Для духовных семинарий 72 часа (108 ч.)




Программа

учебного курса “Православная педагогика”

(“Педагогика и психология” по учебному плану,

принятому Священным Синодом)

для Духовных Семинарий Русской Православной Церкви

Основные блоки программы

 

 

I   Введение  
  II   Исторический блок  
  III   Теоретический блок  
  IV   Практический блок  
  V   Педагогическая практика  
  VI   Перечень вариативных спецкурсов  
  VII   Перечень контрольных работ и требования к их написанию  
  VIII   Вопросы для экзамена  
  IX   Словарь педагогических терминов  
  X   Перечень обязательной и дополнительной литературы  

 

Пояснительная записка

 

 

Изучение педагогической дисциплины в Духовных Семинариях было введено решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

В последние годы в обществе возникла потребность в привлечении церковнослужителей к образовательной деятельности, которая выражается в участии священника в педагогическом процессе государственных и негосударственных учебных заведений. Появилась особая потребность в просветительской деятельности, ориентированный на духовное и нравственное воспитание общества, восстановление традиционного уклада жизни россиян и дальнейшее его развитие. Возрождение приходской жизни потребовало от священника организации в различных формах воспитательной, образовательной и просветительской деятельности.

В процессе изучения учебного курса “Православной педагогики” решаются следующие задачи: подготовка будущих священнослужителей к практической педагогической деятельности на приходе и в образовательных учреждениях различного типа; раскрытие педагогического аспекта пастырской деятельности как особого церковного послушания; наполнение конкретным содержанием социального служения Церкви.

Программа включает следующие основные блоки: “теоретический и исторический”, “семейная педагогика”, “приходская педагогика”, “школьная педагогика”, ориентированные на получение теоретически обоснованного опыта педагогической деятельности.

В результате процесса обучения студенты должны: знать традиции отечественной православной педагогики; владеть основными приемами педагогической работы на приходе, в семье, в образовательных учреждениях; уметь организовать и направить деятельность приходских образовательных учреждений; иметь представление о программно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; практически использовать богословские знания в учебно-просветительской деятельности.

Особенность преподавания педагогики в духовных школах заключена в том, что проблемы духовно-нравственного становления человека рассматриваются во всех учебных курсах, изучаемых в духовной семинарии, в отличии от педагогических вузов, где эти проблемы рассматриваются в основном только в рамках гуманитарных дисциплин. Это позволяет в духовных школах достичь поставленных целей с меньшими временными затратами.

Курс педагогики для духовных семинарий является практически ориентированным.

Предлагаемая программа составлена с учетом опыта работы большинства современных духовных школ Московского Патриархата Русской Православной Церкви и предполагает наряду с аудиторными занятиями пассивную и активную педагогическую практику в образовательных учреждениях различного типа.

 

Учебно-тематическое планирование курса

 

  №   Наименование разделов и тем Все-го ча-сов Лек-ции Семи-нары, прак-тику-мы
I. Введение     -
I.1. Определение сущности и специфики православной педагогики. Место православной педагогики в пастырском служении и в системе богословских дисциплин     -
I.2. Цель, задачи и принципы православной педагогики. Основные понятия православной педагогики     -
II. Исторический обзор основных педагогических течений с православной точки зрения     -
II.1. Проблемы воспитания и образования в свете Божественного Откровения     -
II.2. Проблемы педагогики в творениях святых отцов     -
II.3. Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Православной Церкви     -
II.4. Педагогические аспекты в русской религиозной философии     -
II.5. Деятели народной школы     -
II.6. Православное рассмотрение течений неправославных педагогических течений     -
II.7. Педагогическое наследие святителя Феофана Затворника (названный семинар может быть проведен вместо одной из лекций, предложенной преподавателем для самостоятельного изучения студентами) - -  
III. Теоретические основы православной педагогики     -
III.1. Антропологические основы православной педагогики. Основные периоды жизни человека     -
III.2. Церковь и воспитание     -
III.3. Возрастная педагогики с точки зрения христианской антропологии     -
III.4. Православное понимание процесса обучения     -
III.5. Формы и методы православного образования     -
IV. Практическая педагогика      
IV.1. Пути и средства становления православного мировоззрения      
IV.2. Основные особенности работы с детьми различного возраста      
IV.3. Проблемное обучение      
IV.4. Православное воспитание в семье      
IV.5. Православное воспитание и обучение в условиях современной приходской жизни. Воскресная школа      
IV.6. Организация летнего отдыха детей      
IV.7. Духовно-просветительская деятельность в светских образовательных учреждениях и ее правовые основы      
IV.8. Социальная педагогика      
V. Педагогическая практика      
V.1. Пассивная практика. Ознакомление с опытом педагогической деятельности в воскресных школах светских образовательных заведений различного типа коррекционных учреждениях      
V.2. Активная практика. Работа под руководством наставника, выбор специализации, стажировка      
VI. Вариативные спецкурсы      
VI.1. Практикум педагогического мастерства      
VI.2. Педагогическая психология      
VI.3. Возрастная психология      
VI.4. Практическая психология      
VI.5. Коррекционная работа с детьми, страдающими задержкой психического развития, наркоманией, алкоголизмом, половой распущенностью, девиантным поведением      
VI.6. Церковное краеведение. Тематика и объем спецсеминаров определяется наличием воцерковленных специалистов и возможностями учебного плана. Учебная программа спецкурса рассматривается на заседании кафедры или методической комиссии, утверждается советом духовной семинарии и высылается в учебно-методический кабинет учебного комитета      

 

 

Учебная программа курса “Православная педагогика”

для духовных семинарий 72 часа (108 ч.)

 

I.Введение (6 часов)

Тема 1. Определение сущности и специфики православной педагогики. Место православной педагогики в пастырском служении и в системе богословских дисциплин.

Православная педагогика как педагогика воцерковления. Онтологический и сотериологический характер православной педагогики.

Педагогическая деятельность пастыря как особое церковное послушание. Литургическая жизнь прихода как основа педагогической деятельности пастыря. Связь православной педагогики с основным богословием, нравственным богословием, патрологией, Библейской историей, гомилетикой, церковной историей, миссиологией, пастырским богословием и пастырской практикой.

Тема 2. Цель, задачи и принципы православной педагогики. Основные понятия православной педагогики.

Основная цель православной педагогики - воцерковление человека как основа богоугодной спасительной жизни.

Задачи православной педагогики: передача душеполезного опыта, сохранение церковных традиций в семье, приходе, школе, помощь в становлении добродетелей и искоренении пороков.

Принципы православной педагогики: Христоцентричность, церковность, антропологические представления о человеке как об образе и подобии Божием, построение нравственно-педагогического взаимодействия по требованиям христианского совершенства, принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы, принцип иерархичности и послушания, целомудрия, разумно-деятельной любви, принцип приоритета духовно-нравственного воспитания над обучением, обретение истинной свободы во Христе и служение в ней Богу, Церкви и Отечеству.

Основные понятия православной педагогики: образование, воспитание, обучение, просвещение, педагогический процесс.

Предмет православной педагогики.

 

II.Исторический обзор основных педагогических течений с православной точки зрения

Тема 1. Проблема воспитания и образования в свете Божественного Откровения, 2 ч.

Ветхозаветное учение о воспитании. Воспитание Богоизбранного народа. Согласованность семейного воспитания с Откровением. Воспитательное значение Синайского законодательства. Христианство и воспитание. Соединение с Богом - главная задача человека. Христианский идеал воспитания и образования.

Тема 2. Проблемы воспитания и образования в творениях святых отцов.

Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании. Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании и образовании. Учение отцов и учителей Церкви IV века о воспитании и образовании.

Тема 3. Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Православной Церкви.

Роль русских святых в духовном воспитании общества. Святитель Филарет, митрополит Московский. Епископ Феофан, Вышенский Затворник. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дидактика священномученика Фаддея (Успенского). Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

Тема 4. Педагогические аспекты в русской религиозной философии. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин.

Тема 5. Деятели народной школы. Н.И. Ильминский, С.А. Рачинский, К.П. Победоносцев.

Тема 6. Православное рассмотрение неправославных педагогических течений. Краткий обзор педагогики дохристианского мира, средневековья, европейского “Возрождения”, нового и новейшего времени.

Тема 7. Педагогическое наследие святителя Феофана Затворника.

Семинарское занятие.

 

III.Теоретические основы православной педагогики

Тема 1. Антропологические основы православной педагогики. Основные периоды жизни человека.

Православная антропология, ее значение для педагогики. Образ Божий в человеке, богословское понятие личности. Иерархичность и целостность человеческой природы. Следствие грехопадения, понятие о первородном грехе. Домостроительство спасения во Христе.

Тема 2. Церковь и воспитание.

Воспитание как обретение свободы в процессе воцерковления. Онтологические и нравственные границы свободы. Воспитание как приобщение к святости Божией через церковную жизнь. Воспитание как привитие любви во Христу, Церкви и Образу Божию в человеке. Воспитание и развитие, воспитание и духовное становление человека. Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни.

Тема 3. Возрастная педагогика с точки зрения христианской антропологии.

Особенности первого года жизни ребенка. Детство. Отрочество. Юношество. Наследственность и воспитание в святоотеческом толковании. Возрастная педагогика и психология развития и духовного становления детей с точки зрения христианской антропологии.

Тема 4. Православное понимание процесса обучения.

Понятие о педагогическом процессе, его основные условия и факторы. Сферы педагогического взаимодействия. Педагогический процесс как особая разновидность социального процесса, его характерные черты. Формы и методы обучения в православной семье, приходской и церковной жизни, образовательных учреждениях. Процесс обучения как педагогическая поддержка врожденного стремления человека к познанию истины.

Согласованность образования, формы, методов и средств с христианским вероучением и церковной жизнью. Благочестие детей как основа успешного обучения.

Тема 5. Формы и методы православного образования.

Духовное значение православного образования. Основные формы православного образования: семья, церковно-приходские, воскресные школы, гимназии и др. Образовательные учреждения различного типа.

Основные формы обучения: индивидуальное, групповое, классно-урочное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: