Маржинальный анализ финансовых результатов.




Для проведения маржинального анализа необходимо разделить все затраты на постоянные и переменные. Основой маржинального анализа является показатель маржинального дохода (МД): МД = Выручка от продаж – Переменная себестоимость продаж или МД = Постоянные расходы + Прибыль. Основная проблема: разделение условно-постоянных (условно-переменных) затрат на постоянную и переменную части и приведение их к уравнению совокупных затрат, отражающему колебания общих затрат от изменения объема производства: Y=a+bX, где Y – общая сумма расходов, X – объем реализации в натуральном выражении.

Экономическое содержание маржинального дохода – покрытие постоянных расходов, кот. предприятие несет в любом случае, даже если N=0. Исходное уравнение для анализа – взаимосвязь между выручкой, себестоимостью и прибылью: N=S+P. Если предприятие работает с прибылью, то P 0, если – с убытком, то P 0. Момент перехода из одного состояния в другое, т.е. при P=0 (выручка от реализации равна затратам) – критическая точка безубыточности. Для расчета критической точки: S=SПЕР+SПОСТ=SЕД.ПЕР q+SПОСТ, где SЕД.ПЕР – переменные расходы на единицу продукции, q – количество единиц продукции. Тогда N=SЕД.ПЕР q+SПОСТ+P, или N=ЦЕД q, где P – прибыль, ЦЕД – цена единицы продукции. Так как P=N–S, то P=ЦЕД q–(SЕД.ПЕР q+SПОСТ)=q(ЦЕД–SЕД.ПЕР)–SПОСТ , отсюда q=(SПОСТ+P)/(ЦЕД.ПРОД–SЕД.ПЕР), так как P=0 в критической точке, то qКР=SПОСТ/(ЦЕД.ПРОД–SЕД.ПЕР). Метод удельного маржинального дохода: критическая точка – частное от деления постоянных расходов на маржу с единицы продукции (при расчете в натуральном выражении) или с 1руб. продукции (в стоимостном выражении).

Анализ "объем – затраты – прибыль" позволяет определить запас финансовой прочности (кромку безопасности), которая показывает насколько может сократиться объем реализации, прежде чем предприятие начнет нести убытки: Запас финансовой прочности, % = (Планируемая выручка от продажВыручка в точке безубыточности) / Планируемая выручка от продаж 100% – отвечает на вопрос: • какой объем продаж необходим для достижения безубыточности; • какой объем продаж позволит достичь ожидаемого объема прибыли; • какую прибыль можно получить при заданном уровне увеличения объема продаж; • какое влияние на сумму прибыли окажет изменение в цене продукции, переменных и постоянных затрат, в объеме производства; • какова должна быть минимальная критическая цена продукции, которая обеспечит безубыточность.

Один из приемов маржинального анализа расчет операционного рычага (левериджа) – соотношение маржинального дохода и прибыли. Эффект операционного рычага говорит о возможности снижения себестоимости за счет постоянных расходов, а значит, и о повышении прибыли при увеличении объема продаж. Начиная с точки безубыточности рост объема продаж приводит к значительному увеличению прибыли, т.к. оно начинается с нулевого уровня. Последующий рост продаж увеличивает прибыль в меньшей степени по сравнению с предыдущим уровнем. Эффект рычага снижается по мере того, как объем продаж увеличивается по сравнению с критической точкой, т.к. база, с которой сравнивается увеличение прибыли, постепенно становится больше. Операционный рычаг действует в обоих направлениях, как при увеличении, так и при снижении объема продаж. Чем ближе ожидаемые продажи к равновесному состоянию, тем чувствительнее к изменению объемов реализации прибыль. Предпринимательская деятельность сопровождается при этом повышением рентабельности производства и одновременно – предпринимательских рисков. Следовательно, предприятие может управлять рисками, влияя на размер ожидаемых продаж, а также контролируя структуру постоянных и переменных затрат.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: