Организационное поведение
Менеджмент
Рабочая программа, планы семинарских занятий, методические указания к
курсовой работе для студентов гуманитарного факультета МАИ
Москва 2012
Предисловие
Дисциплина «Организационное поведение» относится к профессиональному учебному циклу ООП.
Изучение дисциплины «Организационное поведение» играет большую роль в формировании профессиональных способностей и личностных качеств будущих специалистов в области управления персоналом и руководителей разных уровней управления.
Изучение дисциплины «Организационное поведение» логически связано и базируется на таких дисциплинах, как «Общая психологи», «Теория организаций», «Основы менеджмента», «Социология и психология управления», «Социальная психология», «Психофизиология профессиональной деятельности», ««Экономика и социология труда», «Организация труда персонала», «Социология». В дальнейшем, она обеспечивает такие дисциплины, как «Управление человеческими ресурсами», «Конфликтология», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Организационная культура», «Мотивация трудовой деятельности», «Этика деловых отношений», «Принятие управленческих решений».
Целями освоения дисциплины «Организационное поведение» являются:
- формирование системы теоретических и методологических знаний о современных формах и методах воздействия на поведение личности, группы для повышения эффективности работы организации, в том числе, аэрокосмической отрасли, разработки кадровой политики и стратегии управления персоналом организации;
- приобретение знаний и практических навыков функционального анализа поведения индивидов и групп в организации,
-освоение методик и практического опыта по изучению способов изменения поведения индивида, группы в соответствии с целями организации;
- изучение основных стратегий повышения частоты функциональных форм поведения и уменьшения дисфункциональных, формирование навыков их применения в практической деятельности,
- обучение современным подходам по выбору эффективных моделей организационного поведения и методов управления персоналом организации, направлений их совершенствования;
- формирование у студентов знаний и навыков принятия управленческих решений и оказания консультативной помощи линейным и функциональным менеджерам по вопросам управления персоналом.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Организационное поведение»:
Программа дисциплины направлена на формирование у будущих специалистов общекультурных компетенции, как:
- системное мышление, способность обобщать и анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, готовность к практической реализации теоретических положений в управленческой деятельности по отношению к персоналу, а также компетенций, связанных:
- с комплексным видением роли и места человеческих ресурсов в развитии общества;
- пониманием современных проблем управления персоналом в организации;
- умением анализировать информацию о современных научных исследованиях в области мотивации работников, занятости, состояния рынка труда;
- представлением о наиболее перспективных направлениях научного поиска в области современных методов управления персоналом;
- пониманием взаимосвязи управления организацией в целом и её персоналом;
- способностью всесторонне рассматривать и оценивать задачи повышения эффективности использования и развития персонала.
Изучение дисциплины формирует следующие п рофессиональные компетенции:
-участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, кадровой и т.д.);
-формирование организационной и управленческой структуры организаций;
-организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
-контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
-мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.
- способность формировать кадровую политику и стратегию управления поведением работника и коллектива.;
- развитие таких качеств, как лидерство, коммуникабельность, инициативность, внимательность к людям;
- знание методов, подходов, технологий диагностики, прогнозирования и коррекции поведения в организации;
- гибкость, ориентация на качество и результативность работы;
- способность оценивать эффективность кадровых решений, использовать навыки решения задач формирования трудового поведения персонала, анализа факторов, влияющих на поведение индивидов и групп.
В результате освоения дисциплины «Организационное поведение» обучающийся должен
Знать:
· особенности управления организационным поведением в условиях рыночной экономики;
· основные концепции производственного поведения,
· новые направления развития теории и практики совершенствования системы организационного поведения
· типологии личности
· методы конструирования организации, формы влияния организационной структуры и организационной культуры на поведение работника;
· основные способы и параметры измерения и оценки эффективности производственного поведения,
· содержание базовых технологий управления производственным поведением;
· общеупотребительные и частные методы воздействия на объект (индивида, группу, организацию) с целью получения необходимых результатов.
Уметь:
- выявлять индивидуальные различия работников и их связь с поведением для повышения результативности деятельности организации
- формировать рабочие группы и команды
- проводить оценку результатов труда и тестирование личных качеств работников.
- разрабатывать оценочные, мотивационные и поощрительные программы для работников организации
- управлять поведением работников в конфликтных ситуациях;
- создавать условия и возможности использования власти лидером организации.
- проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации.
- выявлять коммуникативные ошибки в управленческом общении, которые снижают эффективность деятельности организации
- управлять карьерой работника
- подбирать и расставлять персонал в соответствии с индивидуально-психологическими характеристиками работников
- анализировать социальную эффективность проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом организации.
- проводить мероприятия, определяемые внутренними регламентами организации,
- проводить внутреннее обучение сотрудников организации принципам эффективного производственного поведения,
- производить оценку эффективности управленческих технологий, определяющих характер производственного поведения сотрудников организации.
Владеть:
- методами активного воздействия на социально-психологический климат в коллективе
- методами диагностики личностных качеств работников
- методами диагностики социально-психологического климата
- методами выявления стиля управленческой деятельности руководителя
- базовыми технологиями управления производственным поведением;
- методами управления межличностными и межгрупповыми конфликтами
- методами преодоления сопротивления организационным изменениям
- методами управления стрессом в организации
- методами планирования и прогнозирования поведения персонала;
- методами расстановки, социализации, трудовой адаптации персонала организации, в том числе в межкультурной среде
- методами повышения эффективности межличностных коммуникаций