Методы в бюджете продаж (методы прогнозирования V продаж)
БП опред. возможную вел-ну дох-в компании, кот. м.б. получены в данном бюдж. периоде.
При прогнозировании м.б. исп-ны различ. методы, кот. условно м. разделить на 3 группы:
1) функциональные методы (суть в том, что реш-е об V продаж принимает коммер. дир-р комп. На основании тех данных, кот. ему предост-ся сотруд-ми службы сбыта. Дост-во: всю полноту ответ-ти несет ком. дир-р. Недостаток: велика доля субъективизма прин-го реш-я.
2) экономико-матем. (статистические) методы и модели (на основании анализа и стат. данных о продажах за пред. периоды t строятся тренды продаж и на их основании опред-ют возмож. V продаж на период. Дост-во: прогнозы продаж явл. объективными. Недост-к: при помощи стат. методов нельзя спрогнозировать продажи нов. тов-в и продажи на нов. рынках сбыта.
3) методы «мозгового штурма» (как правило, при испол-нии этих методов в качестве экспертов выступают топ-мен-ры компании и ведущие специалисты ком. служб. Дост-во: реш-е принимается быстро. Гл. недост-к: распыление ответственности.
В чистом виде эти методы исп-ся редко, как правило, испол-т комбинацию методов для составления прогноза работы на разных сегментах рынка.
Инвестиционный бюджет
ИБ служит своеобразной связующей частью м/у стратегическим планом развития компании и текущей ситуацией в бизнесе. ИБ м. включать в себя доходную составляющие и расходную часть.
В дох. части ИБ м.б. представлены след. составляющие:
1) проекты, связанные с изменением (с увел-ем) УК компании.
2) ср-ва, кот. м.б. получены от продажи выбывающих или излишних внеоборотных активов.
3) вел-на дивид-в по привил. акциям др. общ-в, принадл-щих данному п/п.
|
Остал. возмож. виды притоков по ИД не планируются, т.к. предсказать вел-ну див-в по об. акциям др. ком-й практически невозможно.
Расх. часть обычно состоит из перечня ИП, кот. д.б. реализованы в текущ. бюдж. периоде. При первонач. формир-нии ИБ сост-ся перечень проектов, кот. м.б. реал-ны в данном периоде. Перечень м.б. представлен в различ. классификации:
1) по целевому назначению (исходя из целевых признаков м. выделить: - проекты, связанные с повышением эф-ти действ. Произ-ва; - нов. проекты, т.е. создание нов. произ-в; проекты, кот д.б. выполнены исходя из предписаний органов гос. Управления; - проекты, реализация которых связана с ликвид-ей последствий аварий или ЧП)
2) вариант разбивки проектов по источникам финансирования (- финан-мые за счет ПР; - за счет амор-ции; - за счет допол. Взносов учред-дей или допол. Эмиссии акций; - за счет ср-в, полученных из бюджета по целевым программам; - за счет прочих внеш. источников).
3) вариант разбивки проектов исходя из размеров п/п (круп., сред., мелк.; при испол-нии такой класс-ции исходят из сумм инв-ций, необходимых для реализации проекта).
По каждому проекту вне завис-ти от используемого клас. Признака д.б. показана требуемая сумма инв-й и срок, когда эти инв-ции необходимы. Кроме того в бюдж. Регламенте д.б. четко оговорены процедуры отбора проектов, включ-х в ИБ, т.е. д.б. указаны группы приоритет-х проектов и критерий отбора внутри каждой из групп. При отборе проектов м. исп-ся неформальные критерии (особенно при опред-нии приоритетов и числовые критерии осн. показ-лей эф-ти инв-ций) и формальные (численные) критерии показателей эф-ти, кот. д. утвер-ся Советом дир-в.
|
- Критерии нижней границы цены при наличии «узких мест».
Цена на прод. произв. п/по пред-ся из соотнош-я спроса на данный вид продукции и предложения на рынке. Но мен-рам н. знать до какого Ур-ня нужно снижать цену на отдел. Виды продукции, чтобы победить конкурентов.
Ниж. Граница Ц. зависит также от степени загрузки п/п и от того, какой ассортимент (традиц. Или новый).
В качестве «узких мест» м.б.:
1) недост. Произв. мощность отд. Видов оборуд-я, входящих в единую технологич. Цепочку; 2) недостаток к.-л. Вида ресурсов; 3) огранич. Спрос на произв. продукцию; 4) надостаток квалиф-ных работников.
Если у п/п отсут-ют «узкие места» на пр-ве, то нижняя граница Ц м.б. уст-на на Ур-не переменных издержек, при условии, что маржинал. ПР от произ-ва др. видов прод. хватит на покрытие пост. Затрат.
Если у п/п есть одно «узкое место» и орг-ся выпуск какого-либо нов. вида продукции, то в качестве нижней Ц на отд. Виды продукции нов. ассортимента м. рассм-ть сумму релевантных издержек (сумма переем. Затрат на произ-во данного вида продукции и доп. Пост. Издержек на произ-во нов. прод.) и упущенной выгоды от произ-ва прод. трад. Ассор-та, от кот. пришлось отказаться ради выпуска нов. вида прод.
Если на п/п есть множество «узких мест», то опять нужно состав. Модель лин. Программирования и решать оптим. Задачу, моделирую различ. Варианты цен на продукцию.
Центры ответственности
Фин. стр-ра – это сов-ть структур. Подразделений и отделов компаний, выполняющих установленные для них фун-ии в пределах отведенных полномочий.
|
В теории бюджетирования сущ-ют разл. Подходы к понятию фин. стр-ры.
1) Один из подходов предполагает выделение центров фин. ответственности (ЦФО), центров фин. учета (ЦФУ) и мест возникновения затрат (МВЗ).
ЦФО отвечают за весь комплекс показателей фин. и нефин. Хар-ра, характер-щих работу данного подразделения комп., как пр., это отдел. п/п в составе холдинга.
ЦФУ – это такие подразделения компании, кот. отвечают только за некот. Показ-ли работы, это м.б. отдельные цеха п/п.
МВЗ - это отделы на п/п, кот. выполняют опред. Фун-ии, с осуществлением кот-х связаны определенные затраты п/п (бухгалтерия).
2) другой подход отражает основ. Показ-ли. За кот. отвечают руков-ли ЦФО, т.е. название центра – это глав. Оценочный показ-ль его работы. При испол-нии такой класс-ции первичным элементом фин. стр-ры явл. центры затрат (ЦЗ). ЦЗ подразделяются на 3 группы:
1. центры регулируемых затрат
Сущ. прямая зав-сть м/у V выполняемых работ и затратами на их осуществление; к этой гр. отн-ся основные цеха п/п, вспом. цеха и транспорт. участки; рук-ли отвеч-т за общ. сумму затрат своего подразделения; управление такими центрами ответ-ти м. осущ-ся с испол-ем жестких или гибких бюджетов).
Жесткие б-ты опред-ют предел. Сумму расх-в структур. Подраздел-я п/п в теч. Опред. Периода t, т.е. это лимит расходования ср-в в периоде.
Гибкие б-ты жестко фиксируют предельный Ур-нь затрат на ед. прод., а общ. сумма затрат по подразд-ю зав. От V выполненных работ (целесообр-но исп-ть для тех подраз-й, у кот. сбыт прод. не ограничен.
Эти бюд-ты м.б. фиксированные и скользящие.
2. центры произвольных затрат
Для таких ЦО отсут-ет прямая зав-ть м/у V выполн. Работ и величиной затрат (отдел маркетинга)
3. центры слаборегулируемых затрат
Это небол. Отделы или участки комп., кот. выполн. Обслуживающую фун-ию (здравпункт), расходы которого связаны с содержанием центров, вкл-ся отд. Строкой в составе управл. Расх-в
Центры выручки ( осн. фун-я – обеспечение заданного V продаж в стоимост. Выражении (коммер. Отдел)). В состав центров ВР м. входить центры затрат.
Центры инв-ций (в этом случае, рук-ли п/п отвечают за общ. массу ПР и за один из показ-лей рент-ти). Отличие ЦВ от ЦИ – рук-ль ЦИ имеет право сам-но принимать реш-я по вложению получ. ПР в проекты, при условии что они эффективны.
Кроме того м.б. и венчурные центры (зан-ся разработкой инновац. Проектов или разработкой нов. направ-й бизнеса).
Процессный метод учета затрат
Метод учета по плановой с/с бывает по отношению к производст. процессам – попроцессный метод учета применяется в массовом и крупносерийном произ-ве (машиностроение, хим. Пром-ть…). Исп-ся на тех п/п, где из одного вида сырья получается несколько видов прод. Иногда этот метод метод наз-ся попередельным методом учета). С/с прод. формир-ся исходя из с/с 1 у.е.
На 1 этапе расчета с/с прод. опред-ся коэф-т перевода по каждому виду ГП. Кпер уст-ся как отн-ние цены за ед. прод. к цене за ед. базовой прод.(Кпер = Цi/Цб). В качестве прим. Наиболее дорогостоящую прод.
На 2 этапе опред-т V выпуска прод в у.е. (Qу.е. = Σqi* Кперi)
На 3 этапе опред-ся с/с 1 у.е. (С1у.е. = Σ затрат/Qу.е.)
На 4 этапе опред-ся с/с 1 конкр. Прод. (Сi = С1у.е.* Кперi).
Сущ. также позаказный метод учета, применяемый в единичном или мелкосерий. произ-ве (судостроение, строит-во…). Учетной ед-цей выступает карточка заказа.