Федеративное устройство.




Основы конституционного право Швейцарии

Конституция Швейцарской Конфедерации: общая характеристика.

Конституционные основы правового статуса личности.

Центральные органы власти Швейцарии.

Федеративное устройство.

Швейцария –одно из старейших демократических государств с республиканской формой правления. Это высокоразвитая и индустриально-аграрное федеративное государство Центральной Европы. Столица- г. Берн, г. Лозанна- место пребывания федеральных судебных органов При большинстве немецкоговорящего населения в Швейцарии в качестве официальных признаны 4 языка - немецкий, французский, итальянский и ретороманский.

Конституция 1848 года была первой национальной Конституцией Швейцарии. Из непрочного союза государств –кантонов Швейцария превратилась в единое союзное государство. Был создан постоянный федеральный орган исполнительной власти- союзный совет из 7 членов, избираемых федеральным законодательным органом. Федеральный законодательный орган состоял из двух палат - национального совета и совета кантонов. Союзный совет был наделен правом выпускать деньги, регулировать таможенные правила, определять внешнюю политику. Церковь была отделена от государства, принятые единые меры длины, единая валюта, отменена местная таможня. В качестве федеральной столицы выбран Берн. Тогда же был утвержден национальный флаг государства.

В 1874 году была принята новая федеральная Конституция Швейцария, которая действовала 100 лет – вплоть до принятия в 1999г ныне действующая Конституция Швейцарии. После довольно длительной разработке новая конституция Швейцарии была одобрена парламентом в 1998 году и в 1999 г принята на референдуме. Она вступила в силу 1 января 2000 года.

Действующая конституция состоит из преамбулы и 6 частей, объединяющих 196 статей, из которых последняя охватывает 16 переходных положений. В первой части Конституции Швейцарии сформулированы принципы и цели построения и действия правового федеративного государства, а также индивидуальной и общественной ответственности. Государство провозглашается Швейцарской конфедерацией, состоящей из 26 кантонов.

Основные конституционные изменения коснулись вопросов регулирования прав и свобод личности, прав гражданства и социальных целей. Соответствующие положения не только значительно расширены, но и представлены единым блоком во второй ее части.

Часть третья конституции, именуемая «Союз, кантоны и общины» устанавливает принципы отношений между этими тремя уровнями управления, четко и подробно регламентирует распределение компетенции между ними в основных сферах общественной жизни, а также закрепляет право заключать между собой договоры, создавать совместные организации и учреждения.

В части 4 конституции Швейцарии содержаться нормы, касающиеся непосредственно политического волеизъявления. В качестве требований к наделению политическими правами по вопросам союзного ведения Конституция называет наличие швейцарского гражданства, достижение 18 –летнего возраста и не лишение дееспособности из- за душевного заболевания или слабоумия.

Пятая часть конституции под названием «Союзные власти» определяет избираемость, несовместимость, срок полномочий выборных лиц, ответственность государства и участие кантонов. Центральными органами страны являются – Союзное собрание- парламент, Союзный совет- правительство, Союзный суд, которые осуществляют полномочия в рамках своей компетенции независимо друг от друга.

Шестая часть Конституции Швейцарии устанавливает порядок ее пересмотра и содержит переходные положения. В качестве принципа пересмотра Конституции называет возможность такого пересмотра в любое время, причем полностью или частично. При полном пересмотре конституции его инициатором могут выступать народ или одна из палат парламента либо само Союзное собрание. Народная инициатива полного и частичного пересмотра конституции должна исходить не менее чем от 100 тыс. избирателей. Пересмотренная конституция вступает в силу, как только народ и кантоны одобрят пересмотр.

Конституция 1999 г провозгласила широкий перечень основных личных прав и свобод. Первейшее значение отдано свободе вероисповедания и свободе совести. Каждый человек свободен в выборе своей веры или своего мировоззренческого убеждения.

Конституционное закрепление получили право на человеческое достоинство, право на свободу мнения и информации, под охраной в сфере частной жизни понимается то, что каждое лицо имеет право на уважение его частной и семейной жизни, его жилища, а также личной переписки, почтовой и телесвязи. Каждое лицо имеет право на защиту от злоупотребления его личными данными. Заслуживает внимания решение языкового вопроса в многоязычной Швейцарии. Согласно конституции национальными языками названы немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Ограничение свободы использования родного языка основываются на двух основных исторических принципах.

Во-первых, это территориальный принцип. Так как в немецкоговорящих кантонах либо коммунах официальным языком местной администрации, школьного образования является немецкий язык. Тот же порядок существует и во франкоговорящих, и италоговорящих кантонах и коммунах.

Во-вторых, личный принцип, согласно которому, каждый швейцарский гражданин, где бы он не находился на территории Конфедерации, имеет право говорить на родном национальном языке и общаться на нем с федеральными чиновниками, администрацией.

Следующий важнейший блок- это конституционные гарантии прав личности в области демократического судопроизводства. Так в конституции 1999 года закрепление получили презумпции невиновности, запрет на смертную казнь, право каждого гражданина на то, чтобы его дело рассматривалось независимым и беспристрастным судом и разрешалось в разумный срок.

В Конституции Швейцарии закрепляется ряд непривычных для конституционного уровня прав. Так специально закрепляется право на заключение брака и семью. Ст. 11 говорит о том, что дети и подростки имеют право на особую охрану их неприкосновенности и на содействие их развитию.

Отдельный раздел Конституции посвящен важнейшим политическим правам- свободе мнения и информации, свободе собраний.

Также среди политических прав и свобод швейцарцев следует назвать право на осуществление народной законодательной инициативы и референдум. Именно в этом государстве важнейшие институты непосредственной демократии стали реальными, почти повседневным способом участия граждан в управлении делами государства, кантона, общины.

В Швейцарии различаются обязательный и факультативный референдумы, причем итоги референдума определяются в одних случаях общим голосованием народа, а в других- голосованием народа и кантонов, когда для положительного решения требуется согласие большинства участвовавших в голосовании избирателей по стране в целом, а также согласие большинства избирателей в большинстве кантонов.

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают:

1 обязательный референдум- конституционный референдум (на всенародное голосование выносится проект Конституции или конституционные поправки).

2 факультативный референдум- законодательный референдум(предмет референдума- проект закона)

Граждане Швейцарии несут следующие обязанности:

- налоговую обязанность;

-воинскую повинность (каждый гражданин Швейцарии мужского пола является военнообязанным. Граждане непригодные к прохождению военной службы, выплачивают определенную сумму в качестве компенсации).

-обязанность голосовать (в ряде кантонов неисполнение обязанности голосовать наказывается незначительным денежным штрафом).

Парламент. Союзное собрание- центральный законодательный представительный орган Швейцарии, осуществляющий верховную власть в государстве. Национальный совет и Совет кантонов- самостоятельные палаты парламента- по Конституции равноправны.

Национальный совет состоит из 200 депутатов, избираемых посредством прямых выборов на основе пропорциональной системы по избирательным округам каждые 4 года. Причем каждый кантон образует один избирательный округ.

Совет кантонов состоит из 46 делегатов кантонов. От 20 кантонов избирается по 2 делегата, и от 6 кантонов - по 1 делегату. Срок полномочий депутата палаты -4 года. Палаты самостоятельны и заседают раздельно. При принятии решения Союзным собранием необходимо согласие обеих палат.

Важнейшая компетенция Союзного собрания - и это одна из особенностей Швейцарии- заключается в том, что в Конституции закрепляется обязанность проверки эффективности государственных мер парламентом. Парламент обязан следить за тем, чтобы меры, предпринимаемые Конфедерацией, проверялись на предмет их эффективности.
Важным вспомогательным органом парламента при проведении проверок эффективности и подведение их итогов является Служба Парламентского административного контроля. Еще более важную роль играет Государственный финансовый контроль, оказывающий поддержку парламенту и правительству при выполнении ими своих финансовых и надзорных компетенций. Данное ведомство является счетной палатой и проводит проверки государственных мер не только на предмет их правильности и легитимности, но также и экономичности.

Правительство. Исполнительная власть осуществляется Союзным советом, состоящим из 7 членов, избираемых Национальным советом после его переизбрания. В состав правительства входят депутаты от разных кантонов. Глава союзного совета - президент Конфедерации, избирается союзным собранием из числа членов Союзного совета сроком на 1 год. Каждый член правительства выступает в качестве главы министерства центральной администрации, но все главные правительственные решения принимаются коллегиально на еженедельных конференциях правительства.

В законодательстве не предусмотрено никаких ограничений относительно срока пребывания на посту члена Федерального совета. Основные министерства Швейцарии: внутренних дел; иностранных дел; окружающей среды; транспорта; экономики; финансов; юстиции и политики; обороны, защиты гражданского населения и спорта.

В сфере законодательства Союзный совет вправе вносить на рассмотрение парламента законопроекты, он может напрямую представлять законы в парламент.

Важнейшая функция Союзного совета - это взаимодействие с правительствами кантонов на предмет единообразного исполнения ими федеральных законов.

Президент. Швейцарская государственная модель организации федеральной власти не имеет института постоянного президента. Срок избрания президента -1 год. Поэтому каждый год на смену старому президенту избирается новый из членов Союзного совета. У президента ограниченные особые полномочия. Главным образом, он осуществляет представительские функции. Президент устанавливает повестку дня для еженедельных конференций правительства и возглавляет прения, обращается к населению, а также представляет Швейцарию на международной арене.

Судебная власть. В Швейцарии не признается возможность существования какой-либо негосударственной юстиции. Полномочия по реализации правосудия наделены суды, являющиеся государственными органами, созданными исключительно на основе закона. Широкое распространение получили специализированные суды.

Характерной чертой судебной системы является участие населения в отправлении правосудия. Речь идет об участии в рассмотрении определенной категории дел судом присяжных, а также участии в осуществлении правосудия непрофессиональных судей.

Суды кантонов обычно состоят из профессионального судьи- председателя и 2-4 непрофессиональных судей, занимающих данную должность сроком на один год. Участие в судопроизводстве непрофессиональных судей в обычных судах рассматривается в качестве оказания содействия судебной администрации.

При рассмотрении системы правосудия Швейцарии следует обратить внимание на процедуру применения такого важнейшего принципа правосудия, как публичность вынесения решения. Все решения принимаются судьями непосредственно в зале заседания, без удаления в совещательную комнату, и, как правило, текст его либо резолютивная часть тут же оглашаются.

В Швейцарии федеративная модель складывалась на протяжении всей ее истории. Следует обратить внимание, что управление Швейцарией происходит на трех государственных уровнях: во-первых, на уровне Конфедерации, во-вторых, на уровне 26 автономных кантонов, которые решают, какую степень автономии они передадут на третий уровень, представленный самыми малыми структурными единицами самоуправления- общинами. Еще выделяют и четвертый уровень управления - промежуточный между кантонами и коммунами - это округа. Все уровни государственной власти в Швейцарии обладают финансовым суверенитетом, включая право налогообложения.

Центральным принципом во взаимоотношениях Швейцарской конфедерации и кантонов является выполнение федеративным государством только тех задач, которые требуют единообразного регулирования или превышают средства кантонов.

Полномочия Конфедерации закрепляются в таких сферах, как защита окружающей среды, здравоохранение, организация движения транспорта. В налоговой сфере полномочия конфедерации распространяются на товарные продукты (налог на добавленную стоимость), доходы на имущество. Кантоны получают налоги с доходов и имущества и некоторые другие доходы (с недвижимости).

Кантоны имеют собственные конституции, собственные правительства, в большинстве кантонов созданы однопалатные парламенты.

Длительное время в Швейцарии действует Конференция кантональных исполнительных органов, созданная для поддержания сотрудничества и координации действий между всеми кантонами.

Коммуны представляют собой сложившиеся в течение длительного времени административные единицы, имеющие четкие границы, в которых существуют свои органы самоуправления. Швейцария состоит из 300 коммун, среди которых есть и большие города, и маленькие деревушки.

Исполнительную власть в коммунах осуществляет муниципальный совет, который является коллегиальным органом, избираемым гражданами. Состоит из 5-9 человек. Высшим органом коммуны может быть общее собрание избирателей или, в более крупных коммунах,- коммунальный парламент. Следует отметить, что строго разделения исполнительной и законодательной власти на коммунальном уровне не существует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: