Соответственно трем зафиксированным компонентам семиозиса (знак, значение, интерпретатор) можно рассмотреть такие отношения:
— отношение между знаком и другими знаками, которые с ним связаны;
— отношение между знаком и его значением;
— отношение между знаком и интерпретатором.
Это три вида отношений между компонентами знакового процесса фиксируют соответственно три его измерения:
— синтаксическое — измерение, которое фиксирует отношение между знаками в структуре знакового процесса;
— семантическое — измерение, которое фиксирует отношение между знаком и его значением в структуре знакового процесса;
— прагматическое — измерение, которое фиксирует отношение между знаком и его интерпретатором в структуре знакового процесса.
Чаще всего в знаковом процессе присутствуют все три измерения. Однако возможны и такие ситуации, когда некоторые измерения исчезают. Так, знак может не иметь связей с другими знаками (отсутствие синтаксического измерения). Знак может иметь связи с другими знаками,
но при этом не иметь значения (отсутствие семантического измерения). Наконец, у знака может отсутствовать интерпретатор (отсутствие прагматического измерения). Приведем пример.
В одной древней скандинавской саге речь идет об ученом споре, проводившемся без слов, только при помощи жестов, между мудрецом-богословом и храбрым одноглазым викингом.
Сначала мудрец показал один палец. Викинг в ответ показал ему два пальца. Мудрец — три. Тогда викинг показал ему кулак. Мудрец достач вишню, съел ее и выплюнул косточку. Викинг достал крыжовник и проглотил его.
Спор продолжался еще долго, пока мудрец не признал себя побежденным. Его спросили: «Почему?» В ответ он привел свою версию этого спора.
|
«Мой противник — настоящий кладезь мудрости! Я показал ему один палец, говоря: «Бог един!». Но он мудро возразил мне, показав два пальца, как бы напоминая, что кроме Бога-Отца есть еще Бог-Сын. Тогда я попробовал заманить своего собеседника в западню. Показав ему три пальца, я как бы спросил его: может быть богов три — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух? Но он мудро избежал этой западни, показав мне в ответ кулак: Бог един в трех ипостасях.
Тогда я показал ему вишню: говоря, жизнь сладкая, как этот плод. Но он снова посрамил меня, съев крыжовник. Он сказал этим: нет, жизнь лучше, нежели сладкий плод, она еще и с кислинкой, а это делает ее ценней! В самом деле, он наимудрейший среди всех богословов, каких я когда-либо знал».
«Правильно ли мудрец рассказал о вашем споре?» — спросили у викинга. — «Я и не думал говорить о Боге, — удивленно ответил он. — Просто этот наглец показал мне один палец, подразумевая, что у меня всего один глаз, а я еще пробую с ним спорить. Я показал ему два пальца: мой один глаз стоит твоих двух. Тогда он показал мне три пальца: говоря, прекрати свои шуточки — у нас на двоих только три глаза. Что мне оставалось делать? Я показал ему кулак: таких, говоря, мудрецов могут научить не слова, а только хорошая трепка. Он ответил мне: так, я проглочу тебя, как эту вишню, а твои косточки, как эту вишневую косточку, выплюну на землю. Тогда я проглотил крыжовник, чтобы он понял, что я и косточек от него не оставлю, а проглочу его целиком!»
В приведенном примере присутствуют только два измерения знакового процесса (спора): синтаксический и прагматический. Каждый участник спора видел взаимосвязь между знаками, которые они использовали в процессе общения, то есть синтаксическое измерение имело место. Далее, собеседники определенным образом воспринимали знаки, которыми обменивались друг с другом, и истолковывали их, то есть присутствует прагматическое измерение. Однако в этой ситуации отсутствует семантическое измерение,
|