Слуховое восприятие — основа создания образов внешнего мира у детей с нарушением зрения




Современные целевые установки дошкольного образования ориентированы, прежде всего, на обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, социальной адаптации. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание акцентируется на вопросах обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. В свете этого возрастает роль и значение компенсации нарушений в развитии детей, обусловленных зрительным дефектом

В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяют поступательной зрительной информации, использую только нарушенное зрение. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как зрением, так и сохранными анализаторами (слух, обоняние, осязание) Нарушения функций зрения ограничивает поступление количества ощущений, тем самым, снижая полноту, точность восприятия предметов окружающего мира, делая ребенка менее уверенным и более зависимым от окружающих его взрослых. Также у детей данной нозологии имеются сочетанные нарушения: тяжелые нарушения речи, нарушения слуха, координации движений.
Таким образом, необходимо как можно раньше развивать у детей с нарушением зрения все сохранные анализаторы, используя для этих целей, как специальные коррекционные занятия, так и общеобразовательные занятия, а так же различные дидактические игры и упражнения.

Остановимся на развитии слухового восприятия у детей с нарушениями зрения.

Цель: развивать умение выделять звуки окружающей действительности, не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности.

Задачи:

1. обогащать информацию об окружающем мире с привлечением зрительно-слуховой сферы.
2. формировать представления детей о звуках окружающего мира.

3. развивать музыкально-слуховые ощущения.

Для успешной социальной адаптации необходимо развивать слуховое восприятие у детей с нарушениями зрения. Развитие слухового восприятия идёт по двум направлениям:

1.развитие восприятия речевых звуков, т.е. формирование фонематического слуха

2. развитие восприятия неречевых звуков, т.е. шумов..

В зависимости от задач дидактические игры и упражнения можно условно представить несколькими группами:

· игры, направленные на восприятие речи, формирование фонематического слуха, восприятие правильного произношения, интонационной окраски речи;

· игры, использующие эталоны звуков;

· игры, формирующие умения выделять звуки реальных предметов, объектов и явлений окружающей действительности (звук колокольчика, транспорта, дождя);

· игры, сочетающие звуки, предметно-практические действия (ритмические движения, плясовые, пластические движения под музыку).

Одним из больших разделов, связанных со слуховым восприятием, являются словесно-дидактические игры, в которых дети учатся выделять фонематические признаки речи, пропевать звуки, слова и словосочетания. Особенно это важно для формирования правильного звукопроизношения.

Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей действительности. Чтобы развить слуховую чувствительность, мы предлагаем детям звучащие игрушки: музыкальные молоточки, погремушки, металлофоны, дудки, трещотки, бубны, используем в работе тактильно – звуковую панель, которая содержит различные музыкальные инструменты. Панель сочетает в себе функции тактильной, зрительной, звуковой стимуляции, развития мелкой моторики и игровой терапии. На панели размещены музыкальные инструменты: металлофон, бубен, музыкальные колокольчики, вращающиеся диски, музыкальная шарманка, музыка «Ветра».

Их использование позволяет упражнять детей в выделении различных звуков: «Найди самый высокий, низкий звук в металлофоне», «Постучи молоточком также как я», «Угадай, что звучит?», «Тихо – громко». Такие упражнения полезны для понимания детьми характера звучания, темповой характеристики движения звука, тембровой окраски звука, динамичности оттенков звука.

Развивая слуховое внимание, мы одновременно учим детей ориентироваться в окружающем мире на звуки. Часто маленькие дети пугаются неизвестных звуков, поэтому необходимо, чтобы у них было как можно больше представлений о звучащем мире. Для этого полезно проводить игры: «Слушаем звуки природы, улицы» (вода, ветер, шум машин, шарканье ног, шелест листьев, крик птиц, животных.

Интересным моментом в нашей работе является педагогическая находка – «Минутка звуков».

Данный вид деятельности проводился в 3 этапа:

· На первом этапе проведена беседа «Какие бывают звуки?», создавалась проблемная ситуация, дети вслушивались и находили звуки: шуршание, стук, капание воды, звон ключей.

· На втором этапе дети сами находили звуки, определяли их местонахождения и характер звучания;

· На заключительном этапе дети выделяли звуки улицы, соревновались «Кто больше определит разных звуков». В группе создавались проблемные ситуации: «Могут ли звучать любые предметы?», «Один предмет может звучать по – разному?», «Чем похожи и отличается звучание разных часов?». В ходе решения проблемных ситуаций ребенок принес маракас, сделанный своими руками совместно с родителями, предложил игру. Это заинтересовало многих детей и родителей. Так родилась «Музыкальная шкатулка».

Особый интерес у детей вызывает рисование звуков природы на игровом пособии «Прозрачный мольберт. Дети рисуют звуки «Послушай и нарисуй», «Музыкальная картинка». Привлекаем детей к созданию дидактических игр своими руками д/и «Представь и зарисуй». Затем эти игры используют в самостоятельной деятельности, работают в парах.

Обогащение представлений о звуках реального мира способствуют расширению социально-адаптивных возможностей детей с нарушениями зрения. Используем следующие игры: «Угадай, кто позвал?», «Угадай, кто кричал?», «На чём играют?», «Чем стучат?», «Что открывают или закрывают?», «Колокольчик», «Кто умеет слушать?», «Слушай, не зевай - ответ давай. В этих играх дети учатся звукоподражанию высоких и низких звуков, воспроизводят темп, тембр звуков, учатся различать и называть музыкальные инструменты, воспроизводить музыкальные фразы, запоминать музыку.

В других играх у детей формируем умение различать звуки по тембру (по голосам узнают птиц, животных, по высоте звуков – большой, маленький петушок, кошка-котёнок, корова-телёнок и т.д.).

Музыкально – дидактические игры позволяют преодолевать недостаточность слухового внимания и дифференцировок звуков, развивают музыкально-сенсорные способности, закрепляют умение различать звуки и ориентироваться на слух.

Для развития слухового восприятия широко используются различные технические средства. Используем магнитофон, «Музыкальную колонку». Важную роль в развитии представлений о звучащем мире нужно отвести фонотеке, где представлены образцы, эталоны звуков, а также звуки реального мира, речевой материал, записи литературных произведений и музыки.

Занятия тифлопедагога носят пропедевтический характер. Полученные навыки дети закрепляют в совместной деятельности, на музыкальных занятиях, самостоятельной деятельности. На музыкальных занятиях осуществляется дефектологическое сопровождение детей, прослеживается продвижение. Если материал не усвоен ребенком, проводится коррекционная работа в этом направлении. Взаимодействие специалистов отражается в плане взаимодействия специалистов.

Вывод:

Таким образом, проведенная работа позволяют преодолевать недостаточность слухового внимания и дифференцировок звуков, развивает музыкально-сенсорные способности, закрепляет умение различать звуки и ориентироваться на слух, что способствует, созданию равных стартовых возможностей, социализации детей с нарушением зрения и подготовке к обучению в школе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: