Такая книга нашлась, вернее книги жанра Виммельбух. Их особенность в одномоментном изображении художником - иллюстратором большого числа героев, детальной прорисовке их действий, динамичности развернутых сюжетных линиях и окружающей среды, увлекательное непредсказуемое путешествие каждого героя от первой страницы книги до последней, минимум или полное отсутствие текста.
Отвечая на вопрос «почему именно книга жанра Виммельбух?», - Виммельбух, своей особенностью жанра позволяет увлечь любого современного ребенка процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным».
Подбором книг, педагог создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей, что является основополагающим принципом ФГОС ДО. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством воспитателя, становится исследователем и первооткрывателем.
Ведущей идеей стало превращение художественного жанра в образовательную технологию, которая будет интересна, достаточно проста, универсальна и результативна.
В технологию, создающую предпосылки самостоятельной работы с книгой, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе. Однажды художники нарисовал книгу-картинку, а задача педагога - подобрать методы и приемы работы с ней, использовать классические подходы или разработать авторские.
Целью авторской технологии стало использование многосюжетных страниц книг Виммельбухов для организации образовательного процесса, построенного в игровой форме и решение задач всестороннего развития ребенка:
|
- развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения)
- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям;
- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
- формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);
- умение формировать свое отношение к увиденному.
Авторская технология предполагает поэтапную работу с книгой:
1. Обозначение цели и выбор соответствующей книги.
2. Моделирование игровой ситуации. Выбор методов и приемов работы с книгой (использование разработанной или составление новой технологической карты).
3. Средства обучения (подбор дополнительного материала для включения в игровой набор).
4. Определение формы работы с ребенком (детьми).
5. Работа с книгой.
6. Рефлексия.
7. Моделирование другой ситуации - в случае «отрицательной» рефлексии.
Работа с книгой - Виммельбухом может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников.
Перед началом работы важно учитывать возрастные особенности детей, психологические особенности детей, особенности развития ребенка (например: ребенок с ОВЗ).
В зависимости от ситуации, участников и места использования, технология может быть самостоятельной единицей (например, в ситуации домашнего обучения) или являться дополнительным, вспомогательным инструментом для реализации ФГОС ДО.
Поэтому она не требует комплексного планирования и может применяться эпизодически (например, в рамках лексической темы).
|
Технология может объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги) и интегрировать образовательные области. Происходит интеграция познавательного и речевого развития, так как ребенок получает информацию на одной странице, добавляет ее по увиденному со второй и последующих страниц, в итоге составляет полный рассказ.
Технология адресована педагогам и родителям. Она проста, но требует дополнительной подготовки в плане подбора дополнительного материала. Главное условие – творческий подход. Иначе книга может просто остаться «книгой для рассматривания картинок».
В результате применения технологии работы с книгами Виммельбухами:
• Привилась любовь к книгам. Изменилась частота самостоятельного использования книг детьми
• Сформировано отношение к книге как к способу познания мира, устройства общества, человеческих эмоций, взаимосвязей
• Появилась положительная динамика в развитии фантазии, мыслительных процессов, аналитических функций, в умении строить логических, причинно-следственных связей, в развитии свойств внимания, усидчивости, самоконтроля.
Книга с картинками, без текста, как же ее читать детям? Включить фантазию. Дошколята в большинстве своем не умеют читать, и чтобы почитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами.
Рассказчиком сначала может выступать воспитатель, постепенно вовлекая ребенка в свой рассказ умело поставленными вопросами. Вопросы могут быть для работы над названием книги, о происходящем на иллюстрации, о персонажах. Вопросы поискового характера (откуда, зачем, почему), требующие сопоставление фактов и простейшего вывода, заставят детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину.
|
Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому способствуют развитию речи детей.
В Виммельбухах хорошо прорисованы даже мелкие детали, в том, числе и лица персонажей. Вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей, помогут решить не только развивающие задачи (социально-личностного характера), но и определить психологическое состояние ребенка в данный момент.
Воспитатель может сочинить начало, а детям предложить продолжить с опорой на Виммельбух. Заинтересовавшись, дети будут сами сочинять свои истории. И даже зарисовывать их.
Но Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, из страницы в страницу она в динамике, и в динамике каждый персонаж, и окружающая среда. Это позволяет составлять истории, рассказы о каждом из персонажей, предполагать, что будет на следующей странице и придумывать что произойдет за ее пределами.
В своей работе активно используем не только книги, но и отсканированные, распечатанные страницы книг. Для удобства использования их ламинируем, тогда дети не бояться их случайно порвать, испачкать, испортить. Называем их игровые поля, которые могут быть разного формата (А2, А3, А4, 10*15). Они являются основой игровых наборов.
Компонентами игровых наборов в зависимости от целей, могут быть игровое поле, набор карточек-искалочек, окошечки-искалочки, раскраски, игровые задания, для педагогов - технологические карты вопросов по определенным темам, рекомендации, дополнительные картинки необходимые для беседы или игры. А также разные необходимые предметы, например, цветные карандаши, лупа для поиска и рассматривания, игровой персонаж из книги, куклы би-ба-бо, песочные часы.
Книги жанра Виммельбухах позволяют решать задачи формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств и социальной ответственности.
В умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области Государственного стандарта, создавая основу для мультикультурного образования, даря метапредметные интеграции, как зачин для школьного обучения.
Библиография:
1. Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования [Текст] // Детский сад: теория и практика. – 2019. –№ 6. – С.14-24.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – 2013 [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 05.12.2018).
3. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения 7 лет// Издательство «Сфера». – 2018.
Наиболее действенные формы работы школы и детского сада являются: Посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций.
Преемственность детского сада и начальной школы предусматривает с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив
С другой стороны преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
При этом воспитатели дошкольных групп школы знакомы с требованиями, предъявляемыми к детям в 1классе, и в соответствии с ними готовят дошкольников к обучению в школе, формируя у дошкольников предпосылки учебной деятельности. В результате постоянных контактов воспитателей дошкольных групп и педагогов школы сложились продуктивные формы сотрудничества:
- посещение воспитателем уроков в школе, а педагогом – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;
- обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;
- анализу результатов совместной деятельности.
За время работы весьма эффективными стали такие формы взаимодействия между воспитателями дошкольных групп и педагогами школы, как взаимное посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются: совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; психолого-педагогические консультации и консультации с медицинскими работниками.
При этом в течение учебного года поддерживается устойчивая связь между детьми подготовительной группы детского сада и учащимися первого класса. Ознакомление дошкольников со школой и общественной жизнью школьников способствует расширению соответствующих представлений, развивает у детей интерес к школе, порождает интерес учиться. Традицией у воспитанников дошкольных групп стали экскурсии в школу, посещение библиотеки, проведение совместных праздников, организация выставок рисунков и поделок.
Процесс обучения детей строится на основе совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Реализуются различные проекты, например, «Будем знакомы», «Знакомьтесь мама!», «Расскажу о профессии своего папы», «Моё село», «Путешествие в страну сказок» и другие. Совместное(виртуальное)посещение школьного музея, экскурсий формирует у детей компетентность в сфере отношений к миру, себе; дети включаются в различные формы сотрудничества. Воспитанники дошкольной группы участвуют в районных, всероссийских конкурсах.
Таким образом, у детей формируется психологическая и интеллектуальная готовность к обучению в школе.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач преемственности.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются:
- Учет состояния здоровья и физического развития детей;
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности, умственных и нравственных способностей;
- Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми
экскурсии в школу;
посещение школьного музея;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
2. Работа с педагогами
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Работа с родителями
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
анкетирование, тестирование родителей;
образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
визуальные средства общения;