Дневник практики может быть оформлен как тетрадь (48 листов) или в печатном виде на листах формата А4. Титульный лист должен быть оформлен следующим образом:
Дневник по практике Введение в специальность
студента /студентки/ ГАПОУ МО «МПК» 2 курса группы «___»,
фамилия, имя, отчество (полностью).
В период прохождения концентрированной практики (36 часов) дневник необходимо оформить следующим образом:
1 – 2 стр. – выписка из программы практики (цели, задачи, основные виды деятельности студента);
3 – 4 стр. – сведения о базе практики: точное название адрес учреждения, год открытия, краткая историческая справка; юридический; сведения о количестве классов в начальной школе, в каждой из параллелей; расписание уроков классов, где проходит практика, режим звонков;
5 – 6 стр. – беседа с учителем закреплённого класса (запись интервью по предложенным вопросам; по желанию студента, методиста или учителя перечень вопросов может быть дополнен):
Беседа с учителем закреплённого класса
- ФИО педагога.
- Почему вы стали учителем? Кто помог выбрать профессию?
- Что привлекает вас в профессии педагога?
- Какое профессиональное образовательное учреждение вы окончили? Получили ли дополнительное образование? Планируете ли это и почему?
- Каков ваш педагогический стаж?
- По какой программе работает ваш класс? Почему выбрана именно эта программа? Что следует учесть педагогу, работающему по данной программе?
- Какими качествами, на ваш взгляд, обладает современный ученик начальной школы?
- Чем, по-вашему, отличаются дети вашего класса сегодня от ваших предыдущих учеников?
- Какова дополнительная нагрузка учителя начальной школы в вашей образовательной организации?
- Какого учителя ждёт современная начальная школа и современный ученик?
- Какие сложности подстерегают молодого учителя? Кто и как помогает в школе молодому учителю?
- Всегда ли в вопросах образования можно рассчитывать на помощь родителей обучающихся? В чём именно родители готовы помогать педагогу?
- Как учитель планирует работу с родителями школьников?
- Что, на ваш взгляд помогло бы укреплению союза «ученик – родители – учитель»?
- Что бы вы могли пожелать студентам, впервые приступающим к практике?
|
7 – 8 стр. особенности общения учителя с обучающимися (анализ по предложенной схеме):
Особенности общения учителя с обучающимися
Задание:
• пронаблюдайте за общением учителя и обучающихся во время уроков, определите особенности отношения учителя к школьникам;
• определите стиль педагогического общения, его эффективность;
• выявите влияние стиля общения учителя с детьми на настроение
и поведение детей.
План наблюдения:
1. Определите по внешним признакам (мимике, жестам, интонации), в каком настроении учитель начал урок, рад ли он общению с детьми:
- в бодром, энергичном, жизнерадостном;
- в подавленном, сниженном, вялом;
- в раздраженном, сердитом, возбужденном.
2. Пронаблюдайте, как настроение учителя в течение урока влияет на детей:
- дети спокойны, рады учителю, уроку, предстоящей работе;
- дети равнодушны, безучастны к происходящему на уроке;
- у детей наблюдается состояние волнения, страха перед учителем.
3. Обратите внимание, как учитель обращается к детям в течение урока:
- приветливо, доброжелательно, улыбается детям;
- безучастно, равнодушно;
- агрессивно, озлобленно, повышает голос на детей, кричит.
4. Обратите внимание, как учитель называет детей, как к ним обращается:
- по именам;
- по фамилиям;
- допускает оскорбительные клички, ярлыки и т.п.
5. Пронаблюдайте, нет ли различий в том, как учитель обращается к разным детям:
- со всеми ли он одинаково доброжелателен, а где необходимо требователен;
- выделяет отдельных детей: называет их по именам, чаще, чем других, хвалит, поощряет, ставит в пример;
- проявляет неприязнь к отдельным детям, чаще называет их по фамилии, делает в их адрес множество замечаний.
6. Выясните, выслушивает ли учитель мнение детей:
-всегда терпеливо выслушивает ребенка до конца, проявляет тактичность, вежлив с детьми;
- часто перебивает детей, не дослушивает; мнение детей подвергает критике, негативным оценкам.
7. Сделайте вывод о том, какой же стиль общения характерен учителю:
- авторитарный /не считается с мнением детей, использует приказ, наставления, нотации, угрозы и т.п./;
- попустительский /безразличен к поведению детей, редко хвалит и редко порицает их/;
-демократический /учитель сотрудничает с детьми, доброжелателен с ними, вежлив; в меру строг и требователен/.
8. Сделайте вывод по результатам наблюдения, какой стиль общения учителя с детьми более благоприятен для их обучения и воспитания и почему.
|
9 – 10 стр. методы и приемы работы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины (анализ по предложенной схеме):
Методы и приемы работы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины
|
Задачи:
- формировать представление об особенностях проявления дисциплинированности младших школьников;
- выявить уровень сформированности у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;
- способствовать формированию представления о методах и приемах, применяемых учителем для организации детей и их дисциплинирования.
План наблюдения:
1. Пронаблюдайте, как дети готовятся к уроку:
- достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;
- забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;
- готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.
2. Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:
- успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;
- постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.
3. Обратите внимание, кто из детей нарушает дисциплину (мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить работу другого ученика и т.п.). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:
- ему скучно на уроке; ему неинтересно,
- ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» и т.п.
4.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:
- какие дает указания по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;
- какие рекомендует детям приемы самоконтроля при выполнении разных видов работ;
- как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.
5.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:
- четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами и методами);
- постоянно вовлекает детей в работу, беседу и т.п.
- использует на уроке разные виды работ, интересные практические задания (практические приемы и методы); использует прием соревнования на уроке;
- используете ходе урока разнообразный наглядный материал, наглядные приемы и методы (показ, демонстрацию наглядных пособий); применяет метод примера;
6. Сделайте вывод о том, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны.
11 –12 стр. особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; приемы поощрения и порицания (анализ по предложенной схеме):
Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя;
приемы поощрения и порицания
Задачи:
- выявить оценочные высказывания, применяемые учителем в ходе урока;
- определить степень воздействия оценочных высказываний учителя на настроение и поведение детей.
План наблюдения:
1. Пронаблюдайте и зафиксируйте в ходе урока все оценочные высказывания учителя. Например: «Лена, ты молодец, работа сделана тобою аккуратно и правильно»; «Алеша, ты опять отвлекался, допустил много ошибок».
2. Проанализируйте, какие оценочные суждения звучат на уроке чаще: позитивные или негативные. В адрес каких детей чаще звучат позитивные оценочные суждения, а в адрес каких - негативные. Подумайте, почему.
3. Обратите внимание, как реагируют дети на оценочные высказывания учителя:
- какие оценочные высказывания поднимают у них настроение и усиливают желание работать;
-какие высказывания учителя оставляют детей равнодушными;
-какие высказывания оценочного характера вызывают обиду, огорчение, снижение настроения и работоспособности. Подумайте, почему.
4. Обратите внимание, привлекает ли учитель самих детей к оценке ответов одноклассников. Как он это делает? Если привлекает, то каков характер оценочных высказываний самих детей. Не похожи ли они на оценочные высказывания учителя?
5. Сделайте вывод о влиянии на детей положительных и негативных оценочных высказываний учителя и сверстников.
13 – 14 стр. - оценка санитарно-гигиенических условий урока (анализ по предложенной схеме):
Оценка санитарно-гигиенических условий урока
Задача: выявить соответствие урока (нескольких уроков) санитарно-гигиеническим требованиям
План наблюдения:
Пронаблюдайте и зафиксируйте в дневнике следующие данные:
- качество классной доски (удобно закреплена; всё записанное на ней хорошо видно с последней парты; цвет доски позволяет все знаки читать хорошо; доска чиста, пригодна для работы мелом, для закрепления наглядности);
- наличие технических средств обучения (удобно размещены, используются в работе фрагментарно, по окончании использования выключаются, техника безопасности соблюдается);
- соответствие мебели возрасту обучающихся (расспросите учителя во внеурочное время о том, какой должна быть высота столов и стульев в его классе, чтобы соответствовать росту школьников; когда и как учитель размещает учеников в классе);
- уровень освещенности, чистота помещения, режим проветривания (все ли лампы горят, не мигая; когда и как проветривается классное помещение; общая атмосфера в классе: жарко, душно, дышится легко, прохладно, холодно; когда и кем проводится влажная уборка);
- приемы работы над осанкой школьников (обращает ли учитель внимание на то, как сидят дети во время письма, низко ли склоняются над тетрадью);
- применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания);
- наличие отвлекающих от темы моментов, а при неизбежности – использование их учителем в ходе урока;
- соблюдение правил охраны труда (как своими действиями или бездействием учитель влияет на охрану собственного труда и труда школьников);
Сделайте вывод о соблюдении санитарно-гигиенических условий урока (уроков).
На всех последующих страницах располагаются протоколы посещённых студентами уроков (не менее двух уроков в учебный день):
Протокол посещённого урока
-Дата урока; класс; предмет, количество присутствующих учеников.
-Программа; учебник, по которому работает класс.
-Тема урока.
-Тип урока (объяснения нового материала; закрепления изученного, повторения и обобщения; контроля, творческая работа: сочинение, изложение; комбинированный урок).
-Оформление доски (схематично);
-Ход урока (примерная схема урока комбинированного типа):
№ п\п | Этапы урока, содержание деятельности | Анализ результатов |
Организация работы (проверка готовности обучающихся к уроку; обеспечение оптимального состояния рабочего места) | Уровень организованности обучающихся и требовательность учителя | |
Повторение, закрепление изученного, контроль (сообщение темы урока; устная работа; проверка выполнения домашнего задания; фронтальный опрос, проверочная работа и др.) | Умение учителя владеть классом, распределять своё внимание (одновременно наблюдать за поведением учеников и анализировать содержание ответов); активность обучающихся; эмоциональная атмосфера на уроке; формы контроля (самопроверка, взаимопроверка и др.) | |
Физминутки (необходимо записать текст; указать, какие движения выполняют дети) | Активность обучающихся, эмоциональный настрой, качество выполнения упражнений | |
Объяснение нового материала (сообщение темы урока; объяснение с опорой на наглядность; использование материала учебника, презентаций) | Качество речи учителя (точность построения фраз, лаконичность, доступность, эмоциональность, выразительность и др.); качество использования наглядных пособий, презентации, статей учебника; концентрация внимания учеников; рациональность использования классной доски | |
Первичное закрепление, работа по образцу (самостоятельная работа обучающихся, в парах, группах; проверка); | Контроль учителя за ведением записей и зарисовок обучающихся в тетрадях; дифферецированность помощи педагога; контроль педагога; степень самостоятельности учеников; степень выполнения заданий | |
Подведение итогов урока | Чёткость обобщений и выводов; степень участия обучающихся в обобщении; количество оценок; объективность оценок; воспитательные аспекты данного урока | |
Домашнее задание | Доступность и чёткость пояснения задания |
В период прохождения рассредоточенной практики (72 часов) студенты продолжают вести дневник, начатый в первом полугодии, оформляя каждую последующую страницы в соответствии с приведённым ниже образцом:
Дата | Содержание деятельности | Анализ результатов | Оценка | Подпись |
24.02. 2015 | 1.Наблюдение урока математики «Сложение двухзначных чисел»; составление протокола № 1 | |||
2.Наблюдение урока русского языка «Правописание приставок»; составление протокола № 2 | ||||
3. Проведение на уроке технологии физминутки «Хомка, хомка, хомячок» | ||||
4.Помощь учителю в организации питания детей в школьной столовой | ||||
5.Выборочная проверка тетрадей по математике | ||||
6. Проведение активной перемены: игра «Мы охотимся на льва» | ||||
03.03. 2015 | 1.Наблюдение урока математики «Вычитание двухзначных чисел»; составление протокола № 3 | |||
2.Наблюдение урока чтения «Басни И.А. Крылова»; составление протокола № 4 | ||||
3. Проведение на уроке русского языка физминутки «Лебеди летят, крыльями машут» | ||||
4.Помощь учителю в организации питания детей в школьной столовой | ||||
5.Выборочная проверка тетрадей по русскому языку | ||||
6. Проведение активной перемены: игра «А мы просо сеяли-сеяли» |
При заполнении дневника следует учесть, что анализирует и оценивает составление протоколов уроков преподаватель колледжа, руководитель практики. Анализирует и оценивает проведение режимных моментов, игр, активных перемен, физминуток и выборочную проверку тетрадей учитель базы практики.
Приложение 2
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области
«Мурманский педагогический колледж»
(ГАПОУ МО «МПК»)
Отчёт