с 4 лет – придумать по 1 слову на гласные звуки А, У, И____________________________
_____________________________________________________________________________
с 5 лет – придумать по 2 слова со звуками К, А, М (звуки в любой позиции)_____________
_____________________________________________________________________________
с 6 лет – придумать слова со звуками С. Ч, И (в начале, середине, конце слова)_________
_____________________________________________________________________________
Звукопроизношение (5-6 лет)
произносит все звуки __________________________________________________________
нарушено произношение 1-2 звуков, звуки в стадии автоматизации____________________
нарушена одна группа звуков____________________________________________________
нарушены две группы звуков____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Лексика-грамматика
Исследование состояния экспрессивной речи
- Активный словарь
1.1. Названия частей тела и предметов (на ребёнке, на предметах):
| 4 года | 5 лет | 6 лет | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
| Ноги | Сиденье | ||||||
| Руки | Спинка | ||||||
| Голова | ножки | ||||||
| Глаза | Рукав | - | |||||
| Уши | Воротник | - | |||||
| Нос | - | Пуговица | - | ||||
| Рот | - | Молния | - | ||||
| Шея | - | Петля | - | ||||
| Живот | - | Кузов | |||||
| Грудь | - | Колёса | |||||
| Локоть | - | - | Кабина | - | |||
| Ладонь | - | - | Руль | - | |||
| Затылок | - | - | Фары | - | - | ||
| Висок | - | - | Мотор | - | - |
Обобщающие понятия.
| Назвать, одним словом | 4 года | 5 лет | 6 лет |
| Мяч, кукла, машинка | |||
| Чашка, тарелка, ложка | |||
| Футболка, куртка, шорты | |||
| Тапки, сапоги, ботинки | |||
| Стол, стул, шкаф | - | ||
| Яблоко, банан, апельсин | - | ||
| Огурец, помидор, морковь | - | ||
| Автобус, самолёт, пароход | - | ||
| Клубника, смородина, малина | - | - | |
| Кошка, собака, свинья | - | - | |
| Волк, лиса, заяц | - | - | |
| Ворона, сова, воробей | - | - |
Глагольный словарь
| Назвать действие (по картинкам) | 4 года | 5 лет | 6 лет |
| Что делает мальчик? (ест) | |||
| Что делает девочка? (спит) | |||
| Что делают дети? (играют) | |||
| Что делает птица? (летит) | |||
| Что делают рыбки?(плавают) | |||
| Что делают машины? (едут) | |||
| Как передвигается: птица | - | ||
| рыба | - | ||
| змея | - | ||
| лягушка | - | ||
| Как подают голос: кошка | - | ||
| собака | - | ||
| корова | - | ||
| петух | - | ||
| ворона | - | - | |
| кукушка | - | - | |
| лошадь | - | - | |
| овца | - | - | |
| волк | - | - | |
| Что делает врач | - | - | |
| учитель | - | - | |
| продавец | - | - | |
| повар | - | - | |
| швея | - | - |
1. 4. Словарь прилагательных.
| параметры | название | ||
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |
| Цвета | |||
| Красный | |||
| Синий | |||
| Зелёный | |||
| Жёлтый | |||
| Белый | |||
| Чёрный | |||
| Оранжевый | - | ||
| Голубой | - | ||
| Фиолетовый | - | - | |
| Розовый | - | - | |
| Коричневый | - | - | |
| Серый | - | - | |
| Формы | |||
| Мяч круглый | |||
| Доска квадратная | |||
| Солнце круглое | - | ||
| Подушка квадратная | - | ||
| Пирамидка треугольная | - | ||
| Огурец овальный | - | ||
| Руль круглый | - | ||
| Окно квадратное | - | ||
| Ёлка треугольная | - | ||
| Лимон овальный | - | ||
| Антонимы | |||
| Большой - маленький | |||
| Длинный - короткий | |||
| Высокий - низкий | - | ||
| Толстый - тонкий | - | - | |
| Широкий - узкий | - | - |
Состояние словоизменения.
2.1. Употребление формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):
| Ответить по картинкам | 4 года (им. п.) | 5 лет | 6 лет |
| дом | |||
| стул | |||
| глаз | |||
| дерево | |||
| воробей | |||
| берёза | |||
| карандаш | - | ||
| лист | - | ||
| рот | - | - | |
| сон | - | - | |
| лев | - | - |
Употребление предложно-падежных конструкций
| Ответить по картинкам | Предлог | 4 года | 5 лет | 6 лет |
| Где стоят свечи? | НА | |||
| Где лежат фрукты? | В | |||
| Где летает бабочка? ( | НАД | |||
| Где спрятался мальчик? | ПОД | |||
| Где сидит сова? | НА | - | ||
| Где стоит коза? | ЗА | - | ||
| Где растёт ёлка? | ОКОЛО | - | ||
| Где спрятался ёжик? | ПОД | - | - | |
| Откуда вылезает ёжик? | ИЗ-ПОД | - | - | |
| Где спряталась кошка? | ЗА | - | - | |
| Откуда выходит кошка? | ИЗ-ЗА | - | - |
2.3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе:
| Назвать по картинкам | 5 лет | 6 лет |
| Красный мяч | ||
| Синий шар | ||
| Жёлтое ведро |
2.4.Согласование числительных два и пять с существительными:
| Назвать по картинкам | 5 лет | 6 лет |
| Две тетради Пять тетрадей | ||
| Два яблока Пять яблок | ||
| Два карандаша Пять карандашей |
Состояние словообразования.
Образование существительных с ум. – ласк. суффиксами.
| Назвать картинки | 4 года | 5 лет | 6 лет |
| стол | |||
| чашка | |||
| кукла | |||
| кровать | - | ||
| шкаф | - | ||
| миска | - | ||
| звезда | - | ||
| ключ | - |
Образование названий детенышей животных
| Назвать детёнышей | 4 года | 5 лет | 6 лет |
| У кошки | |||
| У утки | |||
| У лисы | |||
| У зайца | - | ||
| У волка | - | ||
| У белки | - | ||
| У медведя | - | ||
| У козы | - | - | |
| У коровы | - | - | |
| У лошади | - | - | |
| У собаки | - | - | |
| У овцы | - | - |
Образование относительных прилагательных от существительных
| Ответить по картинкам | 6 лет |
| Стол из дерева | |
| Аквариум из стекла | |
| Стена из киртпича | |
| Шапка из меха | |
| Носки из шерсти | |
| Сапоги из резины | |
| Лопатка из металла | |
| Сок из яблок |
Образование притяжательных прилагательных от существительных
| Ответить по картинкам | 6 лет |
| Очки бабушки | |
| Туфли мамы | |
| Усы кошки | |
| Хвост лисы | |
| Берлога медведя |
Образование приставочных глаголов.
| Назвать действия по картинкам | 6 лет |
| Мальчик из дома…ВЫХОДИТ | |
| Мальчик к дому…ПОДХОДИТ | |
| Мальчик улицу…ПЕРЕХОДИТ | |
| Мальчик от дома…ОТХОДИТ | |
| Мальчик за дом ЗАХОДИТ | |
| Мальчик в дом…ВХОДИТ |
Связная речь
Пересказ
4 года (Ребята пошли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и пришли домой. Дома они напоили ежа молоком.)__________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.)____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Живёт в лесу ёжик. Летом ёжик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит)____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась и галка стала пить.)___________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(В лесу стояла большая ель. В ели было дупло. В дупле было гнездо белки. Коля пошёл в лес и нашёл маленькую белку. Коля посадил белку в клетку. Жила белка и Коли в клетке)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картин
4 года – 2 картинки_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5 лет – 3 картинки______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6 лет – 4 картинки______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ по сюжетной картине
4 года ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5 лет_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описательный рассказ
5 лет («Яблоко»)______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6 лет («Мягкая игрушка»)_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________