Решение данных задач требует системного подхода, предполагающего определение педагога в отдельную категорию субъекта правовой защиты.




КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

«О СТАТУСЕ ПЕДАГОГА»

1. Название проекта закона – Закон Республики Казахстан «О статусе педагога».

 

Обоснование необходимости разработки проекта закона

Концепция проекта закона разработана в рамках Послания Главы государства народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение дохода и качества жизни» от 5 октября 2018 года: «Считаю необходимым разработать и принять в следующем году Закон «О статусе педагога». Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций».

Отдельный статуарный закон необходим для кардинального исправления положения педагогов, которое, несмотря на ежегодные улучшения, все еще не способствует притоку и удержанию квалифицированных кадров. Накануне тридцатилетия Независимости республики профессия педагога все еще остается наименее востребованной среди лучших выпускников школ. Так, средний балл на грант по педагогическим специальностям в 2018 году составил 78–84 балла из 140 возможных (наиболее низкий балл среди специальностей). Более того, подавляющее большинство обучающихся (70-80%) поступают на педагогические специальности на платной основе с еще более низким баллом – 50.

Заработная плата молодого специалиста с высшим образованием составляет: в дошкольном образовании 54 тыс. тенге, в среднем – 60 тыс. тенге.

Существующее обстоятельство из года в год приводит к неблагоприятному отбору педагогов при выборе специальности, высокому оттоку кадров как во время обучения в вузе (порядка 35%), так и после его завершения. В результате перетока кадров, несмотря на значительное увеличение государственного образовательного заказа, в организациях образования имеет место дефицит педагогов дошкольного воспитания и обучения, английского языка и узких специальностей (специальных педагогов, музыки и др.).

Высока степень феминизации педагогической профессии. К примеру, в среднем образовании Казахстана доля женщин на 10% выше среднего международного значения (80,3% против 69%).

Удовлетворению профессией и удержанию в ней препятствуют сохраняющийся значительный объем несвойственных функций и непредвиденных проверок, недостаточная педагогическая автономия, отсутствие специального режима правовой защиты педагога, вынужденная высокая педагогическая нагрузка для достижения адекватного уровня оплаты ежемесячного труда и связанная с этим чрезмерная психоэмоциональная нагрузка, декларативный характер многих гарантий и льгот.

Предлагаемый законопроект направлен на повышение статуса педагога, который включает реализацию прав и гарантий на академические свободы, педагогическое и научное творчество, а также осуществление мер государственной, общественной поддержки и признания, независимо от уровней образования, форм собственности, типов и видов организаций образования.

Решение данных задач требует системного подхода, предполагающего определение педагога в отдельную категорию субъекта правовой защиты.

В настоящее время статус педагога регулируется:

Законом Республики Казахстан «Об образовании»;

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»;

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц»;

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки»;

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 123 «Об утверждении Реестра должностей гражданских служащих в сфере образования и науки» и другими правовыми актами;

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2008 года № 40 «Об утверждении Правил об исчислении заработной платы работников государственных организаций образования, финансируемых за счет средств бюджета»;

Приказом Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» от 8 июня 2017 года № 133 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог».

Несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу, статус педагога недостаточно регламентирован на законодательном уровне, не соответствует запросам общества, не отвечает современным вызовам и, как следствие, требует более полного и четкого определения профессионального и социального статуса педагога, независимо от форм собственности организаций образования.

Цели, задачи и принципы педагогической деятельностив настоящее время определяются обобщенно, без уточнения их содержательного наполнения. Основываясь на положениях Конституции Республики Казахстан, в Законе Республики Казахстан «Об образовании» нормы права недостаточно согласованы с правилами отраслевой интерпретации, которые предполагают обязательное предусмотрение системы гарантий, ориентированных на создание правовых условий, обеспечивающих максимально точное соблюдение принципов государственной политики в области образования, достижение целей и решения задач в полном объеме.

Сообразно каждой цели предусмотрены свои задачи. Предлагаемое структурирование целей и задач предопределяет их однозначное понимание и применение субъектами отношений в сфере педагогической деятельности в целом и педагога – в частности.

Правовая защита определяется возможностью наступления административной ответственности в случаях нарушения интересов педагога, к примеру за:

- привлечение педагога к выполнению функций, несвязанных с его профессиональной деятельностью;

- незаконное требование по представлению различных отчетов и информации, не входящие в профессиональные обязанности педагога;

- необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога и/или воспрепятствование педагогу в осуществлении его профессиональной деятельности;

- унижение чести и достоинства педагога;

- незаконные сборы с заработной платы педагога, в т.ч. понуждение педагога приобретать какие-либо ТМЦ для обеспечения учебного процесса.

В действующем законодательстве предусмотрены гарантии соблюдения прав, свобод и законных интересов педагогов, которые носят общий описательный характер, в результате чего эффективность гарантий является недостаточной. Для устранения имеющегося формализма и декларативности соответствующих положений в Законе «Об образовании» в проекте предлагается выделить в самостоятельные статьи:

– права педагога в профессиональной деятельности;

– обязанности педагога в профессиональной деятельности;

­– юридическая ответственность всех участников образовательного процесса.

Законопроект также предусматривает:

– гарантии обеспечения прав педагогических работников на безопасные и благоприятные условия труда;

– предоставление детям педагогов внеочередного места в детские дошкольные организации по месту жительства местными исполнительными органами;

– право педагога на награды, почетное звание за большие заслуги в системе образования и науки Республики Казахстан;

– достойное пенсионное обеспечение с предоставлением права выхода на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста, на основании непрерывного 30-летнего стажа преподавательской работы (выслуга лет);

– дополнительные меры материального поощрения труда педагогов, устанавливаемые местными исполнительными органами (к праздничным датам, единовременные вознаграждения, местные знаки отличия и почетные звания);

– дифференцированные доплаты педагогам за наличие ученой степени;

– нормы по реализации приемлемых механизмов обеспечения педагогических работников жильем (служебное жилье, общежитие, жилищный лизинг);

– меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставлению земельных участков в порядке и размерах, утвержденных местными исполнительными органами.

Улучшению качественного состава педагогов и решению вопроса дефицита узких специалистов будет способствовать внедрение переподготовки профильных специалистов по смежным педагогическим специальностям («боковой вход» в профессию). В законопроекте предлагается внедрить нормы о привязке требований о квалификации и компетентности, содержании, качестве и условиях труда к профессиональному стандарту педагога как части Национальной системы квалификации.

В действующем законодательстве детализация обязанностей, запретов, ограничений и ответственности педагога в целом является отсылочной и базируется на положениях ведомственных актов. Такое размещение нормативного материала создает условия для хаотичного, бессистемного регулирования правоотношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: