Тема: Способы получения, накопления и переработки информации
Вопросы для самоконтроля
Опишите порядок подбора и работы с информационными источниками
Перечислите источники информации для исследовательских работ.
Перечислите виды информации.
Опишите методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете
5.Опишите порядок составления плана информационного текста
1. Этап сбора и отбора информации для проведения научных исследований является одним из ведущих. Его организация предусматривает:
1) определение круга вопросов, которые будут изучаться;
2) хронологические границы поиска необходимой информации;
3) уточнение возможности использования литературы зарубежных авторов;
4) уточнение источников информации (книги, статьи, стандарты или др.);
5) определение степени отбора литературы – всю по этому вопросу или только отдельные материалы;
6) участие в работе тематических семинаров и конференций;
7) личные контакты со специалистами по данной проблеме;
8) изучение архивных документов, научно-технических отчетов;
9) поиск информации в Internet.
2. Информационный поиск – это совокупность операций, нацеленных на поиск документов, которые нужны для разработки темы проблемы.
Поиск может быть: ручным, который осуществляется по библиографическим карточкам, картотекам, каталогам; автоматизированным.
Для подтверждения достоверности выводов и результатов исследования важное значение имеет первичная информация.
Наиболее распространенными и содержательными методами накопления первичной информации есть: опрос, наблюдение, эксперимент, тестирование и анкетирование.
Эффективным способом получения первичной информации есть анализ документов. Документы с различным уровнем полноты отображают экономическое содержание проблемы, фактологическую сторону социальной действительности; в них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности предприятия, отдельных людей и общества в целом. Именно с анализа документов должно начинаться конкретное исследование.
Исследование документальных информационных потоков осуществляется с помощью использования банка данных, т.е., определенной совокупности программных, организационных, технических средств предназначенных для централизованного накопления и многоцелевого использования информации, которая систематизирована и сконцентрирована в определенном месте (в памяти ЭОМ, библиотеке, каталоге, картотеке).
Рассмотрим, в первую очередь, те издания, из которых может быть почерпнута необходимая для исследовательской работы информация. Это научные, учебные, справочные и информационные издания.
3. Виды информации:
1) обзорная – вторичная, содержащаяся в обзорах научных документов;
2) релевантная – заключенная в описании прототипа научной задачи;
3) реферативная – вторичная, содержащаяся в первичных научных документах;
4) сигнальная – вторичная различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;
5) справочная – вторичная, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.
.
4. При поиске информации необходимо придерживаться определенных принципов ее формирования, а именно:
1) актуальность информации должна реально отображать состояние объекта исследования в каждый момент времени;
2) достоверность;
3) информационное единство, то есть соединение информации в такой системе показателей, при которой исключались бы вероятности противоречий в выводах и несогласованность первичных и полученных данных.
5. План-опорная схемасостоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста.
Последовательность действий при составлении плана:
1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.
2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы, т. е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.
3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.
4. Просмотреть текст еще раз, чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.
При составлении заголовков к отдельным частям текста (пунктов плана) нужно помнить, что пункт плана не раскрывает содержание, а только называеткакой-либо отрывок текста.
Поэтому наиболее приемлемы формулировки в виде кратких и емких назывных предложений. Однако на практике это не всегда удается сделать. В случае необходимости можно пользоваться свободной или смешанной формой плана, тогда допускаются назывные, вопросительные, восклицательные предложения и цитаты из текста. Но основное место все же нужно отводить назывным предложениям.