Спрос. Предложение. Равновесная цена




Рынок – механизм, который служит для сведения вместе покупателей и продавцов и обеспечения обменной операции.

 

Признаки рынка:

1. Нерегулируемый спрос

2. Нерегулируемое предложение

3. Нерегулируемая цена

 

Основной закон рынка – закон спроса и предложения.

 

Спрос – это желание людей приобрести тот или иной товар, те или иные блага.

 

Величина спроса – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.

 

Закон спроса – повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса, и наоборот (обратная взаимосвязь)

 

.

 

Кривая спроса: Р - цена, Q- величина спроса.

Факторы спроса:

1. Ценовые

2. Неценовые

 

- вкусы потребителей

-число потребителей на рынке

-доходы потребителей

-потребительские ожидания изменения цен и доходов

-цены на взаимосвязанные товары (автомобиль-бензин)

-цены на взаимозаменяемые товары (кофе-чай)

-культурные традиции, обычаи.

 

Взаимосвязанные товары – товары, которые не могут существовать друг без друга

 

Взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые удовлетворяют аналогичные потребности.

 

Предложение – это желание или намерение продавца предложить свой товар или услуги к продаже.

 

Величина предложения это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить на рынок в данный период времени и в данном месте при определённому уровне рыночной цены на этот товар или услугу

 

Закон предложения повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения, и наоборот (прямая взаимосвязь).

 

 

Кривая предложения:

 

 

 

Факторы предложения.

1. Ценовые

2. Неценовые

- цены на ресурсы

-технология производства

-налоги

-дотации

-цены на другие товары

-ожидания изменения цен

-число продавцов на рынке

 

Рынок находится в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.

Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном соотношении величина спроса при изменении цены на 1%.

 

На эластичность спроса может влиять:

-наличие товара-заменителя

-удельный вес товара в потребительском бюджете

-степень насыщенности потребности

-доступность товара.

 

Ажиотажный спрос – особая модель потребительского поведения: слухи о росте цен- массовая скупка товаров – дефицит – рост цен

 

Функции рынка:

1. Информационная (сообщает о новой продукции)

2. Регулирующая (распределение ресурсов по отраслям)

3. Стимулирующая (повышение качества, сокращение издержек)

4. Санирующая (конкуренция)

5. Посредническая (соединение производителей и потребителей

 

Равновесная цена или сбалансированная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. Равновесная цена, это: цена, при которой спрос и предложение равны...

На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Типы рынков:

1) По экономическому назначению объектов рыночных отношений

-Рынок товаров потребления и средств производства

-Рынок рабочей силы (биржа труда)

-Рынок капиталов (фондовая биржа)

-Рынок информации

2) По географическому положению

-Местный

-Национальный

-Мировой

3) По характеру продаж

-Оптовый

-Розничный

4) По характеру функционирования

- Стихийный

- Регулируемый

- Теневой или нелегальный

5) По доминированию рыночных отношений

- Рынок продавцов

- Рынок покупателей

 

Монопсония – ситуация на рынке, когда много продавцов и мало покупателей.

 

6) По степени ограничения конкуренции (Типы рыночной конкуренции)

· Совершенная (чистая) – на рынке представлено значительное количество различных по масштабу фирм – производителей сходной продукции.

· Монополистическая – на фоне мелких, средних и крупных фирм формируются и действуют монополистические объединения.

Олигополия – рынок поделён между несколькими монополиями. Господство нескольких бредовых фирм, которые диктуют остальным цены.

· Монополия – на рынке представлен один производитель. Один производитель, нет близких заменителей товара.

· Монопсония – на рынке при разнообразии производителей представлен один покупатель, обычно государство.

 

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

 

Конкуренция (от позднелат. – сталкиваться) – борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Конкурировать - соперничать, сталкиваться, участвовать в конкуренции.

 

Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.

 

Обычно выделяют четыре типа рынка:

1. совершенная (чистая) конкуренция, (идеал, который практически не существует)

2. монополистическая конкуренция,

3. олигополия,

4. чистая монополия.

 

 

Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: