Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.




Ход урока

Организационный момент

Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Когда мы говорим о настроении, мы говорим о состоянии души. Что такое душа?

Я сегодня волнуюсь, потому что хочу предложить вам поговорить по душам.

Что значит “разговор по душам”?

Проблемный вопрос к уроку.

Вдохновило меня на этот разговор по душам произведение известного русского писателя 20 века Андрея Платоновича Платонова.

Что особенного заметили в имени?

Что такое псевдоним?

Его псевдонимом послужило имя отца: Платон – Платонов.

Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря – железнодорожника Платона Климентова. Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр.

За свою жизнь он прошёл через много специальностей. Литература становится главным делом жизни. На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена из юности, когда он, старший, по -матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя.

Подготовка к восприятию сказки

Прослушайте стихотворения Л.Татьяничевой:

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.

Как вы понимаете слова “Хорошеть самому?”

( Если делать людям добро, то человек сам становится добрым.

Добро всегда побеждает зло. Доброта делает человека красивым и радостным, счастливым.

Делать добро для друзей и окружающих. Надо делать добро не только словами, но и делами.).

- Какие ассоциации у вас возникают со словом “цветы”?

- Цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным, кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая, беззаботная.

Каким вы представили цветок?

Выскажите свои предположения. Посмотрите рисунки к этому произведению, которые вы заранее нарисовали.

- В каком году было написано это произведение?

- Посмотрите на годы жизни писателя.

Это произведение было написано незадолго до смерти писателя.

Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, это маленькое произведение было высоко оценено.

К рисункам учитель добавляет иллюстрацию по произведению А. Платонова “Неизвестный цветок”.

- Какой фрагмент вы видите на данной иллюстрации?

- Как художник изобразил необыкновенность цветка?

- Сумел ли художник изобразить отношение Даши к цветку и стремление пионеров удобрить землю на пустыре?

- Этот цветок не похож на другие. Он не такой яркий, не такой красивый. Тоненький, слабенький, одинокий, растёт среди камешков.Он из сказки А.Платонова “Неизвестный цветок”. Значит, он сказочный. О неизвестном цветке, который не похож на другие, мы с вами сегодня и будем размышлять.

- Сказка-это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, “вечные” истины. В конце работы мы дадим ответ на вопрос: Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает нам писатель А. Платонов?

Прочитайте самостоятельно название сказки и подумайте, о чём может быть произведение с таким названием?

Как вы думаете, может это произведение быть сказкой?

- Что такое сказка?

Какими чертами обладает любая сказка?.

О чем может идти речь в этой сказке?

Как вы думаете, может это произведение быть былью?

Что такое быль?

О чем может идти речь в этой были?

Как автор определил жанр своего произведения?

Почему автор объединил несовместимые жанры?

Давайте прочитаем это произведение и ответим на этот вопрос.

Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

- «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением.

Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.

- коллективное чтение

- Прерванное чтение.

На стр. 91 после слов…И вот шла однажды девочка Даша мимо того пустыря…- остановить чтение.

-Как вы думаете, что произойдет в следующий момент?

А хотите узнать авторский вариант?

- Предлагаю продолжить чтение и узнать, что произошло в сказке дальше.

Первичное восприятие

Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства испытали?

Физкультурная минутка.

Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели).

Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встают). Цветок вырастил большие листья (руки в стороны) Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья земле, увлажняя почву. Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка. Как вы изобразили радость? Подарите еще раз друг другу свои улыбки. Какие вы сейчас красивые! Улыбайтесь красоте, друг другу, добру и ваша волшебная улыбка возвратится к вам с радостью. Окружающий нас мир - это волшебное зеркало. Садитесь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: