Рынок – механизм, который служит для сведения вместе покупателей и продавцов и обеспечения обменной операции.
Признаки рынка:
1. Нерегулируемый спрос
2. Нерегулируемое предложение
3. Нерегулируемая цена
Основной закон рынка – закон спроса и предложения.
Спрос – это желание людей приобрести тот или иной товар, те или иные блага.
Величина спроса – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.
Закон спроса – повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса, и наоборот (обратная взаимосвязь)
.
Кривая спроса: Р - цена, Q- величина спроса.
Факторы спроса:
1. Ценовые
2. Неценовые
- вкусы потребителей
-число потребителей на рынке
-доходы потребителей
-потребительские ожидания изменения цен и доходов
-цены на взаимосвязанные товары (автомобиль-бензин)
-цены на взаимозаменяемые товары (кофе-чай)
-культурные традиции, обычаи.
Взаимосвязанные товары – товары, которые не могут существовать друг без друга
Взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые удовлетворяют аналогичные потребности.
Предложение – это желание или намерение продавца предложить свой товар или услуги к продаже.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить на рынок в данный период времени и в данном месте при определённому уровне рыночной цены на этот товар или услугу
Закон предложения – повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения, и наоборот (прямая взаимосвязь).
Кривая предложения:
|
Факторы предложения.
1. Ценовые
2. Неценовые
- цены на ресурсы
-технология производства
-налоги
-дотации
-цены на другие товары
-ожидания изменения цен
-число продавцов на рынке
Рынок находится в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.
Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном соотношении величина спроса при изменении цены на 1%.
На эластичность спроса может влиять:
-наличие товара-заменителя
-удельный вес товара в потребительском бюджете
-степень насыщенности потребности
-доступность товара.
Ажиотажный спрос – особая модель потребительского поведения: слухи о росте цен- массовая скупка товаров – дефицит – рост цен
Функции рынка:
1. Информационная (сообщает о новой продукции)
2. Регулирующая (распределение ресурсов по отраслям)
3. Стимулирующая (повышение качества, сокращение издержек)
4. Санирующая (конкуренция)
5. Посредническая (соединение производителей и потребителей
Равновесная цена или сбалансированная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. Равновесная цена, это: цена, при которой спрос и предложение равны...
На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Типы рынков:
1) По экономическому назначению объектов рыночных отношений
-Рынок товаров потребления и средств производства
-Рынок рабочей силы (биржа труда)
-Рынок капиталов (фондовая биржа)
-Рынок информации
2) По географическому положению
|
-Местный
-Национальный
-Мировой
3) По характеру продаж
-Оптовый
-Розничный
4) По характеру функционирования
- Стихийный
- Регулируемый
- Теневой или нелегальный
5) По доминированию рыночных отношений
- Рынок продавцов
- Рынок покупателей
Монопсония – ситуация на рынке, когда много продавцов и мало покупателей.
6) По степени ограничения конкуренции (Типы рыночной конкуренции)
· Совершенная (чистая) – на рынке представлено значительное количество различных по масштабу фирм – производителей сходной продукции.
· Монополистическая – на фоне мелких, средних и крупных фирм формируются и действуют монополистические объединения.
Олигополия – рынок поделён между несколькими монополиями. Господство нескольких бредовых фирм, которые диктуют остальным цены.
· Монополия – на рынке представлен один производитель. Один производитель, нет близких заменителей товара.
· Монопсония – на рынке при разнообразии производителей представлен один покупатель, обычно государство.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Конкуренция (от позднелат. – сталкиваться) – борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Конкурировать - соперничать, сталкиваться, участвовать в конкуренции.
Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.
|
Обычно выделяют четыре типа рынка:
1. совершенная (чистая) конкуренция, (идеал, который практически не существует)
2. монополистическая конкуренция,
3. олигополия,
4. чистая монополия.
Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.