Концепция «социологического человека» и становление экономической социологии (К.Маркс, М.Вебер, Т.Веблен, Г.Зиммель, и др.).




Концепция «социологического человека» и становление экономической социологии (К.Маркс, М.Вебер, Т.Веблен, Г.Зиммель, и др.)(англ. "Homo soctologicus"; нем, "Homo soziologicus")- Человек - исполнитель заранее определенной социальной роли, в которой совмещается индивидуальное и общественное

История становления экономической социологии как науки

Вклад К.Маркса(1818-1883) в основном связан с раскрытием роли классовой борьбы как движущей силы развития общества

Классический этап. В социологии он открывается трудами К.Маркса, в которых экономико-детерминиские элементы переплетаются с элементами социологического и философского – утопического подходов(примерами теория формационного развития, концепции отчуждения, эксплуатации, саморазвития личности)

Экономические законы, согласно воззрениям К.Маркс, не универсальны, и человек выступает как продукт исторических условий, как «совокупности всех общественных отношений» К.Маркс считает робинзонады политико-экономов «эстетической иллюзией» и вместо этого в качестве исходного пункта выдвигает» общественно- определенное производство индивидуумов». Это означает так же, что бытие человека в качестве Homo economicus – Состояние подходящее. Сегодня человек задавлен нуждой и порабощен разделением труда. Но его предназначение («родовая сущность») заключается в том, что бы быть целостной («гармонично развитой») личностью. Достижение материального изобилия и освобождения от репродуктивного труда обеспечат тот скачок в «царство свободы», который будет означать и самоопределение «экономического человека».
Существенно также то, что К.Маркс, оставаясь утилитаристом выходит за пределы индивидуального действия в сферу классовых отношений за пределы индивидуального действия в сферу классовых отношений Место индивидуальных эгоистов у него, таким образом, занимают эгоисты коллективные: классы эксплуататоров и эксплуатируемых, которые довольно последовательно стремятся к реализации своих материальных интересов.

Велико влияние М.Вебера, который является основной фигурой в классической экономической социологии, ибо в его трудах она впервые получает действительно системное изложение. В «Sozialokonomik» пытается найти выход из тупика методологических дебатов между неоклассиками и историками. В своем фундаментальном труде «ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВО «он разворачивает систему социологических категорий экономического действия. Последнее представляется им как форма социального действия. Последнее представляется как форма социального действия, выбирающего в себе властные и социокультурные элементы. В результате таким экономическим категориям, как полезность, обмен, хозяйственная организация, рынок, дениги и прибыль, придается экономико- социологическое содержание.

Выводя экономическое действие в более широкую область властных и ценностно- культурных ориентаций, М.Вебер демонстрирует конкретно- исторический характер формирования самого экономического интереса. Хрестоматийной в этом отношении стала его работа «Протестантская этика и дух капитализма», в которой М.Вебер показывает вызревание западного капитализма», к которой М.Вебер показывает вызревание западного предпринимательского духа в недрах протестантизма. Он рассказывает историческую природу западноевропейского капитализма, возникшего как результат сложной констелляции множества разных факторов. Одним из важнейших факторов стало утверждение факторов рациональных способов ведения хозяйства. М Вебер предлагает модель бюрократической организации, которая становится классической моделью современной народной хозяйственной организации в целом.

К немецким экономистам-социологам относится Георг Зиммель (1858-1918). Главная его работа «Философия денег» опубликована в 1890г. В ней автор провел анализ влияния денежных отношений и разделения труда на человеческую культуру, отчуждения труда. Деньги у него – одновременно чистая форма экономических отношений и экономическая ценность. Он концентрирует внимание на элементарных человеческих взаимодействиях, которые рассматриваются им как обмен. Причем суть последнего заключена не в перемещении материальных благ, но в актах субъективного взаимного оценивания. По его словам» обмен есть форма социализации»

Любой продукт имеет двойственную природу: зарождается в материальном мире, а приобретает свое действительное значение (ценность) в другом, идеациональном мире.

Деньги как квинтэссенция всего экономического, наряду с интеллектом и законом, становится универсальным посредником в мире современной культуры, объективируя и деперсонализируя субъективные смыслы, обращая цели в подверженные калькулированию средства. Из этой нейтральности денег и интеллекта рождаются экономический индивидуализм и эгоизм, которые теперь попросту отождествляются с рациональным поведением, на этой почве кристаллизируются средства. Дифференцированные стили жизни. Г.Зиммель подчеркивает культурно- символические значения экономических процессов.

. Наиболее известное изложение институционального подхода дается Т.Вебленом на примере «праздного класса» (господствующего класса совственников) с присущем ему ориентацией на поддержание особого элитного статуса и мотивами престижного потребления, которые слабо вписываются в плоско понимаемую рациональность. Широко известен так называемый эффект Веблена, показывающий, как может возрастать спрос на потребительские товары при увеличении их цены.

Американский экономист и социолог Торстейн Веблен (1857-1929) придерживался генетического метода в анализе социально-экономических явлений. Этот метод отрицает изучение статистического, неизменного состояния социальных явлений.

Среди разработок Веблена – учение о социальных институтах (его называют представителем институционального подхода). Развитие общества, человеческой цивилизации происходит через смену социальных институтов. Под институтами он понимал общественные образцы поведения и привычки мышления.

- Особое место в становлении экономической социологии занимает американский экономист и социолог Торстейн Веблен[48] (1857-1929). Одна из самых известных его работ – книга «Теория делового предпринимательства» (1904). В этой работе вся история человеческой цивилизации рассматривается как история смены социальных институтов, обусловливающих (детерминирующих) образцы поведения и мышления.

Наиболее известное изложение институционального подхода дается Т.Вебленом на примере «праздного класса» (господствующего класса совственников) с присущем ему ориентацией на поддержание особого элитного статуса и мотивами престижного потребления, которые слабо вписываются в плоско понимаемую рациональность. Широко известен так называемый эффект Веблена, показывающий, как может возрастать спрос на потребительские товары при увеличении их цены.

Веблен – один из создателей социологической концепции потребления.

Главную роль в экономическом и культурном развитии общества Веблен отводил менеджерам и научно-технической интеллигенции. По его мнению, двигателем развития общества является экономика, развитие производства, которое влечет за собой смену социальных институтов и норм социальной жизни

Предмет экономики – мотивы экономического поведения(в частности, мотивы потребительского поведения различных социальных групп). Согласно проницательному заключению Веблена, модель «экономического человека», принадлежащая классику политической экономики Адаму Смиту, явно устарела. Экономическое поведение определяется (детерминируется) не только корыстными подсчетами большей выгоды, заставляющими, например, сапожника бросать свое малодоходное дело и печь пироги, или, соответственно, пирожника – тачать сапоги. Экономическое поведение (как и всякое другое) зависит от уже усвоенных (в детстве) норм, устоявшихся традиций, от «духа соперничества» (индикатором которого является открытое Вебленом же «престижное потребление»), даже от бессознательных (подсознательных) факторов, описанных З.Фрейдом. В своих работах Т.Веблен описал и противопоставил два класса – класс бизнесменов («праздный класс») и «класс менеджеров» - работяг и подлинных героев социального прогресса.

3.Основные элементы экономического действия. Специфика экономико-социологического подхода. Модель "экономико-социологического человека



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: