Дидактические игры с пуговицами для детей 3–4 лет
г. Нефтеюганск, 2020
Актуальность
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.
Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Тема эта очень актуальна.
Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами. Такую работу психологи называют ориентировочноисследовательской деятельностью, так как в ходе её дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначения предметов даёт возможность развить практическое мышление.
Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Для таких занятий я взяла пуговицы и разработала серию дидактических игр и игровых упражнений с ними. Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.
Работу осуществляла, используя принцип дидактики и последовательности: от простого к сложному.
Возраст: дети 3- 4 лет Направления развития:
«Социально - коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно- эстетическое».
Дидактические упражнения:
Задачи: закреплять знание цвета, формы и размера, развивать мелкую моторику рук, воображение.
|
•«Найди одинаковые по цвету пуговицы. Назови их цвет и определи размер»
•«Найди все маленькие пуговицы. Назови их цвет»
•«Разложи в ряд от самой большой пуговицы жёлтого цвета (красного, синего, зелёного) до самой маленькой»
•«На что похожа пуговица? »
•«Пуговицы перемешались. Разложи их на 2-е кучки: большие и маленькие»
Варианты игры:
Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.
Атрибуты: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.
Игровые правила: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.
Результат игры:
Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по цветам
Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»
Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.
Атрибуты: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.
Игровые правила: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.
Результат игры:
Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по форме.
Чередование пуговиц по заданию»
Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Атрибуты: пуговицы двух цветов.
Игровые правила: Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.
|
Результат игры:
Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, выкладывает логические цепочки из пуговиц.
Найди лишнюю пуговицу»
Задачи: развивать логическое мышление детей.
Атрибуты: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету
Игровые правила: Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету.
Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.
Результат игры:
Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, находит лишнюю пуговицу.
Найди пары одинаковых пуговиц»
Задачи: формировать умение подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Атрибуты: коллекция пуговиц.
Игровые правил: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц.
Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.
Результат игры:
Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, подбирает пары одинаковых пуговиц.
Мозаика»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.
Атрибуты: коллекция пуговиц.
Игровые правила: Воспитатель предлагает детям выложить из пуговиц несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
|
Результат игры:
Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, самостоятельно выкладывает узоры из пуговиц.
Чудесный мешочек»
Задачи: развивать тактильные ощущения.
Атрибуты: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера.
Игровые правила: Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.
Результат игры:
Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, наощупь определяет размер пуговицы.
Используемая литература:
1. Бабаева, Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб. метод. пособие / Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Кларина Л. М., Серова З.А. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
2. Кинзянова, Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб. метод. пособие /
Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.
3. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст]: учеб. метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - М.: Эксмо, - 2007. – 97 с.
4. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб. метод.
пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 105 с.
5. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: учеб. метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 98 с.