Экзаменационный билет № 21




1. Методы построения текста с учётом основных составляющих его структуры. Роль редактора в усовершенствовании текста.

Конструирование стр-ры

Вопрос о вмешательстве ред-ра в стр-ру ткани зведения до сих пор остается дискуссионным. Ред-р — челововек со стороны. Он, как правило, не имеет отношения к рскому замыслу, путям его воплощения, а получает уже ый вариант произведения.

В дальнейшем, работая над представленной автором кретной рукописью, ред-р оценивает и обрабатывает ее составную часть определенной информационной системы, сопоставляет будущее издание с тем, что уже есть на книж-рынке и в библиотеках, с потребностями соответствующих п читателей.

Далее начинается анализ и обработка текста, литературная ка его с точки зрения восприятия читателем, чтобы помочь ру повысить эффективность произведения. Ред-р рассматривает и обрабатывает книгу также как ~оятельную законченную информационно-поисковую сис-в расчете на возможный отбор инф.. Он помогает ру выбрать степень подробности оглавления, выде-ия в тексте, систему сносок, указателей и т. д. Все это ржет читателю быстро ориентироваться в материале, а в ряде изданий — легко найти интересующие его ты и положения.

В работе ред-ра постоянно присутствуют два момен-Первый: оценка произведения и его отрывков на основе влирования воздействия прочитанного на сознание читате-через него на жизнь общества. Второй: помощь автору в шении произведения. Ред-ром мысленно осуществля-взаимодействие читателя и текста, и делается это для ■ чтобы сравнить сознание и деятельность читателя, обра-

Конечный объект работы ред-ра — отношения произ­ведения с действительностью, информационной ситуацией, а венец ред-рской деятельности— успешное редактирова­ние, для которого важно определить эффект воздействия про­изведения. Он связан с отношением замысла автора и смысла, возникающего в сознании читателя. Последний восстанавлива­ется ред-ром на основе общих закономерностей языка и тек­ста сначала путем ознакомительного чтения, а затем путем уг­лубленного, аналитического чтения с выявлением неудач авто­ра. Это весьма значительная нагрузка, как интеллектуальная, так и моральная. Оценивать, пытаться определить уровень про­изведения, созданного другим человеком, профессионалом г своей области деятельности, — ответственный и нелегкий труд.

И здесь важно все: содержание, стр-ра, изложение. Путь к анализу общественной и научной стороны произведения лежит через его текст. Крупные ученые и писатели-ред-ры, включаясь в процесс авторского творчества, зачастую не об­ращают внимания на мелкие несообразности, замечаемые «простыми» ред-рами. Эти несообразности, однако, чита­тель м. воспринять как истину, и будет введен в заблужде­ние. Издательский ред-р в ходе придирчивого, аналитическо­го чтения их замечает, понимает и помогает автору устранить Основной рабочий прием ред-ра — сопоставление. Оно обу­словлено природой его деятельности — проигрыванием в вооб4 ражении действия произведения, установлением его внутренне соответствий.

Ред-р обязан проконтролировать и научную объектив' ность, и истинность написанного. Многое ему не под силу сД* лать самому. В одном случае не хватает познаний; в другом времени и навыков. Сопоставления действительности и ее ражения автором, как и сопоставления внутри означаюШ^ произведения и формы издания—дело других специалист* рецензента, титульного ред-ра, вычитчика, технического

Что же конкретно анализируют при литературном редак-нии в плане эффективности стр-ры произведения? м с первой, бросающейся в глаза, эстетической со~ ~ющей.

Удержать в памяти все точки стр-ры произведения, а в Уделах фразы и абзаца все их смысловые элементы,— 5. Интуитивно или вполне осознанно ред-р анализирует »ры частей произведения и составляющих текст йваний. Он устанавливает, достаточно ли количество для удержания в памяти или излишне, оптимально ли с! зрения восприятия количество примеров. Чтобы убедиться, насколько текст обеспечит подвижность пых процессов читателя, активное отношение его к содер­жи произведения, ред-р обдумывает использование привлекающих внимание читателя, организующих разъясняющих сказанное, конкретизирующих его. Стремясь убедиться в возможности свернуть смысл тек-[*До стр-ры, осмыслить его, ред-р анализирует — "Таки либо интуитивно, либо осознанно — строение всех

уровней текста: от произведения в целом до абзаца. Он обра­щает внимание на наличие и простоту логических связей, а также на постоянство позиций, с которых ведется описание повествование, на единство тезиса при доказательстве и т. п.

Конечно же, ред-р должен убедиться и в том, что текст способствует активному анализу существенных моментов со­держания, поэтому рассматривает богатство, доказательность, полноту, представленность в развитии и классифицирован-ность материала.

Все вместе взятое — моменты решения важнейшей зада­чи литературного редактирования: установить то, что по нормам языка и условиям контекста воспринимает из тек­ста читатель, сопоставить это с тем, что, судя по глубин­ному анализу контекста и следов процесса творчества, имел 8 виду сказать автор.

Такой анализ проводится и по отношению к структуре уже при первом обсуждении замысла с автором. Ведь стр-ра предстает п/д автором в замысле, в тезисных фразах. Во внутренней речи смысл слов, высказываний, тезисных фраз будущих произведений включают в себя опыт автора, пережи­тое и воспринятое им. Здесь — в сознании автора-максимально полно представлена обстановка, к которой относится высказывание, а смысл слов органично соединяет в себе общее и единичное, все, что относится в нашем сознании к описываемому явлению.

Но читатель тот же тезис м. понять иначе.

Именно поэтому вся надежда на ред-ра, обязательно нужно понять, как м. читатель воспринять текст, нужно су­меть так объяснить, чтобы автору открылась истина.

Успешно можно редактировать и находить при этом кон­такт с автором, если научиться проникать в творческую лабо­раторию, в процесс создания текста. Только при этом условии и можно уловить те элементы стр-ры, которые стоит выде' лить, иногда выявить и саму стр-ру, пока еще едва улови­мую, но уже наметившуюся в произведении.

Работа ред-ра с автором наиболее успешна, если она проходит с самого начала творческого процесса, от замысла работы над планом. Каждому из моментов в творчестве авто"» соответствует этап в редакционной деятельности: замыслу' обсуждение творческой заявки, подготовке материала и выявил в нем стр-ры — план-проспект и его обсуждение; напи-Ю рукописи — рецензирование и первая читка ее в изда-»; доводке литературной формы автором — обработка иси ред-ром. Конечно, эта схема на практике сдвигается. Чем лучше -л предшествующий этап, тем меньше труда на после-ем и, напротив, чем меньше поработали на предшест-щем, тем больше хромает последующий. Ломка стр-ры написанного произведения практически требует написания э. Зато если автор достаточно обработал и форму до и рукописи на рецензирование, м. отпасть необходи-в доработке. Рукопись сразу же пойдет на редактирова-. Высокое качество предшествующего этапа обеспечивает ное выполнение последующего. Идеальный вариант, если автор и ред-р обсудят ктуру будущего произведения в деталях еще до написа-его.

При заключении договора можно указать жанр и опре-ить читательский адрес. Это позволяет установить соот-)ние конкретного и абстрактного в произведении, отбор ретного материала, метод построения и способы изло-ия. Естественно при этом сопоставить возникающую уктуру с присущей избранному жанру, чтобы найти под-щую.

Скажем, в практическом пособии преобладает теоретиче-материал, выводы о применении которого к практике пре-"вляется делать самому читателю. Стоит обдумать с ав-возможность продолжить основное соотношение — ия в применении к практике, — и подчинить произведение му соотношению.

Уже при обсуждении могут выясниться слабости формы, полненность ее ячеек материалом или переполненность Это заставляет еще раз задуматься, о чем же собственно <имо и возможно сказать в произведении, уточнить спо-изложения. Легче всего это сделать в ходе написания ав-и чтения ред-ром пробных параграфов и глав Такая "а совместной работы практикуется, как правило, при нии учебников, учебных пособий, которые заказывает издательство

Работа над структурой начинается для ред-ра, пожа­луй, с сопоставления стр-ры, задаваемой заголовком со структурой произведения и ее составляющими.

Не менее важно обдумать соответствие информационной составляющей основному соотношению произведения.

Сопоставление стр-ры с ожидаемым ходом чтения, с целью произведения позволяет находить нестан-ные, соразмерные предмету произведения стр-ры. Всего того, что влияет на стр-ру произведения, не "ь, всегда и везде внимательный глаз и изобретательная ь найдут оригинальную стр-ру. \ Умело сконструированная стр-ра м. объединить в целое даже самостоятельные произведения, сопоставив, ■ить то, что их объединяет Это следует иметь в виду, работая над созданием хре-атий и, в особенности, книг для внеклассного чтения. Ори-ром, конечно, явл. программа курса, но успех сборни-"ределяется построением стр-ры его как единого про-ения

Постановка более конкретной задачи п/д произведени-стремление п/дать материал более экономно и эффек-о заставляет вновь и вновь обдумывать его стр-ру При

этом лучше, глубже выявляются в ней глубинные соотношения в материале.

Относить обсуждение стр-ры в основном к моменту заключения с автором договора можно только условно. И все-таки первое соотнесение стр-ры произведения с его пред. метом лучше провести уже в это время. Оно позволит уточнить или найти основное соотношение в структуре, выявив его в ма­териале. Установив необходимое главное соотношение, автор отбросит ненужное, задумается, чего в материале не хватает, сгруппирует материал более эффективно. Такое соотнесение позволит правильно определить соотношение главного и до­полнительного, найти для элементов имеющегося у автора ма­териала соответствующее место в структуре текста. Уже в этот момент можно и нужно сопоставить и согласовать основные соотношения стр-ры произведения и отдельных блоков. Это позволит также вынести за скобки, в отдельный блок (блоки), общий, повторяющийся материал, лучше очертить общую кар­тину. Это же, особенно если поработать над пробными глава­ми, позволит избрать удачный способ изложения, нешаблон­ную, соразмерную предмету произведения стр-ру. В про­цессе такого обсуждения задающий стр-ру заголовок будет приведен в соответствие с действительно избранной структу­рой, а соотношение и соотнесение абстрактного и конкретного материала подчинено цели произведения. Поскольку во введе­нии описывается и находит отражение стр-ра произведения, полезно, чтобы автор написал и обсудил с ред-ром пробное введение. Кстати, это облегчит и выбор стиля изложения.

Таким образом, грамотно организованная деятельность ав­тора и ред-ра позволит усовершенствовать рукопись с учетом требований, предъявляемых к структуре текста.

2. Виды изданий по характеру информации. (ГОСТ 7.60-2003),

СТБ 7.60-2004.

по характеру информации:

Научные и научно-популярные издания - монография: Научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам; сборник научных трудов: Сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ; материалы конференции (съезда, симпозиума): Непериодический сборник, содержащий итоги конференции в виде докладов, рекомендаций, решений; препринт: Научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены; пролегомены, введение: Научное или учебное издание, содержащее первичные сведения и основные принципы какой-либо науки; тезисы докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума): Научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений); автореферат диссертации: Научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

Официальные и нормативно-производственные издания - инструкция: Официальное издание, содержащее правила по регулированию производственной и общественной деятельности или пользованию изделиями и (или) услугами; прейскурант: Официальное и (или) справочное издание, содержащее систематизированный перечень материалов, изделий, оборудования, производственных операций, услуг, с указанием цен, а иногда и кратких характеристик; стандарт: Официальное издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством; уставное издание: Официальное издание, содержащее устав - свод правил, регулирующих организацию и порядок определенной деятельности.

Производственно-практические издания - инструктивно-методическое издание: Производственно-практическое издание, содержащее документы определенного типа и методические рекомендации по их использованию, адресованные специалистам в помощь их практической деятельности в рамках данного ведомства; практическое пособие: Производственно-практическое издание, предназначенное для овладения знаниями и навыками при выполнении работы; практическое руководство: Практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими-либо производственными навыками; памятка: Производственно-практическое издание, имеющее небольшой объем, содержащее практические сведения, полезные в производственной деятельности или повседневной жизни; промышленный каталог: Каталог, содержащий систематизированный перечень промышленной продукции; номенклатурный каталог: Каталог, содержащий перечень и основные технические характеристики номенклатуры промышленной серийной продукции, выпускаемой в данное время.

Учебные издания - учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания; букварь: Первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке; учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания; учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания; учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию; рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета; самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя; хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины; практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного; задачник: Практикум, содержащий учебные задачи; учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части; учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

Справочные и рекламные издания - энциклопедия: Справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке; словарь (Ндп. словарь-справочник): Справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными; энциклопедический словарь: Энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке; языковой словарь: Словарь, содержащий перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом их на другой язык; идеографический словарь: Языковой словарь, в котором языковые единицы размещены в соответствии с их смысловой близостью; орфографический словарь: Языковой словарь, дающий нормативное написание слов; разговорник: Популярный двух- или многоязычный языковой словарь, содержащий общебытовую лексику и фразеологию и служащий пособием для общения; толковый словарь: Языковой словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения; каталог: Официальное, справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг; проспект (Ндп. каталог; каталог-проспект): Справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень услуг, предметов (описание одного предмета), предназначенных к выпуску, продаже или экспонированию; путеводитель: Справочник, содержащий сведения о каком-либо географическом пункте или культурно-просветительном учреждении (мероприятии), расположенные в порядке, удобном для следования или осмотра; афиша: Рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки; различные справочники и словари.

Литературно-художественные издания - альманах: Сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку; антология: Непериодический сборник, включающий избранные литературно-художественные произведения или извлечения из них, преимущественно стихотворные; документально-художественное издание: Литературно-художественное издание, содержащее произведение, основой которого послужил документ, реальное событие или деятельность исторического лица; научно-художественное издание: Литературно-художественное издание, содержащее произведение, в основу которого положен научный факт; песенник: Сборник текстов песен, собранных по различным признакам - тематике, принадлежности одному автору, нередко сопровождаемых нотами.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: