Концепция тренажерной подготовки




Введение

 

Налаженная правильная работа электростанции это тяжелый и трудоемкий процесс. Поддержание такого уровня работы станции не менее легкая задача. Большая ответственность ложится на оперативны персонал, так как они управляют основными и главными процессами. Поэтому необходимо уделять большое внимание их квалификации, т.е. проводится постоянна работа с оперативным персоналом.

Работа с персоналом включает мероприятия по следующим направлениям:

) проверки на знание нормативных технических документов по эксплуатации, пожарной безопасности и охране труда;

) инструктажи;

) контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки;

) повышение квалификации;

) организация работы технических библиотек, кабинетов по технике безопасности и пожарной безопасности, центров и пунктов тренажерной подготовки;

) проверка рабочих мест.

Тренировки оперативного персонала проводятся на специальных тренажерах, которые моделируют различные аварийные ситуации. И поле пройденной тренировки можно отследить ошибки или не точности допустимые персоналом.

Такие тренировки позволяют подготовить персонал к различным ситуациям, которые могут возникнуть на станции.

 


Концепция тренажерной подготовки

 

Тренажерная подготовка позволяет разыгрывать на математических моделях, составляющих основу тренажеров, разнообразные ситуации, которые могут встретиться на практике, в том числе самые маловероятные аварии, не рискуя при этом оборудованием станции.

Тренажерные подготовки студентов и специалистов, уже работающих на электростанциях при очень многих общих чертах содержат некоторые отличия. Например, для специалистов главная задача выработка навыков управления конкретным агрегатом, доведение их до автоматизма. Для студентов же эта задача не центральная, хотя она также должна предусматриваться. Для них главное обеспечить глубокое понимание сути физических процессов при тех или иных ситуациях (особенно нештатные), видеть набор альтернативных решений и прогнозировать развитие ситуации при каждом из них. Другими словами, студентов необходимо научить думать, принимая решения, а работников электростанций, уже прошедших студенческий этап обучения, научить действовать автоматически, мгновенно оценивая ситуацию и принимая решения. При этом не следует противопоставлять эти этапы тренажерного обучения: на первом этапе должна быть заложена фундаментальная база для развития интуиции, быстрого ориентирования в нештатных ситуациях и их распознавания.

Еще одно отличие состоит в том, что подготовка сотрудников электростанций обычно ориентирована на конкретный блок, подготовка же студентов должна быть более универсальной, направленной на изучение различных типов энергоблоков, а с учетом того, что продолжительность деятельности тренажера после окончания вуза превышает тридцать лет, также перспективных типов. Соответственно могут отличаться и тренажеры.

Концепцию непрерывной вузовской и поствузовской подготовки специалистов целесообразно реализовать путем трехэтапной тренажерной подготовки. На первом этапе необходимо предусмотреть решение ситуационных задач на персональных ЭВМ, работающих в диалоговом режиме, с постепенным усложнением задач (концептуальная тренажерная подготовка). При этом вырабатывается умение думать, искать альтернативные решения. Этот этап должен стать, пожалуй, главным в вузовской подготовке. В завершающей части этапа желательно проведение деловых игр с участием нескольких студентов, по условиям игры выполняющим разные функции на электростанции. В числе таких игр могут быть противоаварийные тренировки.

Второй этап должен включать подготовку на имитаторах и локальных тренажерах, где воспроизводятся отдельные технологические процессы, а также реальные устройства управления теми или иными системами. Третий этап (в вузовской подготовке его целесообразно совместить с эксплуатационной практикой) основной в послевузовском повышении квалификации эксплуатационного персонала. На этом этапе проводится подготовка на полномасштабных тренажерах, модулирующих конкретные энергоблоки. Разумеется, разделение тренажерной подготовки на этапы в известной степени условно. Каждая ступень подготовки и повышения квалификации специалистов может в той или иной мере включать в себя три этапа.

Сказанное выше определяет специфику математических моделей тренажеров. Они должны строиться по двухуровневому принципу: нижний уровень это математические модели физических процессов в оборудовании энергоблока; верхний (обучающий алгоритм) реализация в форме диалога обучающегося с ЭВМ или иным способом педагогического сценария развития той или иной эксплуатационной ситуации с разветвленным деревом ложных ходов для того, чтобы на каждом шагу обучающийся вынужден был принимать решения, проводить выбор между альтернативными вариантами. Для математической модели нижнего уровня наиболее приемлем модульный принцип построения.

Общая модель энергоблока представляет собой при этом комплекс модулей, каждый из которых соответствует какому-либо физическому процессу в элементе блока. Заменой отдельных модулей можно изменять структуру энергоблока, его тип, что придает модели свойство универсальности. Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность моделирования процессов как детализированными, так и упрощенными моделями, что обеспечивает решение разнообразных задач, а также позволяет использовать тренажер как исследовательский стенд для поиска новых, еще не применяемых решений.

Представляется перспективной концепция развивающегося тренажера, при которой можно дополнять его новыми типами и модификациями оборудования, новыми технологическими режимами, неизвестными в момент создания тренажера.

Наконец, в математических моделях тренажеров целесообразно применять переменный масштаб времени. Это обеспечивает на начальном этапе обучать в замедленном темпе для лучшего усвоения физических особенностей рабочих процессов в той или иной ситуации, а также приспосабливать скорость этих процессов к реальным возможностям каждого обучающегося. В дальнейшем темп работы ускоряется вплоть до работы в реальном и даже более быстром масштабе времени.

 


Поколения тренажеров

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: