Подумайте, насколько слово востребовано в русском языке, войдет ли оно в активный словарный запас.




Контрольная работа по курсу «Активные процессы в лексике русского языка»

направление 44.03.01 Педагогическое образование

профиль Филологическое образование

(2018–2019 учебный год, 4 курс, заочное отделение)

Электронный вариант контрольной работы может быть прислан студентом до начала сессии по электронной почте преподавателя: rvrazumov@list.ru. По этому же адресу осуществляется консультирование студентов преподавателем в межсессионный период. При общении по электронной почте в теме письма необходимо указать название предмета, форму обучения и свою фамилию.

Письменный или распечатанный вариант контрольной работы сдается в деканат заочного отделения или на кафедру русского языка (316 аудитория) до начала зимней сессии или в первый день зимней сессии. На титульном листе контрольной работы должны быть указаны: название предмета, имя, отчество и фамилия студента (полностью), номер зачетной книжки, номер варианта, фамилия и инициалы преподавателя.

На письма, содержание которых не связано с выполнением контрольной работы, преподаватель отвечает по своему усмотрению.

 

Требования к оформлению текста

Задание выполняется в письменном виде в тонкой тетради или на отдельных листах или набирается на компьютере и распечатывается.

Требования к оформлению печатного текста: текст печатается на одной стороне бумаги формата А4: размер левого поля 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм. Текст работы набирается через 1,5 межстрочный интервал шрифтом Times New Roman, кегль 12.

Требования к оформлению письменного текста: текст пишется на листах формата А4 или на тетрадных листах. При выполнении работы на листах в клетку текст должен быть написан через строчку.

Общие требования:

1) наличие полей в работе;

2) текст должен быть вычитан, он не должен содержать орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических ошибок, в нем должны быть исправлены опечатки.

 

Распределение вариантов

1 вариант Божко (Лошманова) Кира Александровна –? Гасюк Татьяна Сергеевна Котельникова Кристина Михайловна Махова Ксения Сергеевна Платонова Анна Сергеевна Чайка Ирина Владимировна Шевченко Марина Сергеевна
2 вариант Вихрова Анастасия Игоревна Заболотская Ирина Алексеевна Лачева Кристина Александровна Силантьева (Нерыдаева) Виктория Евгеньевна Сашина Анастасия Александровна Чистякова Лилия Александровна
3 вариант Волкова Ольга Николаевна Кононова Тамара Михайловна Осина Наталия Михайловна Павлова Александра Андреевна Хашиева Хадиза Мухамедовна Шанскова Александра Михайловна

 

Задание 01.

Прочитайте статью И.А. Стернина «Социальные факторы и развитие современного русского языка». Какие социальные факторы обуславливают развитие языка на современном этапе, а какие уже не характерны для нашего времени? Сможете ли вы добавить какие-то социальные факторы, определяющие изменение языка в 2015–2017 гг.?

Примечание: статью И.А. Стерина можно найти по адресу: www.philology.ru/linguistics2/sternin-00.htm.

Задание 02

Подготовьте тезисы 5 научно-популярных статей журнала «Русская речь» (по собственному выбору), рассматривающих различные активные процессы в лексической системе русского языка в 2000-е гг.

Примерная тематика публикаций, которые могут быть выбраны для составления тезисов: семантические изменения в лексике; появление новых слов и фразеологизмов; перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; ключевые слова, слова года; современные заимствования; стилистические процессы в современной лексической системе; коммерческая номинация; особенности стиля современных писателей и поэтов (современные — это писатели и поэты 1990–2000-х гг.).

 

Распределение журналов для составления тезисов

Божко (Лошманова) Кира Александровна –? 2017 №№ 01-02
Вихрова Анастасия Игоревна 2017 №№ 03-04
Волкова Ольга Николаевна 2017 №№ 05-06
Гасюк Татьяна Сергеевна 2016 №№ 01-02
Заболотская Ирина Алексеевна 2016 №№ 03-04
Кононова Тамара Михайловна 2016 №№ 05-06
Котельникова Кристина Михайловна 2015 №№ 01-02
Лачева Кристина Александровна 2015 №№ 03-04
Махова Ксения Сергеевна 2015 №№ 05-06
Осина Наталия Михайловна 2014 №№ 01-02
Павлова Александра Андреевна 2014 №№ 03-04
Платонова Анна Сергеевна 2014 №№ 05-06
Сашина Анастасия Александровна 2013 №№ 01-02
Силантьева (Нерыдаева) Виктория Евгеньевна 2013 №№ 03-04
Хашиева Хадиза Мухамедовна 2013 №№ 05-06
Чайка Ирина Владимировна 2012 №№ 01-02
Чистякова Лилия Александровна 2012 №№ 03-04
Шанскова Александра Михайловна 2012 №№ 05-06
Шевченко Марина Сергеевна 2011 №№ 05-06

 

Тексты статей можно найти на официальном сайте журнала в Интернете (russkayarech.ru) или в фундаментальной библиотеке ЯГПУ.

 

Для справки

Тезисы — вид самостоятельной работы, предполагающий создание основных положений чужого научного труда в виде кратких компактных суждений, передающих сжато, без искажений, основное содержание исходного текста. Количество тезисов должно совпадать с количеством информативных центров текста, т.е. каждый тезис, занимающий отдельный абзац, должен отражать одну микротему. Для обозначения формальной логической связи между тезисами могут быть использованы вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых…) или сквозная нумерация каждого тезиса (1 2, 3….). Для тезисов характерен лаконизм стиля, отсутствие цитат и примеров, графиков, рисунков. Тезисы могут быть: вторичными, т.е. передавать главную информацию какого-либо первоисточника, и первичными, т.е. создаваться к предстоящему выступлению на семинаре или конференции.

 

Задание 03

Проанализируйте с помощью словарей и собственного речевого опыта изменения в семантике нижеприведенных слов. Сравните толкование слов в словарях, изданных в СССР до 1985 г. (МАС, словарь С.И. Ожегова), и современных толковых словарях (Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2006; электронная версия размещена на сайте www.gramota.ru). Попробуйте определить, какие семантические процессы произошли со словом (реструктуризация семантической структуры слова, смысловая модификация, детерминологизация, семантическая деривация, семантическая редупликация, омонимическое притяжение, развитие энантиосемии).

1 вариант афганец, гимназия, зеленка, казнить, контора, майка, наемник, ночник, панихида, стучать.
2 вариант академия, благословить, вертушка, дождевик, наезжать, народник, обуть, пользователь, прессовать, схлопотать.
3 вариант бокал, венчаться, заложить, запасник, колледж, липучка, пакет, реструктуризация, травник, фигурант.

 

Задание 04

Перед вами список новейших заимствований, активно используемых в СМИ и Интернете, но практически не зафиксированных в словарях. Попытайтесь выступить в роли составителя словаря. Охарактеризуйте каждое слово по плану:

1) точное значение (определите его по сочетаемости слов);

2) грамматические показатели;

3) функционально-стилевая окраска (если есть);

4) эмоционально-экспрессивная окраска (если есть).

Подумайте, насколько слово востребовано в русском языке, войдет ли оно в активный словарный запас.

 

1 вариант аутлет, байопик, бомбер, брашинг, бургер, вебинар, джеггинсы, наггетс, слипоны, снек,
2 вариант броссаж, дайкири, дискаунтер, капкейк, кроксы, леггинсы, парка, скайп, скрапбукинг, тофу,
3 вариант буритто, латте, лифтинг, клатч, лоукостер, лоферы, свитшот, тачскрин, фанфик, фреш,

 

Задание 05.

Проанализируйте лексический состав предложенных контекстов, взятых из современных СМИ. Найдите примеры стилистических процессов (межстилизации, коллоквиализации ), происходящих в лексической системе русского языка. Что бы вы предложили отредактировать и почему?

1 вариант В 14 лет он загремел на «малолетку» за кражу. О чем, спиваясь, мамаша ничуть не пожалела — она даже не явилась в суд на оглашение приговора. <...> Освободился Генка в прямом смысле на улицу. Дома у него уже не было — частная хибарка в Приокском районе по неизвестной причине сгорела дотла. Куда подевалась опойка-мать, никому из бывших соседей ведомо не было. Скорее всего, где-то бомжует, если уже не околела в холодной подворотне.
2 вариант Как-то мой приятель, начинающий бизнесмен, ввалился ко мне с вытаращенными от недоумения глазами и заявил, что его вот-вот наградят — золотым орденом Славы. <...> Обычно «окучивают» провинцию, в Москве это уже считается моветоном. А где-нибудь в Мухосранске сидит никому не известный директор мукомольного завода, которому предлагают купить минуту славы и, к примеру, звание «Предприниматель года» или «Лучший мукомольщик страны».
3 вариант У меня под окном какие-то ушлепки в розовых кофтах, но с синими джинсами, с черными, но какими-то коротковатыми челками жрут полуторалитровое пиво, ржут как сивые мерины, девок таких же щипают, те ржут еще громче, слушают мелодии с мобильников, мат-перемат, да еще и весь двор загадили. Что тут можно сказать, не умеют отдыхать, уроды.

 

Задание 6

Ниже представлены слова и выражения, которые участвовали в конкурсах «Слово года». Какие из этих слов были новыми? Какие из них за прошедшие годы активно употребляются в настоящее время? Какие слова и выражения не прижились в языке или по какой-либо причине оказались на периферии? Как вы думаете, по какой причине это произошло? Используйте для проверки данные Национального корпуса русского языка, поиск в Интернете и данные современных словарей.

1 вариант «Слово года — 2015»: (1) беженцы, (2) санкции, антисанкции, санкционка, (3) война, (4) селфи, (5) терроризм, (6) дальнобойщики, (7) стартап, (8) запрещенка (запрещенная еда).
2 вариант «Слово года — 2012»: (1) Болотная, (2) окупай, (3) религархия, (4) панк-молебен, (5) карусель, карусельщик, (6) кощунницы, (7) митинг, (8) кривосудие.
3 вариант «Слово года — 2010»: (1) аватар, (2) жара, (3) морозы, (4) огнеборцы, (5) околокремля, (6) аномальный, (7) сити-менеджер, (8) смог

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: