1. Понятие социальной структуры.
Важнейшими компонентами соц.сферы являются различные общности людей, образующие социальную структуру общества, которое является предметом изучения социологии.
Социология – наука об обществе как целостной системе, об отдельных социальных институтах, процессах и группах.
Общество представляет собой целостность, состоящую из упорядоченной определённым образом совокупности частей, поэтому можно говорить о его структуре. Структура – это и есть строение и взаимная связь частей. Первичные элементы соц.структуры – это люди, обладающие разным общественным положением, находящиеся в определённых отношениях друг с другом; они занимают конкретную социальную позицию с набором прав и обязанностей и объединяются в общности. Набор таких позиций общностей и составляют структуру.
Социальная структура - это устойчивая совокупность связей, в которые вступают общности людей в процессе их жизнедеятельности, определённый порядок их жизнедеятельности. Это разделённость общества на группы и страты.
Люди включены в социальную структуру через малые и большие соц.группы, общности, которым принадлежат.
ПОДСТРУКТУРЫ:
1. Социально-классовая;
2. Социально-территориальная;
3. Профессиональная;
4. Отраслевая;
5. Социально-демографическая;
6. Этническая.
Конечным носителем всех элементом социальной структуры является человек, имеющий определённый статус и выполняющий определённую социальную роль.
2. Социальная дифференциация.
Дифференциация означает различие, разделение целого на части. Люди различаются между собой по возрасту, полу, образованию, размеру доходов и др.признакам, определяющим их статус.
|
Социальная дифференциация – это разделение людей в обществе на группы, занимающие разное социальное положение.
Соц.дифф-ция может вызывать имущественное, статусное неравенство, когда определённые социальные различия приобретают характер иерархии (расположение элементов от низшего к высшему).
УСЛОВИЯ НЕРАВЕНСТВА:
1. Благосостояние – обладание материальные блага, которые необходимы, прежде всего, для удовлетворения жизненных потребностей.
2. Власть – возможность и способность осуществлять свою волю в достижении целей, оказывая воздействие на других людей независимо от их согласия.
3. Социальный престиж – авторитет, уважение, признание значимости кого-либо на основе определённой системы ценностей.
3. Социальные группы.
Живя в обществе, человек постоянно вступает во взаимодействие с другими людьми. Людей объединяют по разным признакам.
Социальная группа – общности людей с устойчивыми взаимосвязями, наличием схожих интересов, определёнными правилами поведения и взаимоотношений. Эти характеристики отличают соц.группы от агрегаций (временное сообщество людей – зрители спектакля).
Важную роль играет осознание принадлежности к группе. Каждый человек определяет какое-то множество людей, к которым относит себя самого, идентифицируется с ними. Такие группы называют ингруппами, остальные будут аутгруппами.
Малые группы – характерно постоянное взаимодействие членов группы, распределение ролей, непосредственный контакт. Как правило, 3-5 чел. (Класс, семья, спортивная команда). Малые группы включены в состав средних групп, имеющих общую цель, упорядоченную и организованную особым образом деятельность. (коллектив большого производственного предприятия).
|
Положение человека в малой группе определяется его статусом. Статус – определённая позиция в структуре группы, связанной с другими позициями через систему прав и обязанностей.
4. Социальные классы.
Ø По К.Марксу – экономический аспект – классы представляют собой историческое явление, они возникли в результате общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства. Различие между ними заключены в характере и размере собственности, роли в общественной организации труда и способом получаемых доходов.
Ø По М.Веберу – аспект власти и престижа – большая социальная группа, находящаяся в неравных условиях по отношению к другим группам, отличающуюся от них возможностью доступа к экономическим ресурсам, власти и положению:
o Рабочий класс;
o Класс мелких предпринимателей;
o «белые воротнички» - интеллигенция и технические работники;
o Администраторы и менеджеры;
o Класс собственников, живущих на ренту, и предприниматели.
Ø Современная типология – аспект общественного положения:
ü Высший класс – наиболее влиятельные и богатые люди. Управленческая верхушка, крупные собственники. Характерен особый образ жизни, связанный с роскошью и незаурядными поступками. В целом, это малочисленная группа.
ü Средний класс – высококвалифицированные профессионалы (врачи, юристы, программисты, некоторые рабочие), преуспевающие менеджеры и средние предприниматели. Большое число владельцев собственности, которая приносит им доход. Они исправно платят налоги, это активные потребители.
|
ü Низший класс – неквалифицированные рабочие, безработные, люди без определённых занятий с низким доходом.
Классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам доли общественного богатства.
5. Социальные слои.
Социальный слой – это совокупность людей, выделяемая, на основании близости определённых социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни, мышления.
Слой=страта «теория социальной стратификации» (М.Вебер, П.Сорокин) – означает не просто групповое многообразие, а определённую вертикальную последовательность расположения социальных слоёв в обществе, их иерархию.
Факторы социального неравенства:
v
П.Сорокин |
v обязанности и ответственность,
v социальное богатство и нужда,
v власть и влияние.
ü Характеристики, данные от рождения: пол, возраст, этническая
Т.Парсонс |
ü Признаки, связанные с профессионально-трудовой деятельностью;
ü Элементы обладания – собственность, привилегии, материальные и
духовные ценности.
Важнейшим понятием в концепции стратификации является социальная мобильность - перемещения индивидов или социальных групп в «горизонтальной» или «вертикальной» плоскости (нисходящая или восходящая).