1. Проанализируйте 2-3 этапа коррекционного занятия с точки зрения их целей, задач и значимости. Определите их место в структуре занятия, обоснуйте свое мнение.
2. Проведите дидактическую словесную игру. Проанализируйте ее задачи. Какие дидактические словесные игры вы знаете? На каких этапах коррекционного занятия могут применяться дидактические словесные игры, для каких целей, на каком этапе коррекции речи? Приведите пример.
3. Проведите дидактическую предметную игру. Проанализируйте ее задачи. Какие дидактические предметные игры вы знаете? На каких этапах коррекционного занятия могут применяться дидактические предметные игры, для каких целей, на каком этапе коррекции речи? Приведите пример.
4. Проведите дидактическую настольно-печатную игру. Проанализируйте ее задачи. Какие дидактические настольно-печатные игры вы знаете? На каких этапах коррекционного занятия могут применяться дидактические настольно-печатные игры, для каких целей, на каком этапе коррекции речи? Приведите пример.
5. Проведите оргмомент занятия, который имел бы целью развитие познавательных процессов психики ребенка. Сформулируйте требования к организации данного этапа коррекционного занятия.
6. Проведите оргмомент занятия, который имел бы целью достичь положительного эмоционального настроя детей на работу. Сформулируйте требования к организации данного этапа коррекционного занятия.
7. Сформулируйте тему занятия по развитию памяти у детей с ОВЗ. Предложите систему целей и задач занятия, его основную структуру. Охарактеризуйте ход работы.
8. В средней группе появился новый мальчик. Он отличался пассивностью в играх и на занятиях, с трудом шѐл на контакт с детьми. Когда вечером за ним приходит мама, Никита оживляется и рассказывает ей о прошедшем дне. Причѐм в рассказах преобладают отрицательные отзывы о поведении детей. Он активно критикует поступки и действия воспитателя. Критического отношения к себе и к своим действиям у него нет. Мама убеждает ребѐнка, что в тех конфликтах, о которых он рассказывал, всегда виноваты другие дети. К чему может привести такое поведение взрослого? Составить аргументированное обращение к маме. На чем следует заострить еѐ внимание?
|
9. Пятилетний Миша проявляет большую невыдержанность на занятии по родному языку. На замечания воспитателя: «Нельзя на все вопросы отвечать только тебе », - говорит: «Мне можно, потому что я самый умный »,- и продолжает нарушать дисциплину. На занятии по конструированию Миша выглядит притихшим – работа руками ему явно не даѐтся. Поняв, что он так и не сможет склеить коробочку, отодвигает всѐ от себя со словами: «Не хочу! Не люблю я это дело!» Укажите на возможные причины такого поведения Миши. Предложите систему работы по преодолению этих проявлений
10. Иногда можно наблюдать, как активные дети проявляют «негативистическуюдемостративность»: кривляются, передразнивают, намеренно и подчеркнуто нарушают правила поведения, делают все наоборот. - Он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его специально ругали. Как будто нарочно злит нас, - жалуются родители, - Повторяет поступки, за которые уже был наказан. Политика «кнута и пряника» не приносит успеха Почему активные дети становятся неуправляемыми? Как вести себя с ними?
|
11. Родители услышали, что их пятилетняя дочка говорит бранные слова, которые никогда не произносятся в семье. Как поступить: - не придавать этому значения, надеясь, что пройдѐт с возрастом, - пристыдить ребѐнка и запретить говорить такие слова, - всем видом показать, что это плохо, возможно, перестать разговаривать с ребѐнком?
12. Воспитателей беспокоило поведение Светы: девочка не играла с детьми, на занятиях отказывалась отвечать на вопросы, была пассивна. Своими тревогами они поделились с мамой. Покивав головой и не возразив ни слова, мама пошла к заведующему и пожаловалась на педагогов, которые не могут найти общего языка с еѐ дочерью. На следующий день заведующий, вызвав в кабинет воспитателей, сказал: «Родителям нельзя жаловаться на ребѐнка, нужно всегда им говорить, что их ребѐнок лучше всех». Согласны ли вы с мнением руководителя? Чем, по-вашему, был вызван инцидент? Можно ли было избежать конфликта? Ситуации по проблеме школьной дезадаптации
13. В школу Алѐшапришѐл с интересом. На вопрос: «Тебе хочется учиться?»- ответил утвердительно. Вскоре стало ясно, что в школе Алѐшу привлекают только чисто формальные атрибуты учѐбы. Мальчику нравится новый ранец, учебные принадлежности, когда урок заканчивается и звенит звонок. Громко выкрикивая «Перемена», первым бросается к дверям. К занятиям интереса не проявляет Не может сосредоточиться даже на короткое время. Постоянно отвлекается: то сосед его задел, то карандаш упал, то на подоконник села птичка и т. Д. Во время урока может играть с игрушками. Часто задаѐт неуместные вопросы. Болтлив, во всѐ вмешивается, по всякому поводу делает замечания другим детям, не обращая внимание на присутствие учителя. О поручениях моментально забывает. На вопрос: «Почему не закончил дело?»- отвечает: «А мне надоело, я устал». - Назовите конкретные трудности адаптации мальчика к школе?
|
14. К школьной жизни особого интереса Никита не проявлял. Равнодушно принял новую для него школьную обстановку. Складывалось впечатление, что ему всѐ давно знакомо. Держится очень тихо, незаметно и именно этим обращает на себя внимание. В нѐм как будто нет столь характерной для других детей любознательности, живости реакций. На уроках также сидит тихо. На вопросы по содержанию урока отвечает невпопад. Учебные задания воспринимает с трудом или быстро отключается от них. Не смущается, когда ему делают замечания. Контакт с детьми устанавливает трудно. Во дворе играет преимущественно с детьми младшего возраста. - Как выражены трудности адаптации к школе инфантильногоребѐнка?
15. Андрей охотно принимается за всякую работу, причѐм принимается сразу, «с ходу». Часто, даже не дослушав объяснения, начинает что-то активно делать: переставляет, потрогает одно, другое. Действия хаотичны, нецеленаправленны. Пройдѐт немного времени и мальчик начинает отвлекаться от работы. Интерес переключается на то, сколько успела сделать соседка, чем занят учитель, что происходит за окном и т. д. Поведение становится всѐ более беспокойным. Начинает «плясать» ручка в руках, покачивается голова, приходят в движение ноги. Работа из интересной превращается в невыносимую. Результатом еѐ может явиться всѐ, что угодно, но только не то, что требовалось. - Какие распространѐнные особенности детей риска лежат в основе перечисленных трудностей в овладении учебной деятельностью?
16. Ребенку 7 лет. Учиться в первом классе общеобразовательной школы первый год. До этого воспитывался дома бабушкой, которая его очень любила и уделяла много внимания тому, чтобы он был сыт, не заболел, читала ему книги. По словам самой бабушки «ублажала, как могла». Мальчик привык, что все его желания выполнялись. Ему не были сделаны прививки из-за энсудативного диатеза и родители старались, чтобы он поменьше общался с детьми. С первых дней в школе начались конфликты. Мальчик не хотел идти в школу. На уроках порой не слышал учителя. Дома с заданиями справлялся, но любил, чтобы рядом был кто-нибудь из взрослых. В школе стал отставать в ученье. Родители обратились к знакомой учительнице – дефектологу за советом.
17. Проанализируйте ситуацию и выполните задания. При клиническом обследовании у больного выявлен спастический двусторонний парез мышц языка и мимической мускулатуры. Он с трудом надувает щеки и округляет губы, вытянуть их вперед «трубочкой» не может. Язык тонически напряжен, отодвинут в задний отдел полости рта; объем его активных движений ограничен. Артикуляция звуков смазанная, нечеткая, отмечается гиперназальность. Р заменяется щелевым звуком; Ш, Ж звучат нечисто, артикуляция всех гласных и большинства согласных отодвинута назад. Связная речь больного малоразборчива. 1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
18. Проанализируйте ситуацию и выполните задания. К специалисту обратилась женщина с просьбой обследовать её четырёхлетнего сына. У ребенка отмечается гиперназальность. В строении неба не обнаруживается видимых аномалий. Однако при пальпировании выявляется разнородность структуры мягкого неба. 1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение. 2. Определите симптоматику и опишите возможные варианты прогноза у данного ребенка.
19. Проанализируйте ситуацию и выполните задания. У воспитанников подготовительной группы для детей с ФФН отмечаются замены и смешения звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, аффрикат и их составляющих, трудности в различении звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам, недостаточная готовность к осуществлению звукового анализа и синтеза. 1.Квалифицируйте представленные ошибки, определите их возможные механизмы. 2. Подберите задания на исследование фонематического восприятия у дошкольников.
20. Сегодня в группе 12 детей. Дефектолог в тетради взаимосвязи дал задание по разучиванию стихотворения с Данилом. Вопросы: 1. В какое время нужно организовать эту работу? 2. Как организовать работу, чтобы другие дети не мешали Данилу и воспитателю?
21. Мише 4,5 года, обследованПМПК по методике Е.А. Стребелевой. В протоколе отражено, что Миша не умеет составлять рассказ по серии сюжетной картинок, а лишь перечисляет предметы и называет слова – действия. При исправлении речи ребёнка или попытке научить составлять предложения из 2-х слов, Миша замыкается. Вопрос: 1. С чего нужно начинать работу логопеду, чтобы преодолеть это проявление? 2. Методики каких авторов можно использовать при планировании логопедической работы по развитии связной речи? Почему?
22. Серёже 5 лет. В ходе обследования выявлено: интеллект в сохранён, словарный запас в пределах обиходно – бытовой тематики. В речи предложения из 3- х слов. При составлении рассказа по сюжетной картинке путает слова по ситуативному сходству, последовательность событий не удерживает. Стихотворения наизусть не рассказывает. Причинно – следственные связи понимает. Вопрос: 1. Методикой какого автора можно воспользоваться при развитии связной речи у Серёжи?
23. Предложите тему занятия по развитию двигательных навыков ребенка в школе 8 вида. Проведите тематическую пальчиковую гимнастику в соответствии с выбранной вами темой. Проанализируйте ее задачи. Предложите несколько вариантов тематических пальчиковых гимнастик.
24. Предложите тему занятия по развитию лексико-грамматических навыков ребенка в школе 8 вида. Проведите двигательно-речевую физминутку в соответствии с выбранной вами темой. Проанализируйте ее задачи. На развитие каких процессов может быть направлена двигательно-речевая физминутка.
25. Предложите тему занятия по развитию связной речи или лексико-грамматических навыков ребенка в школе 8 вида. Проведите оздоровительно-гигиеническую физминутку. Проанализируйте ее задачи.