Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами




Общественные отношения, рассматриваемые в рамках данного законопроекта, регламентируются Трудовым кодексом Республики Казахстан, Бюджетным кодексом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О государственном имуществе», «О занятости населения», «О разрешениях и уведомлениях», «О частном предпринимательстве», Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы» и другими правовыми актами.

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

Чтобы привлечь и удержать хороших учителей, разработчики политики должны обеспечить им стимулы к работе в виде достойной заработной платы и привлекательных возможностей карьерного роста (ЮНЕСКО).

По рекомендации экспертов ОЭСР, Казахстану необходимо перейти к системе, основанной на рабочей нагрузке, которая более свойственна странам ОЭСР, где учителя работают в течение определенного количества часов в неделю (например, 40 часов), часть которых посвящается преподаванию. Данная концепция работы учителей предполагает, что учителям необходимо время для выполнения ряда других задач и, прежде всего, для надлежащей подготовки к урокам. Это способствует повышению профессионализма учителей и привлекательности профессии, а также сократит количество учителей с чрезмерно высокой педагогической нагрузкой.

С целью привлечения квалифицированных специалистов и сокращения их оттока из сферы необходимо предусмотреть ряд мер: пересмотреть квалификационные требования и содержание профессионально-педагогического образования с учетом реалий школ; увеличить количество часов профессиональной практики в школе во время обучения в вузе/колледже, предусмотреть возможность прохождения стажировок педагогов в других школах как внутри страны, так и за рубежом по аналогу стран ОЭСР.

В ведущих странах мира проводится работа по улучшению профессиональной среды (карьерный рост, постоянное повышение квалификации и др.). Системы повышения квалификации педагогов различаются по объему, периодичности, охвату, уровню централизации.

В странах ОЭСР продолжительность курсов повышения квалификации составляет от 8 до 160 часов.

В Сингапуре и Нидерландах учителя должны уделить повышению квалификации сто и сто шестьдесят часов в год, соответственно (в рабочее время с заменой учителя). Повышение квалификации учителей в Финляндии и Сингапуре осуществляется каждый год. В Южной Корее повышение квалификации без отрыва от работы (в основном, в форме дистанционного обучения и внутришкольных семинаров и курсов) проходит около 92% учителей в год. Если в Японии и Сингапуре сфера повышения квалификации и переподготовки учителей находится под контролем государства, то в Финляндии за профессиональное развитие педагогических кадров ответственность несут работодатели, а в Швеции - на основе рыночных отношений, без участия государства.

В Казахстане функционирует система повышения квалификации с периодичностью один раз в пять лет - самая низкая периодичность в сравнении с международным опытом.

Целесообразно изменить периодичность повышения квалификации педагогов не менее одного раза в три года за счет работодателя, в рабочее время с отрывом от работы при сохранении заработной платы и замене учителя, в том числе с использованием IT-технологий (в том числе дистанционной). Аналогичные дистанционные курсы имеют место в 21 из 36 стран ОЭСР. В ряде стран практикуется повышение квалификации непосредственно на базе школ без отрыва от работы.

Концепция профессионального развития должна быть шире, чем просто посещение курсов, семинаров и конференций. Эффективное профессиональное развитие должно быть постоянным, включать обучение, практику и отзывы, предусматривать достаточно времени и последующую поддержку. Успешные программы предусматривают мероприятия, подобные тем, которые они будут использовать со своими обучающимися. В этом контексте, проводимые в организациях образования мероприятия по профессиональному развитию чрезвычайно важны. Стандарты учителей и руководителей школ должны содержать критерии качества или индикаторы профессиональной практики преподавания и руководства школой и применяться при разработке программ педагогического образования, оценке индивидуальных результатов работы, определении структур должностей и разработке программ профессионального развития (ОЭСР, 2005).

23 странах ОЭСР и ее партнерах повышение квалификации на каждом уровне образования является обязательным. Повышение квалификации в 17 из 36 стран ОЭСР необходимо для продвижения по службе и в 8 из 36 стран - для повышения заработной платы. В 14 странах ОЭСР затраты на повышение квалификации покрываются полностью государством, а в 8 странах - частично. Курсы повышения квалификации предлагаются в высших учебных заведениях (36 стран), в педагогических вузах или колледжах (30 стран), в школах (31 страна) и в частных компаниях (30 стран). Также провайдерами курсов являются государственные учреждения для повышения квалификации педагогических кадров (22 страны), объединения учителей (20 стран), местные исполнительные органы (18 стран). Инспекции предоставляют такие услуги только в 6 странах.

Особый социальный статус педагогических работников в странах на постсоветском пространстве подчеркивается специальными (только для них предназначенными) социально ориентированными мерами, закрепленными в законодательстве. Педагогические кадры имеют право на приоритетное обеспечение жилой площадью, предоставление служебного жилого помещения, земельного участка, предоставление беспроцентных ссуд на индивидуальное жилищное строительство, льготное кредитование, пенсию по выслуге лет, предоставление удлиненного отпуска, бесплатное медицинское обслуживание, льготы в оплате коммунальных услуг в сельской местности, на отпуск на контрактной основе продолжительностью до трех месяцев с сохранением заработной платы для разработки учебников, методических работ, монографий по государственному заказу, льготное обеспечение учебно-методической и научной литературой, санаторно-курортное лечение, отдых в пансионатах и туристических базах на льготных условиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: