Слова-смягчители: «Словесный ПУХ»




Активное слушание

Техники активного слушания (информационный блок)

 

Открытые вопросы

Преимущество открытых вопросов:

□ вариативность ответов;

□ мотивируют людей смотреть «вне» и «идти дальше»;

□ исследуют вглубь;

□ ведут к будущему;

□ не выносят суждений;

□ нет четких выводов.

Слова-смягчители: «Словесный ПУХ»

Словами-смягчителями могут быть, например:

□ Расскажите мне об этом подробнее...

- Я действительно хотел бы услышать ваше мнение по поводу того...

□ Мне интересно, как...

□ Поправьте меня, если я ошибаюсь, но...

□ Меня заинтересует, если...

□ Я удивляюсь тому, что вы мне говорите ... - Вы заметили, что...

- Вы точно знаете, что... - Интересно, что...

□ Что-то подсказывает мне, что...

«Повтор»

Повтор является сильным инструментом раппорта. Он обозначает ответную реакцию или суммирование информации для человека или группы, с которыми вы взаимодействуете, и представляет собой информацию, исходящую от вас к этим людям, а также информацию о том, что вы думаете по поводу полученного вами сообщения. Навык отрабатывается по мере того, как вы начинаете применять «отмотку назад», используя жестикуляцию других и их тон, темп, силу, высоту тона и языковые средства.

«Отмотка назад» — это способ уточнить получаемую инфор­мацию. Примеры:

- Позвольте мне уточнить следующее... - Скажите, правильно ли я это понял... - Иными словами... Это верно?.. - Я думаю, вы согласитесь со мной, что... Не правда ли? - Уловил ли я все ключевые моменты? Итак, главное, что вы мне сказали...Это верно? - С тем чтобы убедиться, что мы пришли к соглашению.. - Я просто хочу проиграть ситуацию еще раз... - В этом обсуждении мы зашли слишком далеко... - Я понимаю, то, что вы хотите, это... а то, что вы имеете сейчас, это...

- Давайте уточним...

- В общих словах это означает, что... Я прав?

- Для полной уверенности...

- Давайте повторим важнейшие моменты того, о чем мы сейчас

говорили.

 

1. Техники, мешающие активному слушанию:

Негативная оценка — принижение партнера (прямое оскорб­ление; негативная оценка в рамках благопристойности; указание; псевдокомплимент; совет, когда собеседник вас об этом не просит; юмор, направленный против собеседника).

Игнорирование (собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер), пренебрежение. Психологический смысл этой техники в том, что человек как бы исчезает в глазах других, перестает существовать.

Эгоцентризм (собеседник пытается найти у партнера понима­ние лишь тех проблем, которые волнуют его самого).

2. Промежуточные техники:

Выспрашивание (собеседник задает вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику).

Замечание о ходе беседы (высказывается впечатление о том, как протекает беседа). Это техника метакоммуникации, она далеко не всегда оказывается успешной и должна применяться с учетом стиля ведения беседы.

Поддакивание (собеседник сопровождает высказывания парт­нера реакциями типа: «да-да», «угу»). То, насколько эта техника способствует контакту и комфорту партнера, зависит от
степени включенности поддакивающего собеседника.

3. Техники, способствующие активному слушанию (взаимопониманию партнеров):

Перефразирование (эхо-техника). Техническая цель перефразирования — уточнение информации. Выбираются наи­более важные и существенные моменты. Особенности эхо-
техники: она особенно полезна в тех случаях, когда речь со­беседника кажется понятной, и мы не собираемся задавать вопросов для уточнения; она обладает благоприятным эмо­циональным воздействием; она способствует глубокому кон­такту, снятию напряжения.

Развитие идеи (не путать с перефразированием: оно отличается наличием элемента интерпретации!). Особенности: позволяет уточнить смысл сказанного: позволяет быстро продвинуть­ся в беседе; дает возможность получить информацию без прямых вопросов.

Резюмирование (собеседник воспроизводит высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко форму­лирует самое существенное). Особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или зашло в тупик. «И так, главное заключается…», «Как я понял, основная ваша идея заключается в…»

Сообщение о восприятии другого партнера (важно не утверж­дать, что ваш собеседник испытывает те или иные чувства, а говорить о своих впечатлениях, предположениях. Эта техника может помочь собеседнику осознать и выразить эмоции, снять излишнее напряжение, показать, что вы его понимаете и считаетесь с его состоянием).

Сообщение о собственном самочувствии (сказать о собственном состоянии нередко полезно, особенно в эмоционально напря­женных ситуациях).

Существует так называемая пирамида активного слушания,ко­торая состоит из трех уровней:

уровень 1 (самый низкий) поверхностное слушание, когда все внимание сосредоточено не на собеседнике, а на нас самих. Мы слушаем собеседника, но сосредотачиваемся на том, что эти слова значат для нас самих, то есть таким образом мы впитываем информацию и перерабатываем ее для себя (при­мер: когда отправляешься в другую страну, то внимание кон­центрируется на себе);

уровень 2 (средний) сфокусированное слушание, внимание полностью сосредоточено на собеседнике, и нет никакой реакции на внешний мир, эти собеседники живут в своем «мыльном пузырьке», присутствуют сопереживание, уточне­ние, подстройка (пример: общение мамы с ребенком, влюб­ленная пара и т. д.);

уровень 3 (верхний) — глобальное, всеобъемлющее слушание. Если второй уровень похож на телеграф, то третий напоминает радио, включает все, что только можно заметить, фик­сирует все эмоции, чувства, все окружение. Любой человек, добившийся успешного воздействия на публику, обладает данным видом слушания. И, чтобы стать успешным и пре­зентовать себя на высшем уровне, надо развивать в себе этот уровень активного слушания, то есть правильно собирать информацию, «играть» с ней и затем наблюдать за результа­тами.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!