с 4 лет – придумать по 1 слову на гласные звуки А, У, И____________________________
_____________________________________________________________________________
с 5 лет – придумать по 2 слова со звуками К, А, М (звуки в любой позиции)_____________
_____________________________________________________________________________
с 6 лет – придумать слова со звуками С. Ч, И (в начале, середине, конце слова)_________
_____________________________________________________________________________
Звукопроизношение (5-6 лет)
произносит все звуки __________________________________________________________
нарушено произношение 1-2 звуков, звуки в стадии автоматизации____________________
нарушена одна группа звуков____________________________________________________
нарушены две группы звуков____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Лексика-грамматика
Исследование состояния экспрессивной речи
- Активный словарь
1.1. Названия частей тела и предметов (на ребёнке, на предметах):
4 года | 5 лет | 6 лет | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
Ноги | Сиденье | ||||||
Руки | Спинка | ||||||
Голова | ножки | ||||||
Глаза | Рукав | - | |||||
Уши | Воротник | - | |||||
Нос | - | Пуговица | - | ||||
Рот | - | Молния | - | ||||
Шея | - | Петля | - | ||||
Живот | - | Кузов | |||||
Грудь | - | Колёса | |||||
Локоть | - | - | Кабина | - | |||
Ладонь | - | - | Руль | - | |||
Затылок | - | - | Фары | - | - | ||
Висок | - | - | Мотор | - | - |
Обобщающие понятия.
Назвать, одним словом | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Мяч, кукла, машинка | |||
Чашка, тарелка, ложка | |||
Футболка, куртка, шорты | |||
Тапки, сапоги, ботинки | |||
Стол, стул, шкаф | - | ||
Яблоко, банан, апельсин | - | ||
Огурец, помидор, морковь | - | ||
Автобус, самолёт, пароход | - | ||
Клубника, смородина, малина | - | - | |
Кошка, собака, свинья | - | - | |
Волк, лиса, заяц | - | - | |
Ворона, сова, воробей | - | - |
Глагольный словарь
Назвать действие (по картинкам) | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Что делает мальчик? (ест) | |||
Что делает девочка? (спит) | |||
Что делают дети? (играют) | |||
Что делает птица? (летит) | |||
Что делают рыбки?(плавают) | |||
Что делают машины? (едут) | |||
Как передвигается: птица | - | ||
рыба | - | ||
змея | - | ||
лягушка | - | ||
Как подают голос: кошка | - | ||
собака | - | ||
корова | - | ||
петух | - | ||
ворона | - | - | |
кукушка | - | - | |
лошадь | - | - | |
овца | - | - | |
волк | - | - | |
Что делает врач | - | - | |
учитель | - | - | |
продавец | - | - | |
повар | - | - | |
швея | - | - |
1. 4. Словарь прилагательных.
параметры | название | ||
4 года | 5 лет | 6 лет | |
Цвета | |||
Красный | |||
Синий | |||
Зелёный | |||
Жёлтый | |||
Белый | |||
Чёрный | |||
Оранжевый | - | ||
Голубой | - | ||
Фиолетовый | - | - | |
Розовый | - | - | |
Коричневый | - | - | |
Серый | - | - | |
Формы | |||
Мяч круглый | |||
Доска квадратная | |||
Солнце круглое | - | ||
Подушка квадратная | - | ||
Пирамидка треугольная | - | ||
Огурец овальный | - | ||
Руль круглый | - | ||
Окно квадратное | - | ||
Ёлка треугольная | - | ||
Лимон овальный | - | ||
Антонимы | |||
Большой - маленький | |||
Длинный - короткий | |||
Высокий - низкий | - | ||
Толстый - тонкий | - | - | |
Широкий - узкий | - | - |
Состояние словоизменения.
2.1. Употребление формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):
Ответить по картинкам | 4 года (им. п.) | 5 лет | 6 лет |
дом | |||
стул | |||
глаз | |||
дерево | |||
воробей | |||
берёза | |||
карандаш | - | ||
лист | - | ||
рот | - | - | |
сон | - | - | |
лев | - | - |
Употребление предложно-падежных конструкций
Ответить по картинкам | Предлог | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Где стоят свечи? | НА | |||
Где лежат фрукты? | В | |||
Где летает бабочка? ( | НАД | |||
Где спрятался мальчик? | ПОД | |||
Где сидит сова? | НА | - | ||
Где стоит коза? | ЗА | - | ||
Где растёт ёлка? | ОКОЛО | - | ||
Где спрятался ёжик? | ПОД | - | - | |
Откуда вылезает ёжик? | ИЗ-ПОД | - | - | |
Где спряталась кошка? | ЗА | - | - | |
Откуда выходит кошка? | ИЗ-ЗА | - | - |
2.3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе:
Назвать по картинкам | 5 лет | 6 лет |
Красный мяч | ||
Синий шар | ||
Жёлтое ведро |
2.4.Согласование числительных два и пять с существительными:
Назвать по картинкам | 5 лет | 6 лет |
Две тетради Пять тетрадей | ||
Два яблока Пять яблок | ||
Два карандаша Пять карандашей |
Состояние словообразования.
Образование существительных с ум. – ласк. суффиксами.
Назвать картинки | 4 года | 5 лет | 6 лет |
стол | |||
чашка | |||
кукла | |||
кровать | - | ||
шкаф | - | ||
миска | - | ||
звезда | - | ||
ключ | - |
Образование названий детенышей животных
Назвать детёнышей | 4 года | 5 лет | 6 лет |
У кошки | |||
У утки | |||
У лисы | |||
У зайца | - | ||
У волка | - | ||
У белки | - | ||
У медведя | - | ||
У козы | - | - | |
У коровы | - | - | |
У лошади | - | - | |
У собаки | - | - | |
У овцы | - | - |
Образование относительных прилагательных от существительных
Ответить по картинкам | 6 лет |
Стол из дерева | |
Аквариум из стекла | |
Стена из киртпича | |
Шапка из меха | |
Носки из шерсти | |
Сапоги из резины | |
Лопатка из металла | |
Сок из яблок |
Образование притяжательных прилагательных от существительных
Ответить по картинкам | 6 лет |
Очки бабушки | |
Туфли мамы | |
Усы кошки | |
Хвост лисы | |
Берлога медведя |
Образование приставочных глаголов.
Назвать действия по картинкам | 6 лет |
Мальчик из дома…ВЫХОДИТ | |
Мальчик к дому…ПОДХОДИТ | |
Мальчик улицу…ПЕРЕХОДИТ | |
Мальчик от дома…ОТХОДИТ | |
Мальчик за дом ЗАХОДИТ | |
Мальчик в дом…ВХОДИТ |
Связная речь
Пересказ
4 года (Ребята пошли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и пришли домой. Дома они напоили ежа молоком.)__________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.)____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Живёт в лесу ёжик. Летом ёжик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит)____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась и галка стала пить.)___________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(В лесу стояла большая ель. В ели было дупло. В дупле было гнездо белки. Коля пошёл в лес и нашёл маленькую белку. Коля посадил белку в клетку. Жила белка и Коли в клетке)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картин
4 года – 2 картинки_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5 лет – 3 картинки______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6 лет – 4 картинки______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ по сюжетной картине
4 года ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5 лет_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описательный рассказ
5 лет («Яблоко»)______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6 лет («Мягкая игрушка»)_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________