ХИМИЯ (ХИМИЯ ОБЩАЯ)
Методические указания и задания для выполнения контрольной работы бакалаврами факультета энергетики и электрификации очной и заочной формы обучения
Составители:
Г.Н.Аристова
В.В.Сентемов
Ижевск
ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
УДК
ББК
Т
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки: 1) 110800- «Агроинженерия» (бакалавриат), 2)140100-«Теплоэнергетика и теплотехника» (бакалавриат)
Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол №___ от «__» _______2014 г.
Рецензенты:
В.А. Руденок – к. х. н., доцент кафедры химии ФБОУ ВО Ижевская ГСХА,
Л.А. Пантелеева – к. т. н., доцент кафедры электротехники, электрооборудования и электроснабжения ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА.
Составители
Г.Н. Аристова – ст. преподаватель кафедры химии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА,
В.В.Сентемов- профессор кафедры химии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Т Химия (Общая): метод. пособие /Сост. Г.Н. Аристова, В. В.Сентемов. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2014.– с.
В методических указаниях приводятся опорные конспекты, алгоритмы и примеры решения задач, справочные материалы, задания для выполнения контрольной работы студентами очной и заочной формы обучения по направлению подготовки (бакалавриат) 110800- «Агроинженерия» и 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника».
Содержание:
Введение...................................................................................................................4
Раздел I. Опорные конспекты …………………………………………………....8
Тема № 1. Классы неорганических соединений………………………….………..4
Тема № 2. Строение атома…………………………………………………….…...11
|
Тема № 3. Ковалентная связь……………………………………………………...14
Тема № 4. Энергетика химических реакций……………………………………...17
Тема № 5. Кинетика химических реакций………………………………………..22
Тема № 6. Способы выражения концентраций растворов..……………………..25
Тема № 7. Растворы неэлектролитов……………………………………………...29
Тема № 8. Растворы электролитов………………………………………………...31
Тема № 9. Гидролиз солей…………………………………………………….…...33
Тема № 10. Окислительно-восстановительные реакции………………………...36
Тема № 11. Электрохимия. Гальванические элементы………………………….40
Тема № 12. Электролиз…………………………………………………………….42
Тема № 13. Электрохимия. Коррозия металлов………………………………….46
Раздел II. Задания для самостоятельной работы …………………………...........54
Приложения…………………………………………………………………………49
Список литературы…………………………………………………………………55
ВВЕДЕНИЕ
Бакалаврам факультета энергетики и электрификации, будущая деятельность которых тесно связана с применением химии в профессии, необходимы качественные знания основ общей химии.
Данные методические указания подготовлены в соответствии ФГОС ВПО по направлениям подготовки 110800 – «Агроинженерия» (бакалавриат) и 140100 – «Теплоэнергетика и теплотехника» (бакалавриат).
Дисциплины «Химия» и «Химия (общая)» включены в базовую часть математического и естественнонаучного цикла дисциплин и должны формировать следующие компетенции:
ОК-1 - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
|
ОК-2 - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-3 – готовность к кооперации с коллегами, работе с коллективом;
ОК-11 (для 110800) - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
ОК-12 (для 140100) - способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики;
ПК-1 – способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования;
ПК-3 (для 140100) – готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат;
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: фундаментальные разделы общей химии, в т.ч. химические системы, химическую термодинамику и кинетику, реакционную способность веществ, химическую идентификацию, процессы коррозии и методы борьбы с ними; классификацию неорганических веществ, строение простых и сложных веществ; свойства химических элементов (металлов); выпускник должен обладать готовностью к кооперации с коллегами, работе с коллективом, методы, анализа веществ.
Уметь: использовать знания в области химии для освоения теоретических основ и практики при решении инженерных задач в области АПК; определять возможности и пути самопроизвольного протекания химических процессов, выбрать наиболее оптимальные; прогнозировать свойства элементов и их важнейших соединений по положению элементов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, сравнивать полученные данные и идентифицировать их с применяемыми методами.
|
Владеть: базовыми знаниями и умениями для изучения последующих дисциплин; формулированием правильных выводов и оцениванием возможности использования химических материалов в производственной деятельности, выполнение основных химических лабораторных операций.
Методические указания соответствуют примерной программе по химии и включают наиболее важные 13 тем, и составлены в 25 вариантах.
Подготовка данных методических указаний вызвана необходимостью обеспечения студентов учебно-методической литературой, соответствующей требованиям ФГОС ВО.
Цель пособия состоит в оказании помощи студентам в освоении теоретического и практического материала, предусмотренного рабочей программой.
Материал методических указаний разделен на 2 части (раздела).
Первый раздел «Опорные конспекты» включает 11 тем, в которых кратко в виде тезисов рассматриваются основные теоретические вопросы общей и неорганической химии. Эти знания необходимы для изучения свойств неорганических соединений, методов качественного и количественного анализа. Химия элементов в данном разделе не рассматривается в связи с большим объемом материала, но приводятся задания по химии металлов и сплавов. По каждой теме приводится разбор типовой задачи и алгоритмами ее выполнения.
Второй раздел «Задания для самостоятельной работы» включает 14 заданий. К каждому заданию прилагаются 25 вариантов задач.
Для решения задач требуются справочные данные, которые приводятся в приложении.
В методических указаниях указаны экзаменационные вопросы.
Основными задачами данного пособия являются:
1) методическая помощь студентам в освоении основных тем дисциплины;
2) оказание помощи для самостоятельной работы студента.
Самостоятельной работе студентов в вузе отводится половина учебного времени, изучаемой дисциплины.
При выполнении контрольных работ согласно своего варианта рекомендуется для лучшего усвоения и закрепления теоретического материала темы изучить сначала раздел «Опорные конспекты», чтобы понять сущность вопроса, теоретическое положение (его математическое выражение), уравнения реакций. Затем разобраться в решении типовой задачи и приступить к решению своей задачи.
РАЗДЕЛ I. ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ