ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТАТИСТИКИ, ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ»
(ГБОУ СПО ОКСЭИ)
УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по УПР
__________Зырянова Г.Б.
«____»___________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
практики по профилю специальности
профессионального модуля ПМ 01
Ведение расчетных операций
Специальность 080110 - «Банковское дело»
Оренбург 2013 г
Рабочая программа практики по профилю специальности профессионального модуля ПМ 01 «Ведение расчетных операций» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 080110 - «Банковское дело»
Разработчик:
Силкина М.Г. - преподаватель ГБОУ СПО «Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики» Министерства образования Оренбургской области
Одобрена:
Цикловой комиссией экономических дисциплин протокол заседания комиссии № ______ от «_____»__________________201___г.
Силкина М.Г. - председатель Цикловой комиссией экономических дисциплин ГБОУ СПО «Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики» Министерства образования Оренбургской области
Содержание
1 Пояснительная записка
2 План практики по профилю специальности «Ведение расчетных операций»
3 Содержание практики
4 Литература
Пояснительная записка
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИК
Практика по профилю специальности профессионального модуляПМ 01 «Ведению расчетных операций» является составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов специальности 080110 “Банковское дело” и направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретения практического опыта работы.
|
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов |
ПК 1.2. | Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах |
ПК 1.3. | Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней |
ПК 1.4. | Осуществлять межбанковские расчеты |
ПК 1.5. | Осуществлять межбанковские расчеты по экспортно-импортным операциям |
ПК 1.6. | Обслуживать расчетные операции с использованием различных платежных карт |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий |
ОК 11. | Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда |
ОК 12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
|
Целью практики является:
- Закрепление, расширение, углубление, специализация знаний, полученных студентами в процессе обучения в колледже;
- Овладение передовой технологией банковского дела;
- Подготовки материала по теме индивидуального задания.
Задача практики: закрепить теоретические и практические навыки по оформлению и отражению в учете расчетных операций коммерческих банков
В результате выполнения всех видов работ по производственной практики, студент должен уметь:
- оформлять договоры банковского счета с клиентами;
- проверять правильность и полноту оформления расчетных документов;
- открывать и закрывать лицевые счета в валюте РФ и иностранной валюте;
- выявлять возможность оплаты расчетных документов исходя из состояния расчетного счета клиента, вести картотеку неоплаченных расчетных документов;
- оформлять выписки из лицевых счетов клиентов;
|
- рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за кассовое обслуживание;
- проверять соблюдение клиентами порядка работы с денежной наличностью;
- рассчитывать прогноз кассовых оборотов;
- рассчитывать минимальный остаток денежной наличности в кассе;
- устанавливать лимит остатков денежной наличности в кассах клиентов, проводить проверки соблюдения клиентами кассовой дисциплины;
- выполнять и оформлять расчеты платежными поручениями, аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика, инкассовыми поручениями, чеками;
- отражать в учете операции по расчетным счетам клиентов;
- исполнять и оформлять операции по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов;
- оформлять открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней;
- оформлять и отражать в учете операции по зачислению средств на счета бюджетов всех уровней;
- оформлять и отражать в учете возврат налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных налогов и других платежей;
- исполнять и оформлять операции по корреспондентскому счету, открытому в РКЦ Банка России;
- проводить расчеты между кредитными организациями;
- контролировать и выверять расчеты по корреспондентским счетам;
- осуществлять и оформлять расчеты банка со своими филиалами;
- вести учет расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счете;
- отражать в учете межбанковские расчеты;
- проводить и отражать в учете расчеты по экспортно-импортным операциям;
- проводить конверсионные операции по счетам клиентов;
- рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за проведение международных расчетов и конверсионных операций;
- осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки;
- консультировать клиентов по вопросам открытия банковских счетов, расчетным операциям, операциям с использованием различных видов платежных карт;
- оформлять выдачу клиентам платежных карт;
- оформлять и отражать в учете расчетные и налично-денежные операции при использовании платежных карт в валюте РФ и иностранной валюте.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ
Продолжительность практики 2 недели (72 часа).
БАЗЫПРАКТИКИ
Практика по профилю специальности профессионального модуляПМ 01 «Ведению расчетных операций» проводится в кредитных учреждениях, имеющих высококвалифицированных специалистов, выполняющих широкий спектр банковских услуг, обеспечивающих условия, необходимые для выполнения студентами- практикантами
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Студенты должны подробно ознакомиться с информационным и техническим обеспечением предприятия и выполнить виды работ, указанные в программе практики.
С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места, на них распространяются правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие в организации. Кроме того, на студентов, зачисленных на рабочие должности, распространяется трудовое законодательство Российской Федерации. Продолжительность рабочего дня студентов не более 40 часов в неделю.
Студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования при прохождении производственной практики в организациях обязаны:
- полностью выполнять задания, предусмотренные производственной практикой;
- соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
- изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности.
1.5 КОНТРОЛЬ РАБОТЫПРАТИКАНТОВ И ОТЧЕТНОСТЬ
За 2 недели до начала практики издается приказ о базах практики, с которыми студенты должны быть ознакомлены.
Руководство практикой осуществляется руководителями от колледжа и от предприятия.
Руководство практикой от колледжа возлагается на преподавателя соответствующей цикловой предметной комиссии.
Руководитель практики от колледжа обязан:
- до начала практики ознакомиться с объектом практики с целью уточнения задания для практики;
- совместно с руководителем от предприятия разобрать план - график прохождения практики;
- консультировать студентов по вопросам практики и составления необходимой документации по практике;
- контролировать выполнение студентами плана - графика и трудового распорядка дня работы;
Руководитель организации, его заместитель или один из ведущих специалистов осуществляет общее руководство практикой студентов.
Руководитель от предприятия обязан:
- совместно с руководителем практики от колледжа составить календарный план - график прохождения практики для каждого студента;
- организовать и контролировать прохождение практики студентов в соответствии с программой и утвержденными планами - графиками;
- обеспечивать студентов методической, технологической и другой документацией, необходимой для выполнения видов работ по практике
- осуществлять контроль выполнениея планов - графиков;
- по окончании практики написать производственные характеристики на каждого студента с выставлением оценки по практике.
Во время прохождения практики ведется дневник практиканта, который ежедневно заполняется студентом и проверяется руководителем практики от предприятия. По окончании практики дневник передается руководителю практики от колледжа. По результатам практики студенты составляют отчет, который утверждается организацией.
В качестве приложения к дневнику практики обучающийся может оформить графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы документов, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.
По результатам практики руководителями практики от организации и от колледжа формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения студентами профессиональных компетенций
Практика завершается дифференцированным зачетом при условии положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и колледжа об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.
Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы по профилю специальности или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично.
Памятка студенту-практиканту
Перед выездом на практику студент обязан получить от учебной части колледжа программу практики и дневник практики.
В период прохождения практики практикант обязан:
а) своевременно выполнять все административные и учебные указания руководителя практики на производстве, обеспечивать высокое качество выполняемых работ, предусмотренных программой практики;
б) систематически вести дневник практики и своевременно составлять отчет о прохождении практики;
в) соблюдать образцовую дисциплину на производстве.
Дневник практики является документом, характеризующим повседневную работу студента в период практики.
Дневник заполняется лично практикантом. Запись производится ежедневно и заверяется подписью руководителя практики, который одновременно оценивает работу, выполненную практикантом (по пятибалльной системе).
План производственной практики «Ведение расчетных операций»
№ п/п день | Виды работ | Кол-во часов (дней) |
Ознакомление с организацией деятельности банковского учреждения | 2(1) | |
Присвоение номеров лицевым счетам | 2(1) | |
Ведение учета по балансовым и внебалансовым счетам | 3(1) | |
Осуществление контроля за правильным оформлением клиентской и банковской документации и своевременным проведением операций | 3(1) | |
Открытие и закрытие текущих счетов клиентов | 3(1) | |
Оформление договора банковского счета | 3(1) | |
Проверка, оформление и отражение расчетно-денежных документов по расчетным, текущим счетам клиентов | 3(1) | |
Оформление выписок из лицевых счетов клиентов | 2(1) | |
Оформление операций по приему и выдаче наличных денег, подкреплению кассы | 3(1) | |
Оформление и учет операций при расчетах платежными поручениями, требованиями, аккредитивами, инкассовыми поручениями | 3(1) | |
Оформление и учет операций при расчетах чеками из чековых книжек | 2(1) | |
Оформление и учет операций при расчетах с использованием банковских карт | 3(1) | |
Открытие и ведение счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней | 2(1) | |
Оформление и учет операций по обслуживанию счетов бюджетов всех уровней | 3(1) | |
Составление сводных платежных поручений | 2(1) | |
Ведение корсчета | 3(1) | |
Осуществление контроля за своевременным отражением операций по корсчету | 3(1) | |
Открытие и ведение валютных счетов | 3(1) | |
Оформление и учет операций по привлечению валютных средств | 3(1) | |
Оформление и учет операций по международным расчетам | 3(1) | |
Оформление и учет операций по кредитованию в иностранной валюте | 3(1) | |
Оформление и учет операций по торговле иностранной валютой | 3(1) | |
Оформление и учет операций с дорожными чеками | 3(1) | |
Оформление и учет операций с банковскими картами | 3(1) | |
Совершение и учет валютно-обменных операций | 3(1) | |
Расчет валютных позиций | 3(1)_ | |
Итого | 72(12) |
Содержание производственной практики