Актуальность данной программы также в том, что это попытка предложить долгосрочный курс обучения в области спортивного и краеведческого туризма.




МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Дом детского и юношеского туризма и экскурсий

 

 
 
УТВЕРЖДЕНА на педагогическом совете Дома детского и юношеского туризма и экскурсий ЮОУО ДО г. Москвы Протокол № __ от «___» сентября 200__ г.     Директор ГОУ ДДЮТЭ О. Ф. Подгузова

 

 


АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»

 

 

Автор — педагог дополнительного образования

Милёхин Дмитрий Юрьевич.

Место работы автора — ГОУ СОШ № 496 ЮОУО

Место реализации программы — ГОУ ДДЮТЭ ЮОУО

 

Москва

2008 год.

 


 

 

Автор программы Милёхин Дмитрий Юрьевич
Квалификация Первая квалификационная категория, 13 разряд
Педагогический стаж 15 лет
Инструкторское звание Инструктор детско-юношеского туризма
Основное место работы ГОУ СОШ № 496 ЮОУО ДО г. Москвы
Адрес реализации программы Дом детского и юношеского туризма и экскурсий ЮОУО ДО г. Москвы. 115404, Москва, ул. Бирюлевская, д. 7а, Туристский отдел.
Телефон +7(499)614 3889 рабочий
E-mail omas@narod.ru
Рецензенты:
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры экономической географии МГОПУ им. Шолохова М. А., инструктор туризма САМОХИН Ю. С.
Заместитель директора ГОУ ДДЮТЭ ЮОУО ДО г. Москвы по учебно-воспитательной работе, инструктор спортивного туризма международного класса, старший тренер-преподаватель, мастер спорта СССР ХАРЧЕНКО А. Ф.
     

 

 

Программа «Спортивный туризм» составлена на основании существующих типовых программ «Пешеходный туризм» 1984 года, «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели», примерной программы подготовки туристских кадров и собственных экспериментальных авторских разработок, реализованных в течение последних четырех лет на базе Московской лингвистической гимназии № 1527 ЮОУО МКО и ЦДЮТЭ ЮОУО МКО.

При разработке учитывались следующие документы и материалы:

Закон «Об образовании» от 1996 года

Федеральный закон «Об основах туристической деятельности»

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования /приказ № 707 от 25.09.2001 г. МКО/.

 

Программа «Спортивный туризм» по времени, на которое рассчитана, является долгосрочной, а по характеру — комплексной многопрофильной авторской программой.

 

 

Программа сертифицирована Организационным комитетом Московского городского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей.

СЕРТИФИКАТ Рег. № 4

Председатель оргкомитета конкурса В. П. Голованов.

Председатель конкурсной комиссии Г. П. Буданова.

Москва 2002 год.

 

«Жизнь может дать тебе все, на что у тебя хватит смелости».

Яцек Е. Палкевич

Итальянский путешественник

 


 

Содержание:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение________________________________________________________________________________ 4

Основная концепция программы._____________________________________________________________ 5

Общие сведения об учебной группе___________________________________________________________ 6

Основные цели___________________________________________________________________________ 6

Задачи, раскрывающие цели________________________________________________________________ 7

Структура программы._____________________________________________________________________ 7

Условия для реализации программы._________________________________________________________ 8

Критерии оценки результатов_______________________________________________________________ 9

Способы оценки результатов._______________________________________________________________ 9

Прогнозируемые результаты_______________________________________________________________ 10

Апробация разделов программы____________________________________________________________ 10

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Базовый модуль (Базис)___________________________________________________________________ 11

Основной модуль (Профиль)_______________________________________________________________ 13

Дополнительный модуль (Нагрузка)_________________________________________________________ 14

3. ПРОГРАММА

Базовый модуль (Базис)________________________________________________________ 15

Блок Б1. Азбука туризма.__________________________________________________________________ 15

Блок Б2. Ориентирование и топография.______________________________________________________ 15

Блок Б3. Основы медицинских знаний________________________________________________________ 16

Блок Б4. Организация питания в походе______________________________________________________ 16

Блок Б5. Туристское снаряжение____________________________________________________________ 17

Блок Б6. Гидрометеорология_______________________________________________________________ 17

Блок Б7. Экологическая подготовка туриста__________________________________________________ 17

Блок Б8. Краеведческая подготовка туриста__________________________________________________ 17

Блок Б9. Туристские узлы_________________________________________________________________ 17

Блок Б10. Безопасность туризма____________________________________________________________ 18

Блок Б11. Туристские соревнования_________________________________________________________ 18

Блок Б12. Туристские биваки_______________________________________________________________ 18

Основной модуль (Профиль)____________________________________________________ 19

Блок ОП. Техника пешеходного туризма_____________________________________________________ 19

Блок ОГ. Техника горного туризма__________________________________________________________ 19

Блок ОЛ. Техника лыжного туризма_________________________________________________________ 20

Блок ОВ. Техника водного туризма._________________________________________________________ 20

Блок ОР. Техника парусного туризма________________________________________________________ 20

Дополнительный модуль (Нагрузка)_____________________________________________ 21

Блок ДФ. Физическая подготовка туриста____________________________________________________ 21

Блок ДП. Фотография в туризме____________________________________________________________ 21

Блок ДА. Автономное существование________________________________________________________ 22

4. ПРИЛОЖЕНИЯ______________________________________________________________ 23

Приложение 1. Примерные структуры курсов._________________________________________________ 23

Приложение 2. Словарь новых слов и терминов._______________________________________________ 26

Приложение 3. Поурочное планирование (календарный план) по курсу «Спортивный туризм»__________ 29

Приложение 4. Межпредметные связи._______________________________________________________ 31

Приложение 5. Список рекомендуемой литературы.____________________________________________ 33


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Введение

 

Туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Несмотря на сложную внутриполитическую и экономическую обстановку в стране, тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты. Правда, туризм сегодня не только самый массовый вид, но и один из наиболее дорогих. Но люди находят средства и способы хотя бы на неделю-две вырваться из плена городов и окунуться в чарующий мир первозданной природы.

Но там же и подстерегают опасности, от ко­торых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстре­мальной ситуации, например, заблудиться в лесу.

Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстре­мальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного городского жителя может стать экстремальным даже поход за грибами в пригородный лесопарк, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, укус змеи, травма и т.п.

В повседневном быту городского жителя навыки выживания в природе тоже далеко не лишние. Вот лишь некоторые случаи, когда мы остро ощущаем свою зависимость от повседневных благ цивилизации: перебои с водой, газом, электроэнергией, отоплением; техногенные аварии, стихийные бедствия в условиях населенной местности и т.п. Во всех этих случаях лучше обратиться к природе, покинув на время, ставшую враждебной, привычную среду обитания.

К сожалению, современное узкоспециальное и теоретизированное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.

Но туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.

Актуальность программы

Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.

Но, к сожалению, на сегодняшний день в системе дополнительного образования не существует определенной ясности на преподавание туризма. Сотни энтузиастов туризма, работающих в сфере образования, сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия программы. Да, видов туризма достаточно много, у каждого педагога свои взгляды на туризм и свой профиль. Один, в силу своего небольшого опыта или здоровья, ходит только по Подмосковью, другой стремиться воспитать покорителей Эвереста, третий не мыслит себе жизни без бурной воды, закручивающей каяк в «бочку» и так далее. Есть, и таких большинство, туристы-универсалы, которые летом ходят в горы, зимой — на лыжах, а весной окунаются в бурную воду на своих утлых судах.

В походе турист имеет возможность вплотную наблюдать жизнь различных экосистем. Занимаясь пешеходным туризмом, ребенок знакомится с природой равнин и среднегорья, путешествуя на байдарках, он вплотную сталкивается с жизнью водоемов и на практике знакомится с некоторыми законами гидродинамики. Отправляясь зимой на лыжах в поход, ребенок получает возможность изучить жизнь экосистем в холодное время года и так далее. Таким образом, многопрофильность программы, связанная с разделами краеведения и экологии, является одним из средств, позволяющих реализовать основные цели программы.

Предлагаемая программа есть первая попытка собрать воедино несколько видов туризма и предложить их для системы дополнительного образования — туристских клубов, секций, кружков, групп.

Опыт убедил, что, приходя в туристское объединение в возрасте 11-13 лет, ребенок продолжает занятия не только до окончания школы (16-17 лет), но и после совершеннолетия. Таким образом, фактическая продолжительность обучения составляет не менее 4-5 лет. На сегодняшний день, практически, не существует программы единого долгосрочного курса по туризму. Все имеющиеся программы ограничены максимально 4-летним сроком.

Актуальность данной программы также в том, что это попытка предложить долгосрочный курс обучения в области спортивного и краеведческого туризма.

Структура программы позволяет спланировать курс максимально на срок 6-8 лет. Последние ступени обучения, по сути, являются подготовкой инструкторских туристских кадров. При апробации программы, в нее будет добавлен еще один модуль — Инструкторский, включающий основы педагогики, психологии и методики преподавания.

 

Основная концепция программы.

 

Если говорить об основной идее, концепции программы, то она достаточно проста и строится из трех взаимосвязанных линий.

Первое и основное — идея гносеологической спирали (спирали познания) Остапца-Свешникова, т. е. развитие от близкого к дальнему, от простого к сложному. Конечная цель каждого года обучения — летний зачетный поход. С каждым годом сложность походов возрастает, соответственно с каждым годом углубляются и расширяются знания учащихся по тем или иным вопросам. Т. е. все планирование в течение года привязано к конечной цели — дать то, что понадобится в зачетном походе.

Для возможности реализации такого «наслоения» материала все разделы программы разделены на профильные модули, а каждый модуль — на тематические блоки. У педагога есть возможность строить планирование на несколько лет вперед, добавляя в программу каждого года все новые и новые разделы программы, закрепляющие и обобщающие ранее изученный материал. Модульность программы — это вторая идея, на которой построена данная программа. Деление на модули позволяет также более четко отслеживать межпредметные связи при разработке планирования, привязывать изучение различных блоков программы к конкретным разделам школьных предметов.

Но постепенное изложение материала, также, создает простор для творческого поиска учащихся, т. е. активизирует познавательную деятельность учащихся. Они пытаются самостоятельно искать пути решения различных проблем, восполняя пробелы за счет учебно-популярной туристской, краеведческой литературы. Для поддержания этой творческой активности мною был использован так называемый метод проектов. По завершении очередного «витка спирали», детям предлагается зачетная курсовая работа по самостоятельной разработке маршрута. Здесь от них требуется применить все ранее полученные знания и навыки на практике, а также реализовать свою познавательную активность, изучая район будущего похода. И с каждым «витком спирали» сложность заданий, как и походов, увеличивается. Третья идея — применение инновационного метода проектов при итоговой оценке знаний, умений и навыков — позволяет в полном объеме реализовать познавательную активность учащихся, а использование дифференцированных заданий (маршруты сложнее, проще) дает возможность самовыражения и реализации своих идей даже отстающим. Ведь, зачастую, в туризм идут дети с проблемами в общении, из неблагополучных семей и т.п. И здесь нужно не отсеивать по успеваемости («У тебя двойки, а мне двоечники не нужны»), а воспитывать познавательный интерес, желание учиться, узнавать новое. Сложность зачетных заданий можно варьировать, добавляя или исключая из них различные блоки программы.

 

Общие сведения об учебной группе

 

Данная программа рассчитана на постоянный состав учащихся, занимающихся на протяжении нескольких лет (минимум один, максимум шесть) в туристско-спортивном или туристско-краеведческом объединении.

Комплектовать состав группы следует из учащихся не моложе 11 лет, т. е. пятиклассников, хотя, на практике возрастные рамки определяются физическими и психологическими возможностями детей и соответствуют требованиям к школьникам — участникам туристских походов. (Инструкция по организации и проведению туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений г. Москвы Приказ МДО № 81 от 19. 03. 1993)

При наборе группы следует учитывать, что, в связи с естественной текучкой, количественный состав группы будет меняться. Опыт показывает, что следует набирать несколько большее число учащихся, чем необходимо для формирования учебной группы (минимальный состав — 15 человек). Но опыт проведения походов говорит, что с увеличением туристской группы увеличивается и риск травматизма в походе, поэтому к дальним категорийным зачетным походам должны допускаться только наиболее подготовленные члены группы, а состав группы не должен превышать 12 человек (10 детей и 2 руководителя). Для непродолжительных походов по Центральной России допустимы группы численностью до 17 человек (15+2). Через три-четыре года занятий обычно формируется «схоженая» команда численностью около 12 человек. Это и есть та цифра, на которую следует ориентироваться при наборе новой группы.

 

Основные цели

 

Основные цели, которых хотелось бы добиться при обучении детей по предлагаемой программе, я вижу в следующем:

– физическое и духовное развитие личности;

– воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране;

– формирование чувства патриотизма и гражданственности;

– уточнение, подтверждение полученных и приобретение новых знаний по предметам школьной программы, взаимосвязанных с туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельностью[1];

– выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с природой и культурными памятниками родной страны;

– формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов (системы выживания);

– овладение ребенком основными спортивно-техническими профессиональными навыками в данной области;

– развитие способности к принятию творческих решений в нестандартных жизненных ситуациях на основе имеющегося багажа практического опыта, т.е. переход количества практического опыта и знаний в качество оригинальных решений;

– социальная адаптация детей и подростков из неблагополучных семей и детей с отклонениями в социализации;

– воспитание в школьниках основных человеческих качеств: взаимовыручки, дружбы, честности, бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости.

Задачи, раскрывающие цели

Поставленных целей можно добиться, решая основные воспитательные, познавательные и оздоровительные задачи, а именно:

— пропаганда туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;

— пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;

— участие в туристских соревнованиях, проводимых округом, городом;

— формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы;

— привлечение наиболее опытных выпускников к работе в должности педагога дополнительного образования;

— изучение культуры и природы России через туристские походы, посещение памятников истории и природы.

 

Структура программы.

 

Предлагаемая программа имеет блочно-модульную структуру, позволяющую составлять наиболее удобное планирование в соответствии с нагрузкой педагога, профилем его кружка и личным опытом, а также опираясь на принцип постепенного изложения материала от простого к сложному.

Программа состоит из трех основных профильных модулей: Базового модуля (Базиса), Основного модуля (Профиля) и Дополнительного модуля (Нагрузки), каждый из которых делится на тематические блоки.

Базовый модуль (Базис).

Туризм — дисциплина комплексная, включающая в себя ряд разделов. Принято рассматривать не просто туризм, а его отдельные виды: туризм пешеходный, горный, водный, лыжный, парусный, спелео, вело и т.д. Но во всех видах туризма обучение новичка идет по одному и тому же пути: сначала даются определенные базовые знания, общие для всех видов туризма и лишь потом начинается специализация.

Таким образом, в туризме можно выделить несколько разделов, общих для всех видов. Эдакий ликбез, азбука туризма. Именно эти разделы были вынесены в Базовый модуль и, на мой взгляд, являются обязательными для изучения начинающими туристами. Без знания этих разделов туристской жизни нельзя говорить о подготовленности туриста.

Следует обратить внимание на разделы экологической и краеведческой подготовки туриста. Эти разделы недаром включены в Базовый, то есть обязательный для всех, модуль. Именно через экологическую и краеведческую работу возможно достижение основных целей данной программы. Путешествуя, ребенок знакомится с окружающим миром, на практике постигает его законы, и задача руководителя — всеми способами способствовать развитию этого интереса. Через краеведческую работу ребенок знакомится с культурой, географией, историей родной страны. Через экологическую работу детям прививается бережное отношение к природе. А это и есть решение основной задачи программы — воспитание в детях чувства патриотизма и привитие основных человеческих качеств, как-то: взаимовыручки, дружбы, честности, бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости. Следует обратить внимание, что на изучение этих разделов отведено максимальное количество учебного времени. Это объясняется тем, что изучение этих блоков должно идти в течение всего времени занятий туризмом, т.е. в планирование каждого года следует включать блоки краеведческой и экологической подготовки. Это и понятно, ведь каждый раз, собираясь в поход, туристу приходится тщательно изучать район путешествия, а это и есть одна из форм краеведческой работы.

Раздел Базис может быть почти полностью использован при планировании курса «Юный турист» для учащихся 5-6 классов. После изучения Базового модуля, учащиеся уже имеют представление о туризме вообще и могут выбирать для себя интересующий их профиль. Но это хорошо, когда есть из чего выбирать. А если педагог один? В этом случае, он планирует весь курс обучения на несколько лет, включая в свой план те разделы, которые удовлетворяют его опыту, перемешивая Базовый модуль и Основной. При этом желательно, чтобы Базовый модуль был изучен в течение первых двух-трех лет, а в последующие годы шло бы уже совершенствование мастерства по выбранному профилю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: