Сущность языка и его функции
Язык, то есть способность к говорению, не является врожденной. Язык проникает в человека «извне» и освоенным языком не обязательно может быть родной. Язык может забываеться, если им не пользоваться, то есть о подлинном существовании языка можно говорить, если им пользуются. Язык существует поскольку он функционирует, а функционирует он в речи.
Гонсеологическое определение
Познание языка начинается с восприятия речевых фактов
Язык – психич явление, результат типизации и обобщения частных речевых актов.
Язык – абстрактен. (идеальное отражение связей фактов)
Онтологическое определение
Язык понимается как социально-психическое образование, однако обнаруживается и ряд свойств лингвистического характера. Поэтому данный подход нельзя считать полным.
Более достоверным следует считать рассмотрение проблемы соотношения языка и речи как виртуального (в сознании человека) и актуального (воспринимаемого, материального/ реализация языковых способностей).
Язык – системное образование, единицы которого находятся в закономерных связях и отношениях
Язык – инвариант, стабильная часть речевой деятельности, речь – вариантная реализация языка (изменяющаяся).
Прагматическое определение
Язык имеет социальный характер, речь – порождается индивидуумами в процессе общения. Но речь не может быть лишена социальности. И знание языка как системы средств, и практическое им владение должно быть социально обысловленными.
Язык как код, порождающее устройство, речь – его функционирование.
Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые было четко обосновано и описано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913), крупнейшим лингвистом, основоположником нового этапа в развитии языкознания. Разграничение достигается путем противопоставлений, то есть дихотомией (последовательное деление целого на две части):
|
Язык (langue) | Речь (parole) |
явление психическое асистемна социальное явление форма сущность (внутреннее строение, закономерное) | явление психофизическое система знаков индивидуальное явление субстанция (звуки+значения) явление (форма выражения сущности) |
Общее, абстрактное Постоянен Код/система Потенция инвариант | Частное, конкретное Преходяща/переменна Реализация кода Актуализация вариант |
Позднее эти понятия - язык и речь - (langue и la parоle по Соссюру) были более глубоко разработаны русским и советским лингвистом Львом Владимировичем Щербой (1880-1944). Сложные взаимоотношения между языком (системой) и речью ( формой существования языка ), ее отдельными актами (проявлением речевой деятельности) и создаваемым в результате текстом можно представить в виде следующей схемы:
РЕЧЬ --------------------------------ЯЗЫК
( речевая деятельность) (языковая система)
акты акты инвентарь + грамматика
говорения понимания (система ед.) (система правил)
æ ä
ТЕКСТЫ
(высказывания)
Разное понимание сущности языка рождало и разные подходы к его определению, ср.: язык есть мышление, выраженное звуками (А. Шлейхер); язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа (Ф. де Соссюр); язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс); язык есть важнейшее средство человеческого общения (В.И. Ленин); язык есть стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Н.Д. Арутюнова).
|
В языкознании различают следующие основные социальные формы существования языка:
идиолект - совокупность особенностей, характеризующих язык отдельного индивидуума;
говор - совокупность идиолектов, однородных в языковом отношении, характерных для небольшой территориально ограниченной группы людей;
диалект - совокупность говоров, объединенных значительным внутриструктурным языковым единством (признак территориальной непрерывности не является обязательным);
язык (народности или нации) - совокупность диалектов, языковые различия между которыми могут определяться как собственно лингвистическими, так и социальными факторами;
литературный язык - высшая (наддиалектная) форма существования языка, характеризующаяся нормированностью, а также наличием широкого диапазона функциональных стилей.
Как известно, общение существует не только в человеческом обществе, но и в животном мире, во всех случаях - это передача информации, посылаемой отправителем и воспринимаемой получателем. У животных, согласно исследованиям выдающего русского физиолога И.П.Павлова, общение осуществляется в рамках первой сигнальной системы. Человеческое общение – феномен намного более сложный. Коммуникация может осуществляться с помощью звуков (вербальное общение), письменно, или с помощью жестов, символов (невербальное общение). Наше языковое общение составляет по И.П.Павлову «вторую сигнальную систему действительности», надстроенную над первой, общей с животными. Языковое общение всегда основывается на усвоении (стихийном или сознательном) данного языка, то есть не на врожденном, а на приобретенном знании. Человеческое общение – это не просто обмен какими-то фактами, но и мыслями по поводу этих фактов, их осмысление, логическая классификация, обобщение, что стало возможным, с изобретением письменности, зафиксировать в письменном виде, передавать через время и расстояние.
|
Невербальное общение - это и непроизвольное проявление эмоций, и мимика и жесты, ставшие во многом условными и имеющие у разных народов специфическое значение. Неязыковые формы общения генетически старше, чем звуковой язык, и у детей, постепенно овладевающих речью, они тоже появляются в более раннем возрасте. Человеком были созданы искусственные формы общения: различного рода сигнализация, специальные коды и шифры, нотная запись, научные символы, языки программирования.
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Основная функция языка – коммуникативная (лат. Communicatio- общение), поскольку назначение языка – служить орудием общения, обмена мыслями, информацией и т.д..
Язык не только средство обмена мыслями, но и средство формирования мыслей. Поэтому, вторая его центральная функция – мыслеформирующая.
Кроме того, в языке выделяют ряд частных функций:
а) констатирующую – для простого «нейтрального сообщения о факте (Мой дядя самых честных правил. Мороз и солнце. День чудесный..)
б) вопросительную – для запроса информации
в) аппелятивную (лат. appello «обращаюсь к кому-либо). – служит сред-ством призыва, побуждения к определенным действиям. Выражается с помощью побудительных предложений, формами повелительного наклонения.
г) экспрессивную – выражает голосом (интонацией), подбором слов отношение говорящего, его настроения и эмоции.
д) контактоустанавливающую (фатическую)– для создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия, и прощания, обмен репликами о погоде. How do you do? Hi, Bye, Good morning, etc.
е) метаязыковую – для истолкования языковых фактов (объяснения терминов, незнакомых слов (Приставка мета от др-греч. «вслед за» обозначает здесь нечто вторичное, поскольку высказывания о языке вторичны по отношению к высказываниям о действительности).
ж) индикаторную – для обозначения принадлежности к определенной группе людей (к социальному слою, определенной профессии, национальности и т.д.). Широко используется писателями и в рекламе.
Язык тесно связан с мышлением, с духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующей действительности, на ее моделирование в человеческом сознании («языковая картина мира»), поскольку язык является орудием закрепления, передачи и хранения информации. Находясь в диалектическом единстве, язык и мышление не образуют тождества. Как и общение, мышление может быть невербальным (с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих под впечатлением восприятия действительности, и вербальным (при оперировании понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях и т.д.). Таким образом, язык определенным образом организует знания человека о мире, закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Интересно, что иногда язык сохраняет и устаревшие, неправильные представления, «вчерашний мир мышления». Cf. Солнце село. Солнце взошло.
Сложная структура человеческого мышления была подтверждена исследованиями на головном мозге человека, обнаружившими так называемую функциональную асимметрию – специализацию функций левого и правого полушарий. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи (Брока и Вернике), то есть левое полушарие является «речевым», оно ответственно за логико-грамматическую расчлененность и связность речи человека, за ее форму. При афазИях (нарушения речи в связи с инсультами, ранениями в голову и т.д.), обусловленных травмами левого полушария, речь теряет грамматическую правильность и плавность. Правое полушарие более тесно связано с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми и иными образами, а в области языка – с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. При заболеваниях и травмам правого полушария грамматическая правильность высказывания может сохраниться, но речь становится бессмысленной. Установлено, что в детском возрасте асимметрия мозга не проведена полностью. Недавние исследования показали, что имеются различия в работе головного мозга мужчин и женщин. У мужчин речевая часть обычно находится только в левом полушарии, а у женщин - и в правом, и в левом. В случае инсульта, у мужчин речь поражается чаще, ем у женщин. Из-за особенностей работы полушарий мозга, женщины лучше и больше говорят, легче усваивают иностранные языки.
Язык – всегда достояние коллектива, продукт совместной трудовой деятельности, которая и обусловила необходимость коммуникации и наличия единого средства общения. Как правило, люди, говорящие на одном языке, это коллектив этнический (одна нация, народ, племя). Однако языки некоторых коллективов (например, русский в республиках СССР, английский в современном мире) могут стать средством межэтнического общения, межнационального общения..
Крайне сложно разграничивать язык и речь, поскольку свое назначение язык выполняет в процессе речевого общения.
Сущность языка определяется тесным сплетением биологических (экономия звуковых средств), психологических(ассоциация) и социальных факторов (фонетич/морфолог изменения).
Литература:
1) Ю.С.Маслов Введение в языкознание
2) Н.Ф.Алефиренко Современные проблемы науки о языке
3) Социальные формы существования языка: язык, диалект, идиолект https://studopedia.ru/10_205548_sotsialnie-formi-sushchestvovaniya-yazika-yazikdialektidiolekt.html