ГЕРМАНИЯ
Происхождение: КОНСТИТУЦИОННАЯ 1949Г
Территориальный ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ
Децентрализованное федеративное государстов
ФРГ — сравнительно децентрализованная федерация. Земли имеют свои конституции, не нуждающиеся в утверждении федерацией, собственные парламенты, правительства, законодательство, бюджета и др.
ОДНОПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ – БУНДЕСРАТ!
АТУ Симметричное
ФРГ. В своей основе это — симметричная федерация, т.к. вся ее территория состоит только из однородных субъектов (земель), имеющих в принципе одинаковый правовой статус. Но поскольку в ней при этом имеют место существенные элементы известного неравноправия субъектов федерации, постольку ее нельзя рассматривать как абсолютно симметричную. Так, ст. 51 Основного закона ФРГ устанавливает, что в верхней палате парламента (Бундесрате) земли могут иметь неравное число своих представителей: каждая — не менее трех, но земли с населением свыше двух миллионов жителей — четыре, свыше шести миллионов — пять, а с населением более семи миллионов — шесть. Поэтому германский федерализм — это преимущественно, относительно симметричный федерализм.
Уровни АТУ + кол-во территориальных единиц
Уровни АТУ: федеральный и земельный
1. ФРГ включает в свой состав 16 земель (включая три вольных города - Берлин, Гамбург, Бремен)
2. Земли делятся на районы и независимые города, (земли Гамбург и Берлин на округа).
3. Районы на города и общины.
4. Независимые города на местечк и (округа земель Гамбург и Берлин на местные кварталы)
5. Города, общины, местечки и местные кварталы делятся на жилые территории.
6. Бавария имеет промежуточное звено между землей и районами — округа.
7. Амты о бъединяют коммуны в землях Шлезвиг-Гольштейн, Мекленбург — Передняя Померания, Бранденбург
Организация местного самоуправления + представительство центральной власти
1. В Германии местное самоуправление называется коммунальным самоуправлением. Оно осуществляется на уровне общин (коммун) и округов, в которые входят несколько общин.
2. Основной закон ФРГ закрепляет право общин осуществлять самоуправление и создавать выборные органы для реализации этого права. Они наделены правом самостоятельно регулировать взаимоотношения местного масштаба.
3. В Германии можно выделить два основных принципа функционирования органов местного самоуправления:
• В первом случае бургомистр, избираемый населением и возглавляющий также выборный совет общины, обладает широким кругом полномочий: он одновременно является председателем всех комитетов совета, главой местной администрации и представителем общины.
• Во втором случае совет общин, а должность бургомистра носит скорее представительный характер (бургомистра в данной схеме избирает не народ, а большинство совета): он не председательствует в комитетах и не руководит администрацией.
4. В сферу деятельности общин входят вопросы поддержания общественного порядка, строительства дорог местного значения, обеспечения населения общественным транспортом, строительства муниципальных библиотек, школ и спортзалов.
5. Общины имеют возможность собирать местные налоги с населения, и в первую очередь налог на землю и налог на предпринимательскую деятельность.
6. Органы местного самоуправления получают перечисления от федеральных налогов и налогов субъектов федерации.
7. Представительство:
• Представительными органами районов являются крейстаги, избираемые населением, исполнительными органами — районные комитеты, каждый из которых состоит из ландрата и членов районного комитета.
• Представительными органами городов являются штадтраты, избираемые населением, исполнительными органами — бургомистры.
• Представительными органами общин являются гемайндераты, избираемые населением, исполнительными органами — бургомистры.
• Представительными органами округов земель Берлин и Гамбург являются окружные собрания уполномоченных в Берлине или окружные собрания в Гамбурге, исполнительные органы — окружные управления, состоящие окружного бургомистра и членов окружного управления.
• Представительными органами местечек являются советы местечек, избираемые населением, исполнительными органами — бургомистры мест.
Распределение компетенции между центром и субъектами
1. У каждой земли есть своя конституция, однопалатный законодательный орган – ландтаг и правительство во главе с министром-губернатором.
2. Интересы земель на федеральном уровне представляет бундесрат (совет земель).
3. В него входят главы правительств и министры из кабинетов земель.
4. При решении споров между землей и федерацией или между различными землями последнее слово принадлежит Федеральному конституционному суду.
5. Федеральное правительство обязано информировать бундесрат обо всех проектах Евросоюза, в которых могут быть затронуты интересы земель, а бундесрат высказывает свое мнение по таким проектам.
6. В сферу компетенции земель входят вопросы, связанные с политикой в области образования, охраны правопорядка, культуры, местного самоуправления, вопросы экологии.
7. Ст. 71, 72, 73, 74 и 75 Основного закона определяют, какие именно сферы деятельности относятся к исключительной законодательной компетенции (т.е. регулируются федеральным правительством), какие – к конкурирующей (т.е. земли имеют законодательное право в случае, если вопрос не урегулирован федеральным законом), а какие – к рамочной (т.е. центр определяет общие контуры, в которых субъекты могут принимать конкретные законы).
8. К исключительному законодательству относятся вопросы внешней политики, обороны, вопросы гражданства, таможенная система, товарооборот, воздушное и железнодорожное сообщение, почта и телекоммуникации.
9. К конкурирующему законодательству относятся вопросы гражданского, уголовного, трудового и хозяйственного права, судопроизводства, законодательство в отношении беженцев и некоторые другие.
10. Рамочное законодательство действует прежде всего в области высшего образования, средств массовой информации и охраны природы.
Особенности АТУ
1. Германская модель федерализма позволяет нескольким землям объединяться для защиты общих интересов.
2. Такая особенность получила в ФРГ название кооперативного федерализма и реализуется через сотрудничество земель с федеральным центром, а также сотрудничество земель между собой на всех уровнях, прежде всего в форме конференций министров земель.
3. Германская модель федерализма относится к числу наиболее дееспособных федеративных систем в мире.