Практическая работа № 2
Тема 2.1 Задачи, формы и содержание работы с родителями
Количество часов: 2 часа.
Цель: овладение студентами умениями организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей, лиц, их заменяющих, к проведению совместных мероприятий.
Задачи:
1) формировать умения определять цели и задачи работы с семьей;
2) формировать умения организации и проведения родительского собрания, с привлечением родителей, к проведению совместных мероприятий;
3) формировать умения изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;
4) ОК.2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Литература:
1. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М., 2013. – 120 с.
2. Леготкина, С.В. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / С.В. Леготкина. – Ленинград.: Издательский центр Ленинградского социально-педагогического колледжа, 2014. – 71 с.
Выполнение задания к занятию
Задание 1: Разработка конспекта родительского собрания (тема на выбор студента).
Порядок выполнения (рекомендации):
1. Определите тему родительского собрания для родителей.
2. Определите цель и задачи родительского собрания.
3. Определите методы и приемы активизации внимания родителей.
4. Осуществите разработку конспекта родительского собрания для родителей по следующему алгоритму:
1. Название родительского собрания.
2. Цель и задачи родительского собрания.
3. Методы и приёмы активизации внимания родителей.
4. Участники.
5. Части собрания:
- вводная часть (5-7 минут);
- основная часть (30-35 минут);
- разное (7-10 минут);
- подведение итогов (3-5 минут).
Дополнительная информация:
Рекомендации по составлению родительского собрания.
Возможны следующие формы проведения родительских собраний:
· психологический тренинг;
· мастер-класс;
· совместное занятие детей с родителями;
· день открытых дверей;
· показ театральных постановок.
Подготовка родительского собрания:
Возможныеформы привлечения родителейна родительские собрания: подготовка конкурсов, выставок, выступлений родителей, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах могут участвовать и дети, и их родители. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная записьответов детей на вопросы по теме собрания.
Проведение родительского собрания:
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать. Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.