового проекта должен соответствовать теме исследования и в возможно большей степени раскрывать ее особенности. Он должен быть оригинален, методически выдержан, построен логично, четко, ясно. В планах должны обязательно выделяться: вводная часть (введение, обзор нормативных актов и литературы, экономическая характеристика предприятия), основная часть с экономическим обоснованием результатов исследования и заключительная часть.
Если составленный студентом план не обеспечивает достижения поставленной в курсовом проекте цели или не соответствует предъявленным к нему требованиям, преподаватель вносит поправки и корректирует его.
2. Изучение литературных источников и организации планирования на предприятии
Изучение литературы должно быть рациональным, выполняться с меньшими затратами труда и времени.
Изучением литературных источников студент занимается на протяжении всей своей работы по избранной теме исследования.
При изучении программы специальных дисциплин в лекционных курсах рассматриваются проблемные вопросы, стоящие перед соответствующей дисциплиной. Это помогает студенту в подборе литературы по теме исследования и в ее изучении. В процессе работы с литературными источниками по теме исследования студент изучает как известные положения, так и знакомится с нерешенными с точки зрения различных авторов вопросами по существующим проблемам теории и практики планирования.
В работе с литературой рекомендуется придерживаться определенной последовательности. В первую очередь следует изучать Указы Президента РФ; федеральные законы; постановления Правительства РФ; приказы, инструктивные и методические указания Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ и других министерств и ведомств; затем — учебники и учебные пособия, специальные монографии, журнальные статьи и прочие источники.
Студент самостоятельно подбирает необходимые литературные источники и систематизирует их в списке литературы, который просматривается и утверждается преподавателем. В процессе работы над темой курсового проекта этот список уточняется и дополняется, поскольку необходимость в материалах одних источников отпадает, но возникает потребность в изучении дополнительных литературных источников, вышедших позднее. В списке каждому литературному источнику присваивается номер, указываются автор, название книги (статьи), издательство, место и год издания.
При изучении литературных источников, необходимо:
- внимательно читать и прорабатывать те части книг и статей, которые имеют непосредственное отношение к теме курсового проекта;
- выписывать из прочитанных текстов наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании курсового проекта (в частности, встречающиеся предложения отдельных авторов по совершенствованию планирования).
Содержание прочитанного материала излагается своими словами. Отдельные положения студент записывает дословно, как цитаты, которые ставятся в кавычки. После записи цитаты необходимо указывать номер и страницу литературного источника в квадратных скобках.
Записи из литературных источников следует делать на отдельных карточках. Карточки целесообразно открывать на каждый вопрос плана курсового проекта. В них необходимо записывать номер литературного источника по списку.
В процессе работы над литературными источниками студент намечает практический материал по экономике, организации и планированию производства конкретного предприятия, который ему необходимо использовать при выполнении курсового проекта.
Одновременно с изучением состояния организации планирования студент собирает необходимый практический материал по предприятию для иллюстрации отдельных положений курсового проекта. Он должен добиться взаимоувязывания скопированного на предприятии материала, т. е. подобрать его так, чтобы последующий материал вытекал из предыдущего.
Изучение состояния и сбор фактической документации и информации необходимы вне зависимости от того, по какой теме пишется курсовой проект.
Документация и информация изучаются и собираются на базовом предприятии, на примере которого выполняется курсовой проект, или совокупности предприятий, используемых для обоснования состояния экономики, организации и планирования производства.
При рассмотрении документации студент устанавливает перечень документов, применяемых на предприятии по теме курсового проекта, соответствуют ли они утвержденным типовым формам. При несоответствии отдельных документов типовым формам следует установить причину. Она может заключаться в том, что предприятие не обеспечено в достаточном количестве типовыми документами, и работникам приходится составлять документы произвольной формы. Часто причина кроется в том, что показатели документов типовой формы не позволяют отражать специфику хозяйственной деятельности на исследуемом предприятии. В этом случае студент может предложить усовершенствованные и разработать новые формы документов, в полной мере отвечающие специфике хозяйственной деятельности данного предприятия.
Специфические особенности изучения состояния планирования бизнеса определяются непосредственно каждой темой курсового проекта.
При изучении специфических особенностей состояния планирования по теме исследования необходимо иметь в виду, что их можно выявить только на основе глубокого и всестороннего изучения литературных источников по теме курсового проекта и внимательного ознакомления с практическими материалами непосредственно на предприятии.
Изучение литературных источников и состояния планирования — большая, серьезная и ответственная работа в процессе выполнения курсового проекта. Успешно справившись с ней, студент сможет сделать правильные выводы и внести ценные предложения, направленные на улучшение и совершенствование организации планирования, которые могут быть приняты предприятием для внедрения. Это позволит студенту рассчитывать на то, что его курсовой проект будет одобрен руководителем и заслужит высокой оценки.
3. Структура и содержание курсового проекта
Каждый курсовой проект должен иметь следующую примерную структуру:
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретический материал, который раскрывает особенности выбранной темы, включая методику расчетов.
Глава 2. Экономическая характеристика сельскохозяйственного предприятия (общие сведения о хозяйстве, характеристика нормативных материалов, используемых на предприятии, анализ производственно-хозяйственной деятельности объекта исследования).
Глава 3. Проектная часть с экономическим обоснованием результатов предложенных мероприятий.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Общий объем курсового проекта не менее 40 страниц компьютерного текста.
Содержание отдельных разделов и их объем в курсовом проекте должны быть примерно следующими:
1. Введение -1-2 страницы. Во введении необходимо рассмотреть значение избранной проблемы, актуальность, важность и необходимость выбора, указать целевое назначение и методы исследования, а также привести структуру курсового проекта.
2. Глава 1 - 20-25 страниц. В этой главе излагается теоретический аспект проблемы, что должно послужить основой для правильного решения практических вопросов и получения верных, экономически обоснованных выводов и предложений. Необходимо осветить состояние вопросов темы курсового проекта по литературным источникам: законодательным и нормативным актам, монографиям по исследованию частных вопросов, новой научной литературе, изданной к моменту выполнения курсового проекта, статьям в периодических изданиях, а также отметить, какие имеются нерешённые проблемы, начиная с важных общих и заканчивая частными вопросами. Для этого необходимо изложить в краткой форме различные точки зрения и подходы к решению того или иного вопроса, предложения отдельных авторов, а также по возможности высказать своё отношение к решению проблемы, отметив правильное и экономически обоснованное.
В конце раздела на основании теоретического изучения данной темы необходимо сформулировать задачи, которые будут решаться в процессе выполнения курсового проекта.
3. Глава 2. - Экономическая характеристика сельскохозяйственного предприятия до 10-15 страниц. В этом разделе требуется дать экономическую характеристику предприятия, которая должна включать следующую информацию: историю создания предприятия; основные цели и виды его деятельности; показатели, характеризующие размер предприятия, в частности, стоимость валовой и товарной продукции, стоимость основных производственных фондов и оборотных средств, обеспеченность техникой, трудовыми ресурсами в динамике за ряд лет; показатели выполнения плана по производству основных видов продукции за ряд лет; данные, характеризующие финансовое состояние предприятия, величину полученной прибыли (убытка) и уровень рентабельности предприятия. В итоге должна быть представлена наиболее полная и целостная экономическая характеристика конкретного предприятия с ее особенностями и достигнутым уровнем экономического развития. В этой главе должно быть раскрыто содержание курсового проекта. Она должна состоять из нескольких глав, а внутри глав могут быть рассмотрены несколько самостоятельных вопросов, которые обособлены отдельными параграфами.
Далее надо изложить общие вопросы организации плановой работы на предприятии.
4. Глава 3 – 10-15 страниц. Эта часть курсового проекта быть более конкретной, детально раскрывающей существо рассматриваемой темы. В ней исследуется практическое решение отдельных вопросов темы на примере конкретного предприятия. При этом приводятся расчеты по различным методикам, способам планирования и т.п. Здесь же может быть обобщен опыт других предприятий или проверены предложения отдельных авторов, изложенные в изученных ранее статьях и монографиях. На основе этого делаются выводы, а также разрабатываются (обосновываются) и вносятся различные предложения, направленные на улучшение работы данного предприятия и в целом на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
Затем разрабатывается проект совершенствования планирования по рассматриваемой теме.
В этом разделе курсового проекта необходимо также показать эффективность разработанного проекта, внесенных предложений и правильность сделанных выводов. Студенту следует доказать, что предложенные мероприятия должны оказать положительное воздействие на увеличение конечных результатов производства.
5. Заключение (выводы и предложения) - 3-5 страниц. В этом разделе необходимо изложить итог всей проделанной работы по выполнению курсового проекта. Выводы и предложения должны быть сформулированы четко, ясно и понятно без чтения основного текста; отражать содержание всего проекта, его сущность, теоретическое и практическое значение. Их целесообразно излагать в виде отдельных пунктов. Вначале формулируются все полученные в результате исследования выводы, характеризующие состояние данного вопроса на конкретном предприятии, а затем даются предложения (рекомендации) на основании изложенных выше выводов.
6. Список использованной литературы. Он должен содержать 10-15 наименований использованных литературных источников, включая отечественные и зарубежные публикации, с указанием фамилии автора, места и года издания, оформленных в установленном порядке и последовательности.
7. Приложения. В них следует помещать вспомогательный материал (всевозможные дополнительные расчеты, таблицы, рисунки, материалы предприятия с целью сокращения объема основной части проекта, а также материалы на основании которых проведен анализ деятельности анализируемого предприятия). В тексте основных разделов необходимо делать ссылки на соответствующие приложения, а сами приложения расположить в порядке появления ссылок на них.