1. Типы изданий лит. по отраслям знаний. Отражение их в классификации (в соответствии табл. УДК).
Основные деления УДК
0 Общий отдел
00 Общие вопросы науки и культуры
001 Наука и знание в целом. Организация умственного труда
002 Печать в целом. Документация. Научно-техническая информация
003 Системы письма и письменности. Знаки и символы. Семиотика в целом. Коды. Графическое представление мысли
004 Информационные технологии
005 Изучение проблемы организации: методология, анализ, синтез, классификация и таксономия, систематизация в целом
006 Стандартизация и стандарты
007 Деятельность и организация: общая теория информации, связи и управления (кибернетика)
008 Цивилизация. Культура. Прогресс
009 Гуманитарные науки в целом
01 Библиография. Каталоги. Указатели литературы
02 Библиотечное дело. Библиотековедение
03 Справочные издания общего типа. Энциклопедии, словари и т.д.
05 Сериальные издания (периодические издания, журналы, продолжающиеся издания, серии): их назначение (функции), издание, редактирование, распространение
06 Организации и прочие типы объединений. Ассоциации. Конгрессы. Выставки. Музеи
07 Газеты, пресса: значение, подчинение и контроль, вопросы управления деятельностью по изданию, редактированию, распространению. Журналистика
08 Издания смешанного содержания. Сборники
09 Рукописи. Редкие книги
1 Философия. Психология. Логика
101 Сущность и задачи философии
11 Общее учение о бытии. Метафизика
122/129 Отдельные проблемы и категории философии
13 Философские проблемы духовной жизни
14 Философские системы и концепции
159.9 Психология
16 Логика. Теория познания. Методология и логика науки
17 Этика. Учение о морали
|
18 Эстетика
3 Общественные науки
30 Теория и методы общественных наук
31 Демография. Социология. Статистика
32 Политика
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
34 Право. Юридические науки
35 Государственное административное управление. Военное искусство. Военные науки
36 Обеспечение духовных и материальных жизненных потребностей. Социальное обеспечение. Социальная помощь. Обеспечение жильем. Страхование
37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
39 Этнография. Нравы. Обычаи. Жизнь народа. Фольклор
5 Математика. Естественные науки
50 Общие вопросы математических и естественных наук
502 Природа. Изучение и охрана природы. Охрана фауны и флоры
51 Математика
52 Астрономия. Геодезия
53 Физика
54 Химия. Кристаллография. Минералогия
55 Геология. Геологические и геофизические науки
56 Палеонтология
57 Биологические науки
58 Ботаника
59 Зоология
6 Прикладные науки. Медицина. Техника
60 Прикладные науки. Общие вопросы
61 Медицина. Охрана здоровья. Пожарное дело
62 Инженерное дело. Техника в целом
620.1 Испытания материалов. Дефекты материалов. Защита материалов
620.2 Товары. Товароведение. Общие вопросы
620.4 Силовые станции
620.9 Общая энергетика
63 Сельское хозяйство. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство
64 Домоводство. Коммунально-бытовое хозяйство. Служба быта
65 Управление предприятиями. Организация производства, торговли и транспорта
66 Химическая технология. Химическая промышленность. Родственные отрасли
67 Различные отрасли промышленности и ремесла. Механическая технология
|
68 Различные отрасли промышленности и ремесла, производящие конечную продукцию. Точная механика
69 Строительство. Строительные материалы. Строительно-монтажные работы
7 Искусство. Декоративно-прикладное искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт
71 Планировка в масштабе страны. Районная планировка. Градостроительство. Ландшафтная архитектура. Преобразование ландшафта
72 Архитектура
73 Скульптура. Нумизматика. Художественная керамика. Художественная обработка металла
74 Рисование и черчение. Декоративно-прикладное искусство
75 Живопись
76 Графические искусства. Графика. Гравюра
77 Фотография, кинематография и подобные процессы
78 Музыка
79 Зрелищные искусства. Массовые развлечения. Игры. Спорт
8 Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение
80 Общие вопросы лингвистики и литературы. Филология
801 Просодия. Стихосложение. Вспомогательные науки и источники филологии
81 Лингвистика. Языкознание. Языки
811 Языки естественные и искусственные
82 Художественная литература. Литературоведение
821 Литература на отдельных языках
9 География. Биографии. История
902/904 Археология. Предыстория. Археологические памятники
908 Краеведение
91 География
929 Биографии. Генеология. Геральдика
93 История. Теоретические вопросы
94 Всеобщая история. История отдельных стран и народов
2. Закон тождества и его практическое применение в редакторской практике.
Структурно он может быть представлен двумя формулами: р=р (для логики высказываний) и Р=Р (для логики имен). Обе формулы обычно толкуются следующим образом: любая конфетная смысловая единица в логическом мышлении должна быть тождественна самой себе — по крайней мере на протяжении некоторого интеллектуально-речевого акта.
|
Все это имеет самое непосредственное отношение к практической работе над текстом, который должен оцениваться с позиций сложившейся к данному моменту относительно устойчивой системы знания и, соответственно, зафиксированной в языке системы функций значения и обозначения, свойственных его единицам.
С точки зрения здравого смысла идея соблюдения закона тождества в мышлении представляется достаточно очевидной, реализуемой «автоматически». Поэтому не исключено мнение, что изучение и сознательное применение закона тождества имеет практическое значение лишь для различных построений в теоретической логике, математике и некоторых других точных науках на базе символического языка, где строгость формальных операций выдвигается на первый план. Действительно, в этих областях научного знания следование закону тождества является не только абсолютно необходимым, но и сравнительно легко выполнимым требованием. Из этого, однако, было бы неправильным делать вывод, что закон тождества не играет никакой (или, по крайней мере, сколько-нибудь существенной) роли при построении или анализе обычных (неформализованных) текстов. Более того, некоторые особенности, свойственные обыденному мышлению и естественному языку, в определенной степени затрудняют соблюдение этого принципа и создают основу для его нарушений, совершаемых сознательно или ненамеренно.
Из явлений такого рода в лит. по логике и лингвистике чаще всего выделяют полисемию, омонимию и синонимию.
Применительно к процессу редактирования нужно постоянно иметь в виду, что не только грубая подмена одного высказывания или имени другим, но и употребление близких по смыслу высказываний и имен может привести к нарушению необходимой точности текста и исказить его смысл. Так, среди нескольких значений имени «актуальный» имеются следующие два: то, что существенно (важно, ценно) для настоящего момента; то, что имеет место в настоящее время. Высказывание Данная работа неактуальна может быть поэтому истолковано различно. Во-первых, это высказывание может указывать на отсутствие серьезного значения какого-то исследования (скажем, исторического) для современной науки, учитывая ее состояние и задачи. Во-вторых, оно может указывать на тот факт, что в этом исследовании рассматриваются факты далекого прошлого, а не современные события. Второе значение сейчас встречается нисколько не реже, чем первое. Если автор критической статьи выдвигает данное положение в качестве тезиса доказательства, имея в виду первое его значение, а затем доказывает это положение, имея в виду второе его значение, то ясно, что он, в сущности, подменяет один тезис другим, хотя и имеющим одинаковую с первым словесную оболочку, но существенно отличающимся от него по смыслу. Нарушение закона тождества здесь очевидно.
В самом деле, в первом случае утверждается, что исследование само по себе незначительно, является ненужным, ничего не прибавляет к уже имеющимся знаниям. Во втором случае утверждается нечто отличное: что исследование не связано непосредственно с сегодняшними событиями.
Многозначность имен в известной степени свойственна и научной терминологии. По-видимому, даже стандартизация имени или аналитическая фиксация его значения в специализированном словаре полностью не освобождают термин от возможности ассоциировать его с некоторыми другими значениями.
Ошибки, связанные с нарушением закона тождества, вызываются не только явлениями полисемии, омонимии и синонимии. Соотнося различные участки текста для проверки их тождественности, следует иметь в виду разнообразные контекстуальные способы оформления смысловых связей. Особого внимания заслуживает использование различных слов-заменителей (субститутов). Встречавшееся ранее имя Р соотносится с последующим именем Q, которому при помощи субститута сообщается необходимая степень контекстуальной определенности. Восприятие таких конструкций в процессе редактирования должно быть связано с определенной бдительностью, поскольку они нередко маскируют неправомерный переход от одного имени к другому.
При достаточно свободном (логически нестрогом, не связанном с приведенными формулами) истолковании закона тождества к возможным случаям его нарушения могла бы быть отнесена ошибка, именуемая иногда «смещением логического плана». Речь идет о нагромождении различных по содержанию мыслей в одном абзаце, параграфе или ином подразделении текста, рассматриваемом как нечто единое по смыслу. В этом случае каждое из высказываний, взятое само по себе, может быть вполне доброкачественным, однако их соединение вместе заставляет читателя рассматривать их как относящиеся к одному предмету, т. е. в определенном отношении «тождественные». Здесь возражение вызывает сама организация текста (размещение разнородных высказываний в одном текстовом подразделении). При рассмотрении ситуаций, связанных с нарушением закона тождества, целесообразно различать собственно интеллектуально-языковой и коммуникативный аспекты. Во внимание должны приниматься не только отношения между соответствующими знаками (с их функциями значения и обозначения), сложившиеся в языке, но и состояния сознания отправителя и получателя сообщения. Возможно неправомерное отождествление (различение) некоторых элементов в конкретном интеллектуально-речевом акте отправителя, которое критически или некритически воспринимается адресатом. Возможно, однако, и вполне оправданное (для действующей в языке системы отношений) использование некоторых элементов, которое вызовет в сознании адресата непредвиденные отправителем помехи. Скажем, синонимические термины «собирательное числительное» и «видовое числительное» могут восприниматься как имена с разными значениями. Эта ситуация очень проста, но и она показывает важность субъективного фактора процесса интеллектуальной коммуникации. Более сложный (и важный) аспект этой проблемы связан с использованием «расплывчатых понятий» (имен с неясным значением и нерезким объемом), которыми изобилуют повседневное мышление и естественный язык.
Таким образом, закон тождества ориентирует редактора на то, чтобы быть предельно внимательным при соотнесении логических единиц, рассматриваемых в тексте как равнозначные.
Связанное с этим законом требование четности мышления обязывает также соединить в одной текстовой конструкции (организационно-самостоятельной) мысли, которые действительно сходны друг с другом в некотором отношении, а существенно различающиеся мысли композиционно отделять друг от друга.
В процессе редактирования отрывка из очерка о творчестве Я. Коласа, следовало разъединить в текстовой конструкции две мысли: о степени доработки трилогии; об исполнении воли автора. Каждую часть, объединенную единой мыслью, дополнить материалом, изложить его ясно и четко, чтобы читатель убедился в правильности сказанного.
Редактор должен видеть недостатки, предусмотреть варианты их направления и помочь автору усовершенствовать текст путем соблюдения законов логики.
3. Охарактеризовать соотношения вида издания и стиля с чит. адресом. (На конкретном примере).
Одной из основных характеристик типологических категорий в книговедении наряду с типом издания является вид издания. Предст. собой типологическую группировку значительного множества изданий, соответствующую реально существующей совокупности изданий, играющей определенную общественную роль. В связи с этим особое значение приобретает анализ вида изданий для определения системы изданий.
Вид издания выделяется по функциональному назначению (учебные, производственные, научные и т.д.). Детские издания выделяются по читательскому адресу. По знаковой природе —нотные, картографические, изоиздания. Если построить модель вида издания, то в основу следует положить функциональное назначение, читательский адрес, характер информации.