В паре взаимосвязанных понятий-феноменов «общество» и «государство» ведущую роль все-таки играет общество. Именно оно изначально порождает государство, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы существования общества.
В наше время государство — это лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает демократический характер такого общества (правовое государство). Принцип преобладания института общества над государственным остается объяснимым и понятным даже тогда, когда речь заходит о политической системе тоталитарного типа.
Вообще, тоталитаризм, как и противоположная ему демократия, социально обусловлен. Историческими предпосылками тоталитаризма являются такие общественные условия, при которых деклассированные, люмпенизированные элементы общества и маргинальные группы готовы объединиться и образовать тем самым социальную базу политического режима. Они готовы принять полное или частичное обобществление или передел собственности в любой форме и даже насилие как одно из политических средств.
Победа либерализма как идеологии свободного рынка в XX веке поставила вопрос: «Какой должна быть организационная форма государства?» Так вот, если исходить из того, что государство — это объединение суверенных индивидов, то оно не может быть не чем иным, как корпорацией, которая строится по принципу «снизу вверх», основывает все на открытом и прямом голосовании и является выражением демократии.
Противники либеральной философии Е9 марксисты и консерваторы — усматривали сущность государства в публичной власти, которая стоит над населением, и полагали, что государство не может быть не чем иным, как учреждением, которое строится по принципу «сверху вниз».
Указанные выше две точки зрения представляют собой противоположные полюса. Ознакомление же с существующими в мире примерами государств свидетельствует о том, что государство носит в своем составе как элементы корпорации, так и элементы учреждения. Если при построении государства реализовать только принцип корпорации, то общество неизбежно окажется в состоянии анархии. Государственное же управление, напротив, требует профессионализма, которым рядовые граждане без специальных знаний никогда не обладали.
Таким образом, логично предположить, что государство должно строиться по принципу учреждения либо хотя бы включать его элементы. Если все же государство будет построено лишь по принципу пентрализованногр учрежде- ния, тогда оно лишит своих граждан возможности проявить активность, жестко ограничит их свободу, оставит нереализованными многие из имевшихся у людей идеи.
Вообще, теория государства и права определила ряд взаимосвязанных факторов, которые непосредственно влияют на соотношение в государственном устройстве двух начал: корпоративного и учрежденческого. Можно привести следующие такие факторы:
-величина территории,
-плотность населения,
-характер государственной политики,
- уровень хозяйственного развития страны,
-национальный и религиозный состав страны,
-социальная структура общества,
-уровень развития правосознания и правовой культуры общества.
Итак, рассмотрев вопрос соотношения понятий «общество» и «государство», можно сделать вывод, что общество во всех случаях определяет характер государства. Государство, политическая власть — это лишь форма того или иного социального (общественного) содержания.
Билет 39.2. Понятие экологического права.
Термин "экология" (от греч. "Покос" — дом, жилище, родина и "логос" — паука) дословно означает "наука о местообитании"; он был введен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношениях живых организмов (включая человека) между собой и средой обитания. Однако постепенно смысл данного понятия расширился, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимодействия общества с окружающей средой.
Отношения, складывающиеся в экологическом нраве, имеют сложный, неоднородный характер и включают в себя гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые отношения. Основным признаком, на основе которого названные виды отношений объединены в качестве предмета экологического права, является объект правового регулирования. Особенности объекта отношений определяют специфику всей совокупности общественных отношений в данной области.
В качестве объекта экологических отношений выступают окружающая среда в целом и отдельные природные объекты (естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, недра, воды, леса и иная растительность, животный мир и т.д.), однако только в том случае, когда такие объекты состоят в системе экологической взаимосвязи и выполняют экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции.
Экологическое право - одна из отраслей в системе российского права, история развития которой уходит своими корнями во времена Русской Правды. Иногда эту отрасль называют правом окружающей среды.
В качестве общего объекта экологического права выступает сама окружающая среда, которая состоит из совокупности компонентов:
а) природная среда;